Аниса Шарифуллина
Речевое развитие в условиях внедрения ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка. Данное направление представлено в Федеральных государственных стандартах к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательной областью «Речевое развитие», содержание которой направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
1)развитие свободного общения детей со взрослыми и сверстниками;
Темочки:
2)развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
3)практическое овладение детьми нормами речи.
Проведённый анализ содержания задач речевого развития детей в вариативных программах с точки зрения соответствия Федеральным государственным стандартам выявил следующее:
-во всех анализируемых программах задачи развития речи детей представлены в полной мере, знания и умения детей в области родного языка достаточно детализированы, в основе выделения речевых задач – учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Наиболее подробно данные образовательные задачи представлены «От рождения до школы» в программе воспитания и обучения детей в детском саду под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой: задачи развития речи разделены на общие и частные, более детализированы, при этом особое внимание акцентируется на семантизации детской лексики, очень подробно представлены требования к развивающей речевой среде каждой возрастной группы.
В образовательной программе «Детство» внимание акцентируется на обогащении мотивации речевой деятельности детей, особо следует отметить выделение познавательных и речевых умений (для младших дошкольников) и уровней речевого развития (для старших дошкольников); реализация речевых задач предполагает использование развивающих игровых технологий, стимулирующих речевое творчество и самостоятельность ребёнка.
В примерной общеобразовательной программе под редакцией Л. А. Парамоновой речевые задачи также достаточно подробно представлены по каждой возрастной группе, каждая задача имеет три вектора решения: непосредственное воздействие педагога; организация ситуаций взаимодействия детей; организация среды. Авторы программы обращают внимание педагогов на формирование у ребёнка желания активно вступать в общение всеми доступными неречевыми и речевыми средствами.
Анализ содержания речевых задач в образовательной программе «Радуга» позволяет отметить особую концентрацию внимания на освоении ребёнком знаковой системы речи, а также развитии диалогической речи как способа коммуникации, в то же время следует отметить отсутствие детализации конкретных знаний, умений и навыков детей в области родного языка.
Полное соответствие содержания задач образовательной области «Коммуникация» Федеральным государственным стандартам можно отметить в образовательной программе «Успех» : в целях оптимизации построения образовательного процесса разделы программы изложены по возрастным подпериодам дошкольного детства, содержание задач строится на адекватных возрасту видах деятельности.
В целом можно отметить, что практически во всех анализируемых программах задачи развития речи детей достаточно подробно детализированы. Например, в Федеральных государственных стандартах задача развитие произносительной стороны речи не имеет чёткой конкретизации, тогда как в существующих программах, в соответствии с классической методикой развития речи выделяется задача воспитание звуковой культуры речи, которая включает в себя не только формирование у детей навыков правильного звуко- и словопроизношения, но и воспитание орфоэпически правильной речи, выработку чёткой дикции, формирование выразительности речи и др.
Поскольку ФГОС предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках речевой работы актуализируется проблема организации речевой развивающей среды. Достаточно полная характеристика структурных компонентов речевой среды каждой возрастной группы представлена только в Программе «От рождения и до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Раздел «Приобщение к художественной литературе» в программе ФГОС предусматривает работу по ознакомлению детей с художественной литературой различными методами, ведущим из которых был метод чтение художественных произведений (по книге или наизусть). В ФГОС отмечается отождествление понятий «чтение» и «восприятие». Реализация содержания образовательной области «Приобщение к художественной литературе» предусматривает решение следующих задач:
-формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
-развитие литературной речи;
-приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Чтение по отношению к детям дошкольного возраста – условное понятие. Взрослый является своего рода посредником между ребёнком и книгой, поэтому именно педагог формирует круг детского чтения. Данное обстоятельство учитывается при определении содержания работы по ознакомлению с художественной литературой детей дошкольного возраста во всех вариативных программах.
Во всех анализируемых программах задачи работы по данной образовательной области достаточно подробно раскрыты (формирование интереса к художественной литературе; развитие эстетического восприятия; знакомство детей с изобразительными средствами языка; формирование выразительной речи и др.).
Особого внимания заслуживает образовательная программа «Детство», в которой восприятие ребёнком произведений художественной литературы рассматривается в одном ряду с восприятием изобразительного искусства и музыки; среди знаний, умений и навыков авторы программы выделяют познавательные умения (слушать, запоминать, речевые умения (передача текста, выразительность речи) и отношения (эмоциональный отклик).
Основная концептуальная позиция программы «Успех» в отношении анализируемой образовательной области «Чтение художественной литературы» - «не ознакомлять детей с художественной литературой, не заниматься литературным образованием детей, а ежедневно читать». При этом, основной вид речевой деятельности при ознакомлении детей с художественной литературой – аудирование.
Наиболее подробно данные образовательные задачи представлены в Программе воспитания и обучения «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса,Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Авторы программы рассматривают художественную литературу как средство нравственного, интеллектуального, эстетического воспитания детей; особое внимание обращается на формирование у детей элементарных представлений о специфике произведений разных жанров, на образность и выразительность речи.
Достаточно подробно задачи работы по ознакомлению детей с художественной литературой представлены в Примерной общеобразовательной программе под редакцией Л. А. Парамоновой, во главу угла ставится проведение анализа художественной литературы на доступном ребёнку уровне, который приводит к формированию представлений об особенностях литературы и воспитанию грамотного читателя. Авторы программы рекомендуют использовать приёмы, максимально стимулирующие интерес детей книгам (чтение с «продолжением», чтение «толстых» книг и др.).
Таким образом, можно констатировать, что во всех образовательных программах образовательная область «Приобщение к художественной литературе» в полной мере соотносится с Федеральными государственными стандартами, в то же время в программе «Детство» наиболее полно представлена работа по организации литературного воспитания ребёнка в семье. Во всех анализируемых программах представлена характеристика репертуара детского чтения, которая наиболее подробно представлена в Программе воспитания и обучения «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса,Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. При этом авторы программ указывают на возможность корректировки педагогами предложенных перечней литературы в зависимости от интересов и потребностей детей, а также с учётом региональных традиций.