Валентина Матыцина
«Мир сказок». Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
МДОБУ «Детский сад» «Чебурашка с. Сухоречка
Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группе (6 -7 лет).
«Мир сказок»
Автор: Матыцина Валентина Николаевна
воспитатель
Сухоречка 2025г.
Организационная информация
1. Доминирующая образовательная область Речевое развитие
2. Виды деятельности детей. Познавательная, игровая, двигательная, коммуникативная, художественно- эстетическая, музыка
Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности. «Мир сказок».
2. Методы и приемы реализации содержания занятия Наглядный метод
Практический метод
Словесный метод
Игровой метод
3. Интеграция образовательных областей. Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие
4. Возрастная группа Подготовительная группа Дети 6-7 лет.
5. Цель Закрепить знакомые сказки.
6 Задачи Образовательные задачи:
формировать у детей умение внимательно слушать взрослого, вырабатывать учебные навыки (умение отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего, воспитывать у детей чувство товарищества, желание прийти друзьям на помощь;
Развивающие задачи: развивать у детей зрительное и слуховое внимание, умение вслушиваться в речь взрослого, искать выход из проблемных ситуаций. Развивать логическое мышление; умение сравнивать, рассуждать, развивать связную речь детей. Расширять словарный запас детей, развивать у детей фонематический слух, готовить их к звуко - слоговому анализу слов
Воспитательные задачи: воспитывать эстетические качества, учить выслушивать рассказы товарищей. Воспитывать у детей доброжелательное отношение к персонажам, вызывать сочувствие к ним и желание помочь.
7. Планируемые результаты Ребёнок:
Детям было предложено вспомнить, где они побывали. Что им было интересно легко или что то, было сложно и что запомнилось больше всего.
Контроль осуществлялся на всех этапах занятия. Дети с легкостью усваивали преподнесенный материал. Атмосфера занятия была благоприятной, дружно и с желанием выполняли все задания. Также было заметно, что дети на протяжении всего занятия испытывали положительные эмоции: радость, удивление, были дисциплинированы, заинтересованы. Дети умели слышать и слушать воспитателя и друг друга. Прекрасно справились с выполнением всех задач.
8. Организация среды для проведения образовательной деятельности (занятия) Флеш-носитель, музыкальный центр, музыка, письма, книги, иллюстрации сказочных героев (медали - знаток сказок). Игра с мячом, Дидактическая игра «Что из чего сделано» Картинки сказочных героев.
9 Подготовка к образовательной деятельности (к занятию) в режимные моменты. Приветствие. Беседы на тему «Сказки», чтение художественной литературы загадка, письмо, сказка «Маша и медведь», мелодия «Звуки леса», дидактическая игра, физкультминутка с проговариванием чистоговорок, артикуляционная гимнастика, картинки сказочных героев, рассказ по сюжетным картинкам.
Структура занятия (оформляется в табличном формате):
I. Вводная часть:
1.1. Введение в тему (создание проблемной ситуации)
1.2. Мотивация деятельности детей
1.3. Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)
II. Основная часть:
2.1. Актуализация ранее приобретенных знаний.
2.2. Добывание (сообщение и приятие) нового знания
2.3. Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания.
III. Заключительная часть:
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей.
Вводная часть
1.1 Введение в тему
(создание проблемной ситуации) Воспитатель: Ребята давайте возьмемся за руки и поприветствуем, друг друга.
В этот чудесный осенний день
Нам здороваться не лень
Шлем привет мы всем вокруг.
Я твой друг и ты мой друг!
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: Дети, сегодня нас ожидает необыкновенное путешествие. А куда вы узнаете, отгадав загадку:
«Там волшебство там чудеса,
бывает бабушка яга,
герои действуют умно
и дружба побеждает зло».
Так куда мы отправляемся?
Дети: мы отправляемся в сказку.
Воспитатель: Ребята, а скажите, откуда берутся сказки? Вы знаете?
Дети: Сказки придумывают.
Воспитатель: А кто их придумывает?
Дети: Их придумывает народ, сказочники, писатели.
Воспитатель: А какие вы знаете сказки?
Дети: Я знаю сказку «Колобок» ,«Маша и медведь», «Три медведя», и т. д.
Воспитатель: Да все верно, молодцы тогда отправляемся в путь. Для этого нужно закрыть глаза и сказать:
«Тили – бом, тили – бом,
Открывайся сказки дом!»
3 мин
1.2 Мотивация деятельности детей Воспитатель: Дети, вот мы и в сказке. Это сказочный лес, посмотрите как красиво, давайте пойдем, посмотрим, что нас ждет интересного в лесу. Ой! ребята смотрите, тропинка завалена книгами.
Воспитатель: Смотрите дети, на книгах лежит конверт. А что кладут в конверт?
Дети: В конверт кладут письма, открытки, приглашение.
Воспитатель: А для чего нужны письма?
Дети: Письма нужны для того чтобы поздравить кого-нибудь, пригласить в гости, сообщить что-нибудь важное.
2 мин
1.3
Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Воспитатель: Правильно, молодцы! Вот и нам, наверное, кто-то хочет сказать что-то важное. Хотите узнать, что в письме? (Читает)
«Здравствуйте маленькие путешественники! Раз вы нашли это письмо, значит, столкнулись с первым препятствием, которое я для вас придумала. Я волшебница «Путаница». Я всегда и везде всё перепутываю. Если хотите прогуляться по сказке. Значит, решите все задачки. До скорой встречи!».
