Бабкина Елена Анатольевна
Теоретические основы развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретические основы развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста
Многие исследования современной лингвистики и психолингвистики предлагают характеристику связной речи и особенностей ее развития. Общим пониманием связности речи относительно разных видов развернутых высказываний, считается совокупность тематически соединенных отрезков речи, которые имеют тесную взаимосвязь и характеризуются единым смысловым и структурным целым [29].
Публикация «Теоретические основы развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Такой исследователь как Н. Л. Ерастов указывает, что «связная речь в широком понимании представляет собой единицу речи, составные языковые компоненты которой характеризуют логически и грамматически организованное по законам конкретного языка единое целое» [13, с. 60]. Тем самым автор говорит о том, что любое самостоятельное и отдельное предложение может выступать разновидностью связной речи.
Среди исследователей, которые изучали вопросы развития связной речи в дошкольном возрасте, принято выделять таких педагогов, психологов и логопедов как В. П. Глухов, А. Н. Гвоздев, Н. Л. Ерастов, Ф. А. Сохин и пр.
По мнению М. В. Шукайло в связной речи определяются все достижения дошкольников в овладении родным языком, поскольку в ней отражается уровень усвоения звуковой культуры речи, словарный запас и грамматический строй языка. Тем самым, особенности построения детьми высказываний говорит об общем уровне речевого развития ребенка. Однако связная речи является наиболее сложной формой речевой деятельности, поскольку имеет характер последовательного систематического развернутого изложения [50].
В связной речи выделяется описательная речь. Описание представляет собой такой организованный текст, который имеет сложное синтаксическое целое, характеризует функционально-смысловой тип речи, основывается на определенной структуре и состоит из раскрытия в конкретной последовательности признаков того или иного описываемого объекта окружающей действительности. Отметим, что главной целью описания считается наличие последовательности и раскрытие признаков объекта.
С. Ф. Галкина отмечает, что эффективность обучения описательной речи предполагает учет и реализацию коммуникативной направленности речи. А ситуативный характер речевых задач, которые ставят перед детьми в процессе обучения, способствует раскрытию перед ними цели создания текста и высказывания [8].
Важным моментом является то, что описание содержит в себе перечисление одновременных признаков объекта в широком смысле. Поскольку только перечисление признаков не будет выступать описанием, а являться способом, который применяется в описании. Описание как речь представляет собой сочетание предметного значения объектов мысли и речи в широком понимании со способами его выражения.
Струнина Е. И. говорит о том, что описание, выступая особым видом связной монологической речи, несет в себе определенную коммуникативную задачу высказывания, которая заключается в создании словесного образа того или иного предмета и явления. Некоторые исследователи говорят о том, что описание является функционально-смысловым типом речи, выступая как ее типизированная разновидность, и модель монологического сообщения при наличии определенной языковой структуры [37].
Анализ педагогической литературы дает возможность выявить общие требования к структуре и содержанию описания. А многие исследователи говорят, что описание выступает как один из самых трудных видов монологической речи, поскольку оно зависит от развития умения наблюдать и выделять основные признаки предмета или явления, проводить сравнения, синтезировать свои наблюдения в логическое связное высказывание. С. Ф. Галкина предлагает понимать под описанием изложение характерных признаков отдельного предмета, имеющее при этом деловой характер и элементы образности [8].
Важным моментом является так же то, что в описании отсутствует сюжет и действующие лица, поскольку суть описания заключается в развернутом указании на признаки предмета или явления. Специфическими чертами описания выступает наличие большого количества прилагательных, эпитетов, сравнений и метафор. А сама композиция такого текста представляет собой или последовательные наблюдения, или ряд наблюдаемых предметов, или цель [26].
Характерной особенностью описания является то, что те признаки и части, которые выделяет рассказчик в объекте, направленные на его раскрытие, обозначаются в начале речи, в первом организующем предложении, которое и является своего рода тематическим ядром всего монолога.
Ахутина Т. В. указывает, что описательное монологическое высказывание характеризуется определенной композицией и структурой. В начале высказывания называется предмет, после указываются характерные признаки, его назначение и взаимосвязь отдельных частей, в заключении определяется назначение предмета и возможные действия с ним [4].
