Лариса Донских
Теневой театр как эффективное средство развития фантазии и творческого мышления у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность в детском саду — это волшебный мир сказки. Играя в театр, ребенок раскрывает свой творческий потенциал. Именно театральная деятельность в большей степени позволяет развить творческие способности ребенка.
Публикация «Теневой театр как эффективное средство развития фантазии и творческого мышления у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр теней своими руками
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Дошкольники очень любят смотреть спектакли. Он для них понятен и доступен, а теневой театр еще и содержит элементы мультипликации. Дети видят на экране знакомых и любимых персонажей: мишка, котик, зайка, лошадка. Важно, театр рассматривать не только как развлекательное мероприятие, но и показывать через спектакли примеры дружбы, честности, трудолюбия и доброты. Именно в этом возрасте у детей формируется характер, интересы, отношение к окружающему миру.
Виды теневого спектакля
- Книжный теневой театр
- Театр «живых» теней
Важно!
Чем ближе к лампе располагаются руки артиста, тем крупнее тень на экране. Однако чем меньше силуэт, тем он чётче и выразительнее.
Кроме изображения героев с помощью рук, можно добавить в представление маленькие объекты, вырезанные из плотной бумаги: например, блюдце для кошки или конуру для собаки.
Репертуар
Небольшие истории о встрече разных зверей
Упрощенные варианты народных сказок
Игры с изображенными героями: «Угадай, кто это?» «Озвучь персонажа» и т. д.
Книжный театр теней
Один из самых простых в исполнении вид теневого театра, но для него вам понадобятся специальные книги
Используются книжки-гармошки с вырезанными в виде силуэтов сценками. При этом каждая страница только с одной стороны черная, а с другой стороны картинка цветная, то есть книжку можно и читать, и использовать для проекции.
Театр «живых» теней
Ставится с помощью экрана, источника света и теневых фигур. Подготовить такое оборудование совсем несложно.
Экран и его виды
Из картона или фанеры
Из картонной коробки
Из деталей конструктора «Лего»
В дверном проёме
Экран из картона или фанеры
большой лист прочного картона или фанеры
тонкая белая бумага или калька
В картоне (или фанере) нужно вырезать (или выпилить) отверстие любой формы, чтобы получилась своеобразная рамка. Отверстие может быть прямоугольным, квадратным, овальным или полукруглым - в виде арки.
Размер экрана и всего театра зависят от размеров актёров (теневые фигуры и пр.) и количества зрителей.
Экран в дверном проеме
Экран теневого театра можно оборудовать в дверном проёме любой комнаты. В открытой двери, на высоте примерно 1,2 метра от пола, прикрепляется планка. На полметра выше размещается ещё одна планка. К этим планкам во всю ширину двери прикрепляется матовая калька или ткань. Просветы выше и ниже экрана желательно завесить плотной тканью.
Актеры
Куклы, игрушки
Куклы, надевающиеся на руку
Теневые фигуры
Репертуар
• Русские народные сказки
• Авторские сказки
• Сказки собственного сочинения
Из всех видов кукольного театра в детских садах наименьшей популярностью пользуется теневой театр. И как мне кажется, незаслуженно обделен вниманием педагогов. Магия театра теней создает теплую, домашнюю атмосферу, где даже самый застенчивый и робкий ребенок проявит желание быть актером, ведь за ширмой его не видно, и он потихоньку начинает раскрепощаться.
Участвовать в театральных постановках дети начинают с четырех – пяти лет. Чтобы ребенок плавно вошел в игровой процесс, не перегружайте его заданиями, достаточно и того, что ребенок управляет одним персонажем, в то время как взрослый будет читать сказку, а другой управлять другими фигурками.
Театр теней – это волшебство, это сказка, которую раз увидев, не забудешь никогда!
• ПРИМЕР СЦЕНАРИЯ ДЛЯ ТЕАТРА ТЕНЕЙ
• ЧТО ВСЕГО ВКУСНЕЕ!
• (На экране силуэт Сказочницы. Рис. 1) Сказочница. Жили-были на одном дворе Кот, Петух, Конь, Бык, Собака, Гусь, Утка и Коза. Жили они дружно, но однажды крепко поспорили! Что всего вкуснее?
• (Силуэт кота. Рис. 2) Кот. Мяу! Очень вкусное м-м-молоч-ко. См-метанка тоже. И сливки вкусные. (Мечтательно.) Хорошо еще м-мышку поймать. Мяу!
• (Силуэт Петуха. Рис. 3) Петух. Ко-ко-ко! Что там молочко-ко-ко! Вот пшено, это будет коко-конечно, вкуснее!
• (Силуэт Гуся. Рис. 5) Гусь. Га-га-га! Да-да-да-да!
• (Силуэт Петуха. Рис. 4) Петух. Ты со мной согласен, Гусь? Гусь. Нет, я го-го-говорю: лучше бы го-го-горошка и червяка. Га-га-га-га!
• (Силуэт Утки. Рис. 6) Утка. Пра-пра-правильно. Нет ничего вкуснее червяка. Кря-кря-кря-кря!
• (Силуэт Коня. Рис. 7) Конь. Червяка, пшено и го-го-горошка не едал, а овес - это сытнее и го-го., и го-го-гораздо вкуснее.
• (Силуэт Собаки. Рис. 8) Собака. Петух не прав-ав, конь не прав-ав, и гусь тоже не прав-ав. Всего вкуснее хор-р-рошая косточка. Я много съел косточек и знаю, что всего вкуснее. Да!
• (Силуэт Козы. Рис. 9) Коза. М-мне-не бы душистого сенца пожевать. Вкусн-не-е-е ничего н-е-ет.
• (Силуэт Быка. Рис. 10) Бык. М-му! Никак я не пой-м-му, о чем-м спор? Сам-мое вкусное - это тра-вушка-м-ммуравушка! Н-ну, к чем-м-му спорить?
• (Силуэт Сказочницы. Рис. 1) Сказочница. А вы как думаете, ребята? Что всего вкуснее?