Вера Фадеева
Тематический контроль: «Речевое развитие дошкольников в условиях ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Аналитическая справка по результатам оперативного контроля
в ГБДОУ №105.
Тема : «Речевое развитие дошкольников в условиях ДОУ».
Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи; средствами всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы по развитию речи детей.
Публикация «Тематический контроль: „Речевое развитие дошкольников в условиях ДОУ“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Сроки проверки: 14-18 января 2019г.
Проверку проводил- методист -Фадеева В. В.
Возрастные группы : 1 младшая группа, средняя, старшая и подготовительные группы.
Основные формы и методы контроля :
Анализ календарного планирования воспитателей.
Наблюдение и анализ совместной деятельности воспитателя и детей.
Анализ условий, созданных в группах для развития речи детей.
Взаимодействие с родителями по вопросу речевого развития детей.
Методы исследования:
• Проверка календарных планов воспитателей;
• Посещение мероприятий;
• Обследование предметно-развивающей среды для речевого развития детей;
• Анализ; наблюдение; выводы.
Справка по итогам тематического контроля
«Речевое развитие дошкольников в условиях ДОУ»
При организации и планировании работы по развитию речи воспитатели возрастных групп используют примерную образовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Веракса Н. Е., Комарова Т. С., М. А. Васильевой и учебно-методическое пособие В. В. Гербовой «Развитие речи в детском саду».
Анализ планирования воспитательно-образовательной работы по развитию речи свидетельствует о соблюдении требований программы, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала.
В группах созданы условия для речевой деятельности детей : организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, групповые и индивидуальные беседы. Накоплен иллюстративный наглядный материал.
Оценка эффективности занятий по развитию речи.
В ходе контроля было организовано посещение занятий в различных возрастных группах. Было установлено, что программное содержание занятий по речевому развитию соответствует задачам речевого развития, возрастным особенностям детей. На занятиях созданы условия для качественной организации работы по развитию речи : демонстрационный и раздаточный материал, продумано рациональное размещение детей, соблюдены санитарно-гигиенические условия. Занятия организованы в соответствии с методикой проведения: в организационном моменте создается интерес детей к занятию.
Просмотр занятий осуществлялся с целью выявления уровня развития связной речи детей. В 1 младшей группе дети 2-го и 3-го года жизни проявляли интерес к стихотворному тексту, повторяли за воспитателем разговор животных.
В средней группе дети показали умение отвечать на вопросы, составлять описательный рассказ, приняли участие в инсценировке. Дети старшей и подготовительной группы продемонстрировали умения пересказывать рассказ, умения отвечать на вопросы по содержанию произведения. По времени занятия выдержаны в соответствии с возрастом детей, динамическая пауза своевременна.
Уровень развития связной речи детей удовлетворительный. Однако речевая плотность занятия средняя во всех возрастных группах. Высказываются на занятиях лишь некоторые дети, большинство отвечает односложно, хотя педагоги побуждают детей к ответам словосочетаниями (младшие) или предложениями (старшие).
Анализ профессионального мастерства педагогов показал, что педагоги знают программное содержание образовательной области, цели и задачи своей возрастной группы, все направления работы по развитию речи, приемы интеграции задач речевого развития в различные образовательные области.
Вывод:
Проведенный тематический контроль показал, что проблема развития речи и коммуникации дошкольников актуальна и она в ДОУ решается: через НОД, свободную деятельность детей, через режимные моменты, во время проведения прогулок.
Необходимо обратить внимание на работу с детьми и родителями в группах, использование в практике работы моделей и схем по развитию связной речи дошкольников, на воспитание культуры общения со взрослыми и сверстниками, создание оптимальных условий на занятиях (НОД) для проявления познавательной и речевой активности детей.
Педагоги возрастных групп грамотно и целесообразно используют инновационные технологии (ИКТ, развивающие программы, здоровье сберегающие технологии, стараются привлекать к участию в различных мероприятиях родителей.
Рекомендации:
1. Планировать в календарных планах и проводить индивидуальную работу (с указанием фамилии и имени ребенка) по развитию речи и формированию коммуникативных навыков дошкольников; работу в уголке книги – ремонт книг, оформление выставок; индивидуальные и групповые беседы с детьми; знакомство с художественной литературой.
2. Повысить уровень развивающей среды в группах через изготовление развивающих игр, наглядного материала, пополнение книжных уголков детской литературой.
3. Использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной речи дошкольников.
4. Продумывать при планировании другие формы работы с дошкольниками по приобщению их к чтению художественной литературы (например, викторины, вечера загадок, беседы по творчеству детских писателей).