Ольга Ёлгина
Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о профессии стоматолога
▼ Скачать + Заказать документы
Ёлгина Ольга Юрьевна
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г. Строитель»
Яковлевского городского округа Белгородской области
воспитатель
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с миром профессий – важный этап в процессе ранней профессиональной ориентации. Знакомство старших дошкольников с миром профессий не только способствует формированию у них теоретических знаний, но и даёт детям возможность приобщиться к труду взрослых, обрести опыт коммуникации со специалистами в разных сферах.
Темочки:
- Врач. Знакомство с профессией медицинских работников
- Зубы. Все о зубах для детей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Старшая группа
- Стоматолог. Знакомство с профессией
- Темочки
Как утверждает О. В. Юруткина, «Следует отметить, что проблема формирования представлений старших дошкольников о профессиях на сегодняшний день очень важна и значима, хотя она практически не разработана в современных научных исследований. Воспитательная работа по ранней профессиональной ориентации ребёнка в дошкольных образовательных организациях, несомненно, ведётся. С детьми проводятся тематические беседы и мероприятия на данную тематику. Опыт показал, что большинство детей знают, кем работают их мамы и папы, а вот чем они занимаются конкретно, знают немногие. Поэтому перед педагогами стоит задача – максимально обогатить детей знаниями о профессиональном мире» 5 .
Основные сведения о профессиональной деятельности взрослых, особенностях их труда, его условиях и значении трудовой деятельности в жизни человека, формирование простейших трудовых навыков входят в содержание основных и парциальных образовательных программ, которые реализуются в дошкольных образовательных организациях, однако, как показывает практика, масштаб и содержание этих сведений минимальны.
По мнению Е. В. Варламовой, «Несмотря на то, что изучение различных аспектов профессиональной ориентации детей дошкольного возраста в теории дошкольного образования и воспитания ещё продолжается, практическое значение этой работы не вызывает сомнений. На практике эта работа не всегда осуществляется успешно: представления о профессиях, как правило, формируются у детей бессистемно, отрывочно; зачастую используются устаревшие средства и методы обучения. К тому же, число профессий неуклонно растёт. Кроме того, содержание апрофессиональной деятельности представителей некоторых профессий благодаря развитию науки и техники сильно изменилось. Если ознакомлению с разными современными профессиями в дошкольном возрасте уделять недостаточно внимания, в будущем детям будет сложно ориентироваться в мире профессий» 1 .
Работа педагогов дошкольных образовательных организаций по формированию представлений детей дошкольного возраста о разных профессиях должна быть направлена на осознание детьми в доступной ему форме требований к предъявляемой профессии и набора соответствующих умений, а также понимание человеческих качеств, необходимых конкретной специальности; определение склонностей личного порядка и желания заниматься этого рода деятельностью. В идеале выбор профессии должен стать выбором на всю жизнь, к чему надо стремиться, проводя работу по ранней профориентации с детьми старшего дошкольного возраста 2 .
Как отмечают З. С. Родыгина и С. В. Савинова, «Традиционно перечень профессий, с которыми происходит знакомство детей дошкольного возраста, ограничивается профессиями родителей и ближайшего окружения детей (повар, дворник, воспитатель, парикмахер, водитель). В то время как число востребованных профессий за последнее время значительно возросло : появлялись новые профессии (коуч, нанотехнолог, робототехник, сити-фермер, проектировщик «умных домов»). Также существует множество наиболее востребованных профессий, спрос на которые огромен: медик, инженер, химик, эколог, айтишник, юрист, фармацевт» 4 .
В последнее время большую популярность набирает профессия стоматолога. С точки зрения социальной значимости профессия стоматолога во все времена занимала уверенные лидирующие позиции в списке нужных профессий. Профессия стоматолога требует высокого уровня знаний по предмету. Человек, выбравший эту профессию, должен обладать такими качествами, как спокойствие, умение концентрироваться, усидчивость и непосредственная заинтересованность в оказании качественной помощи пациентам 3 .
Эффективными методом формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о профессии стоматолога выступают следующие :
1. Игровая деятельность:
– сюжетно-ролевые игры «Стоматологическая поликлиника», «В кабинете стоматолога»;
– дидактичексие игры: «Здоровые зубы», «Вылечим зубки», игра на липучках «Стоматолог», «Почистим зубки», «Инструменты стоматолога».
2. Чтение и анализ произведений детской художественной литературы:
– сказки: «Сказка о больных зубах», В. Коростылёва «Королева Зубная щётка», В. Лапшин «Сказка про больной зуб», И. Чичинов «Трусишка Ёжик и больной зуб», Е. Саженцева «Про кошечку, которая боялась стоматолога».
– стихотворения: В. Воскресенский «Сказка о зубной боли», Е. Урусова «Зубной врач», И. Дарнина «До чего же я боюсь…», И. Полюшко «Мне драконы не страшны», Л. Гульева «Лечу зубы», Л. Шмидт «Кариезная история», М. Володина «Визит к стоматологу», М. Николаева-Бурак «У стоматолога», Н. Зинцова «Зубной кабинет», О. Маслова «Зубные кабинеты», О. Якухина «В стоматологии».
3. Просмотр и анализ мультфильмов: «Три кота. Больной зуб», «Добрый доктор Стоматолог», «Лечим зубы у Филиппа», «Ми-ми-мишки. Зубная фея», «Фиксики. Зубная паста», «Фиксики. Зубная щётка», «Щенячий патруль. Щенки спасают зубик», «Маша и медведь. Сладкая жизнь», «Лунтик. Зуб», «Птичка Тари».
4. Экскурсии в кабинет стоматолога : реальные и виртуальные.
Таким образом, чтобы формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о професии стоматолога проходило успешно, необходимо методичекси грамотно использовать разнообразные средства и методы ознакомления детей с данной профессией, как входе организации образовательной деятельности, так и в повседневной жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Варламова Е. В. Вхождение в профессию : из опыта работы по формированию у старших дошкольников представлений о профессиях / Е. В. Варламова // Поволжский педагогический вестник. – 2020. – №3(28). – С. 64-68.
2. Лукьянова О. Л. Формирование ранних представлений ребёнка о профессиях в процессе профессиональной ориентации в ДОУ / О. Л. Лукьянова, А. В. Бабаян // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2020. – Вып. 5. – С. 588-592.
3. Правильный выбор профессии врача-стоматолога – залог успешной карьеры [Электронный ресурс] / К. Г. Сеферян и др. // Международный журнал экспериментального образования. – URL : https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4793.
4. Родыгина З. С. Развитие представлений о профессиях у старших дошкольников в процессе дидактической игры / З. С. Родыгина, С. В. Савинова // Вестник Шадринского педагогического университета. – 2021. – №2(50). – С. 152-157.
5. Юруткина О. В. Формирование представлений о мире профессий у старших дошкольников / О. В. Юруткина // Вестник магистратуры. – 2022. – №3-1. – С. 106-107.