В дошкольном возрасте монологическое высказывание описательного типа проходит наиболее сложный путь формирования. Для его успешности и эффективности детей обучают речевым умениям, необходимым для составления повествовательных и описательных монологов, среди которых следующие:
- определение главной темы;
- соблюдение структуры в повествовании;
- определение объекта речи;
- последовательность описания.
Такие речевые умения наиболее легко формировать на основе монологов посредством игр и конкретных примеров [30].
Описательная речь, по мнению Галкиной С. Ф., выступает как один из базовых компонентов при составлении связных текстов. Перед началом обучения детей составлять описательные монологические тексты, с детьми проводится работа по рассматриванию предметов, на основе которой дети пятого года жизни обучаются выделять отдельные качества предмета, его детали, разрабатывают словарный запас [8].
Основной функцией связной речи выступает коммуникативная. Ее осуществление протекает в двух формах – диалог и монолог.
Диалогическая речь представляет собой реплики, которые характеризуются цепью речевых реакций, осуществляющиеся в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, или принимающие форму разговора нескольких участников. Диалог опирается на общность восприятия собеседников и ситуации, когда участники процесса понимают, о чем идет речь.
Монологическая речь представляет собой вид связной речи, которая исходит от одного лица, и выполняет коммуникативную цель, заключающуюся в сообщении тех или иных фактов из окружающей действительности. Монолог является самой сложной формой речи, которая служит для целенаправленной передачи информации [30].
Следует отметить, что развитие форм связной речи, т. е. диалогической и монологической, занимает важную позицию в процессе речевого развития детей, а также центральное место в общей системе работы по развитию речи в дошкольных организациях.
Ситуативная речь имеет в своей основе социальную направленность и необходима в процессе общения с другим человеком. Она направляется на слушателя, который находится в специфических условиях контакта. Особенностью ситуативной речи является ее содержание, которое может быть порождено ситуаций, в которой происходит процесс общения. Ситуативная речь у детей формируется на самых ранних этапах речевого развития [21].
Конкретная речь и ее развитие проистекает из необходимости адекватности общения. Она необходима в тех случаях, когда общение начинает выходить за рамки ситуации. Наличие конкретной речи возможно определить из умения ребенка связно излагать свои мысли, то есть излагать их конкретно, по существу. Конкретная речь очень тесно взаимосвязана с ситуативной, хотя и формируется после нее [31].
Когда у ребенка развивается контекстная речь, она не наслаивается внешне над ситуативной и не вытесняет ее: они сосуществуют. Ребенок при этом, как и взрослый, пользуется то одной, то другой в зависимости от содержания, которое надо сообщить, и характера самого сообщения. Речь возникает из потребности в общении. Она всегда направлена на слушателя, на другого, и служит для общения с ним. Это относится в равной мере как к ситуативной, так и к контекстной речи. Развитие последней связано с овладением письменной речью.
Обучение связной речи представляет собой важную цель и средством практического овладения навыками родного языка. В связи с этим освоение различных сторон речи выступает как необходимое условие по развитию связной речи, тогда как связная речи оказывает влияние на обучение ребенка применять самостоятельно отдельные слова и синтаксические конструкции. Отмечается, что при нормальном онтогенезе развитие связной речи сопровождается развитием мышления, деятельности и общения [25].
В период дошкольного детства происходит формирование двух видов речи – диалогической и монологической. Одним из типов монологической речи выступает описательная речь. Описательная речь характеризуется отличительными особенностями построения, которые представляются завершенностью, тематическим единством, подчинением высказываний единой мысли, которая строится на базе определенной логической схемы, связностью ее отдельных частей и предложений, а также наличием оценочного суждения и вывода об описываемом объекте [14].
Тем самым, можно сказать, что описание представляет собой такой организованный текст, который имеет сложное синтаксическое целое, характеризует функционально-смысловой тип речи, основывается на определенной структуре и состоит из раскрытия в конкретной последовательности признаков того или иного описываемого объекта окружающей действительности. Отметим, что главной целью описания считается наличие последовательности и раскрытие признаков объекта.