2 мин
2. Основная часть.
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний. Воспитатель: Дети с нами решила поиграть волшебница путаница, как она написала: «Я всегда всё перепутываю». Вот и сейчас здесь что-то перепутала. Давайте посмотрим внимательно что здесь не так.
Дети: Книги. Их не бывает в лесу.
Воспитатель: А где должны находиться книги?
Дети: Книги должны находится, в библиотеке, в магазине, на полке, дома в шкафу…
Воспитатель: Правильно. Молодцы. Нам надо идти дальше. А как же нам пройти.
Дети: Надо убрать книги.
Воспитатель: А как их надо убрать.
Дети: аккуратно сложить их стопочкой.
Пойдемте дальше. Дети, посмотрите, лесной домик. Ой, ребята еще письмо.
Читает: «Здравствуйте гости дорогие. Это дом волшебницы «Путаницы». Меня сейчас нет дома, но вы не стесняйтесь, заходите, посидите, отдохните. Посмотрите, как живу.
Воспитатель: Дети зайдем в гости? Посмотрите ребята. а дом у «путаницы» сделан из ткани значит он какой ….тканевый.
- Есть у неё сумка из кожи…она какая? кожаная
- Если ручка сделана из пластмассы, то… пластмассовая
- Блюдце из фарфора… фарфоровое
- Баночка из стекла… стеклянная
- Варежки из шерсти… шерстяные
-Мяч сделан из резины….резиновый
-Стул из дерева…. деревянный
-Книги из бумаги…бумажные
(из книги высыпаются письма)
Ой, смотрите, опять письма от волшебницы путаницы. Что же она опять придумала?
Воспитатель читает письмо
«Ребята, помните сказку «Маша и Медведь»? Я там тоже всё перепутала. Послушайте и попробуйте помочь Маше.
Воспитатель: Дети присаживайтесь. И прежде чем читать сказку, нужно приготовится!
Сделать артикуляционную гимнастику.
Шу-шу-шу, сижу тихо, не шуршу (дети легко ударяют ладонями по коленям).
Уши-уши-уши – приготовим уши (потягивают за мочки ушей)
Уша-уша-уша – буду сказку слушать (представляют ладонь то к одному уху, то к другому)
Ша-ша-ша – очень сказка хороша (хлопают в ладоши).
Воспитатель: А теперь послушаем сказку.
Сказка
Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз, собираясь навестить своего друга, Маша напекла пирогов и положила их в узелок. Она долга шла через лес и зацепилась узелком за куст. Он порвался, пирожки рассыпались. Как Маше донести их до дома, где живёт медведь! Воспитатель: Ребята, а что в этой сказке не так?
Воспитатель: Молодцы! Вы снова справились с заданием.
Физкультминутка с проговариванием чистоговорок
Ой, ой, ой – повторяйте все за мной
Ва, ва, ва – высокая трава. (Медленно повторяют, идут, высоко поднимая ноги).
Па, па, па – узкая тропа. (Повторяют со страхом, узко ставят ступни).
Ке, ке, ке – мы пришли к реке. (Шагают, руки на поясе).
Кой, кой, кой – любуемся рекой. (Повторяют радостно, развести руки в стороны).
Ась, ась, ась – вот плывёт карась. (Повторяют тихо, плавные движения руками).
Ушка – ушка – ушка – прыгает лягушка. (Повторяют громко, прыжки на двух ногах).
Шо, шо, шо – говорим мы хорошо? (Повторяют тихо, пальцы к губам).
Це, це, це – улыбка на лице. (Повторяют радостно)
15тмин
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания Воспитатель: Ну что дети размялись. Тогда давайте выполним следующие задание. Нам надо составить предложения.
- Я вам покажу сказочного героя, а вы должны назвать из какой он сказки. И что вы можете рассказать о нем. (колобке, волке, лисе, зайце)
(Дети составляют свои рассказы).
Воспитатель: Давайте дальше посмотрим, что же он ещё для нас придумала волшебница «Путаница», (Игра с мячом)
В этом письме «Путаница» предлагает нам продолжить название сказки.
1. «Царевна — лягушка»;
2. «Сивка- бурка»;
3. «Иван-царевич и серый волк»;
4. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»;
5. «Мальчик-с-пальчик»;
6. «Петушок— золотой гребешок»;
7. «Каша из топора».
8. «Муха цокотуха»
Молодцы!
3 мин
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания. Воспитатель: Вы хорошо сегодня поработали, решили задачки волшебницы путаницы. Но пришло время возвращаться из сказки. Для этого снова нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова.
Ой, ребята, а у меня ещё один конверт есть. Посмотрим что там?
Воспитатель вручает детям каждому по медали «Знаток сказок»
«Сказка двери закрывай,
в детский сад нас отпускай».
2 мин
3. Заключительная часть.
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей Воспитатель: Ну что, дети, мы вернулись в детский сад.
- Понравилось вам наше путешествие?
-Где мы с вами побывали?
-Кто прислал на письма?
-Какие задания вы выполняли?
-Что для вас было самым легким?
-А что самым трудным?
Спасибо за проделанную работу.
3 мин