Следует отметить, что эффективность обучения описательной речи предполагает учет и реализацию коммуникативной направленности речи. А ситуативный характер речевых задач, которые ставят перед детьми в процессе обучения, способствует раскрытию перед ними цели создания текста и высказывания [5].
Важным моментом является то, что описание содержит в себе перечисление одновременных признаков объекта в широком смысле. Поскольку только перечисление признаков не будет выступать описанием, а являться способом, который применяется в описании. Описание как речь представляет собой сочетание предметного значения объектов мысли и речи в широком понимании со способами его выражения.
Описание, выступая особым видом связной монологической речи, несет в себе определенную коммуникативную задачу высказывания, которая заключается в создании словесного образа того или иного предмета и явления. Некоторые исследователи говорят о том, что описание является функционально-смысловым типом речи, выступая как ее типизированная разновидность, и модель монологического сообщения при наличии определенной языковой структуры [24].
Анализ педагогической литературы дает возможность выявить общие требования к структуре и содержанию описания. А многие исследователи говорят, что описание выступает как один из самых трудных видов монологической речи, поскольку оно зависит от развития умения наблюдать и выделять основные признаки предмета или явления, проводить сравнения, синтезировать свои наблюдения в логическое связное высказывание.
А. М. Бородич предлагает понимать под описанием изложение характерных признаков отдельного предмета, имеющее при этом деловой характер и элементы образности [4].
Умения дошкольников описывать предметы заключается в соблюдении следующих критериев:
1. Уровень инициативы ребенка в описании того или иного объекта, его ответы на вопросы со стороны воспитателя. То есть сама монологическая речь.
2. Наполненность содержания высказывания, которое проявляется в уровне ориентированности ребенка в задании.
3. Выбор средств общения, которое представляет собой полноту и развернутость описания, связь между собой его отдельных частей.
Что касается возрастных аспектов овладения детьми навыками описательной речи, то особое место отводится старшему дошкольному возрасту в становлении монологической речи [26].
Это период времени, когда происходит обогащение активного словаря дошкольника словами, которые обозначают качества предметов и действия, которые производятся с этими предметами. Для старшего дошкольного возраста характерно умение определять назначение предметов, их функциональные признаки. Наряду с этим старшие дошкольники начинают подбирать синонимы и антонимы, способны сравнивать предметы и явления, применять в своей речи обобщающие слова. Однако важным моментом является то, что для речи ребенка старшего дошкольного возраста характерно наличие подвижности и неустойчивости. Они могут ориентироваться на смысл слова, но при этом возникают трудности при объяснении значения такого слова [23].
Большинству детей старшего дошкольного возраста свойственна недостаточная степень наличия умения строить описательные конструкции. Это проявляется в нарушении структуры и последовательности, отсутствии связности предложений и отдельных частей высказывания. В процессе обучения навыкам описательной речи дети постепенно осваивают умение строить описательные монологические высказывания, описывают игрушки, предметные или сюжетные картинки, свои рисунки, явления окружающей действительности и т. п. Вместе с этим у них формируются элементарные представления о структуре и функциях описательного текста.
В старшем дошкольном возрасте дети могут использовать слова, которые подытоживают предыдущие обобщения. Однако такие обобщения основываются на самые яркие признаки, усвоенные детьми в процессе своей практической деятельности. Здесь мы имеем в виду, что обобщение ребенка характеризуется конкретностью и наглядностью, когда за словами детей стоят представления о конкретном предмете или ситуации. Тем самым в речи детей 6-7-летнего возраста наблюдается преобладание слов, которые означают конкретные объекты, с которыми ребенок сталкивается в своей действительности постоянно [15].
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте у ребенка начинается формирование описательной речи, которая представляет собой один из видов монологической связной речи. Дальнейшее ее развитие приходится уже на школьный возраст. Однако в дошкольный период дети постепенно начинают более эффективно использовать ситуативную или контекстную речь в зависимости от условий и характера общения.
Под связной монологической речью мы будем понимать такую, которая передает смысловое содержание, отражая при этом все связи предметного содержания речи. А развитие связной монологической речи заключается в том, что ребенок имеет достаточный уровень развития ситуативной, контекстной, диалогической, монологической речи и связности высказываний.