Елена Блудова
Обобщение опыта работы «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
(за три года)
С 2015 года я занимаюсь темой «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС».
Цель моей работы : Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Публикация «Обобщение опыта работы „Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС до“» размещена в разделах
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Актуальность работы : Федеральный государственный образовательный стандарт основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывает новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет.
Выдвигаются следующие приоритеты:
• развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
• практическое овладение воспитанниками нормами речи;
• развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
К 7 годам речевое развитие ребёнка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.
Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей. При этом ухудшается познавательно-речевое развитие детей.
Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, так как предоставляет мне возможность всесторонне изучить проблему развития речи дошкольников и, тем самым, получить необходимую информацию о способах и методах развития речи у детей в условиях реализации программы с учётом федеральных государственных образовательных требований.
Я ставлю перед собой задачи:
1. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу влияния сенсомоторного развития на формирования звуковой культуры речи, лексико-грамматической и связной речи младших дошкольников.
2. Развитие речи детей в игровой деятельности.
3. Развитие словесно-логического мышления; речевого внимания, фонематического слуха и восприятия, артикуляционного и голосового аппарата посредством использования в работе метода сказкотерапии.
4. Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.
5. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирования звуковой культуры речи, лексико-грамматической и связной речи с использованием мнемотехники.
6. Развитие монологической речи при составлении рассказа – описания предмета.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой :
• изучение литературы по теме;
• посещение НОД воспитателей своего ДОУ;
• посещение и участие в педсоветах, семинарах, конференциях, мастер – классах, открытых родительских собраниях (по теме);
• самоанализ и самооценка НОД в своей группе;
Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.
Для успешного развития речи детей в условиях реализации ФГОС я разделила свою работу на этапы.
На первом этапе (во второй группе раннего возраста) я изучала влияние сенсомоторного развития младших дошкольников на формирование коммуникативно-речевых действий.
Для реализации цели я создала информационный банк пальчиковых игр, которые направлены на устранение проблем речевого развития детей, на развитие мелкой моторики рук.
Планируя работу с детьми, наметила основную цель: формировать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.
Для реализации основной цели выделила ряд других задач:
– сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
– совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
– повысить компетентность родителей в вопросе о влиянии пальчиковых игр на речь детей раннего возраста.
Чтобы добиться результатов, решила уделить больше внимания работе с родителями. Проводила индивидуальные беседы и консультации, где объясняла, что нужно учить ребенка манипулировать предметами, покупать игрушки, которые способствуют развитию мелкой моторики рук – пирамидки, строительный материал, машинки, конструкторы, вкладыши, бусы, логические домики, мозаику и т. д.
Предлагала для ознакомления памятки, в которых указывала, что нужно давать детям больше самостоятельности при одевании – раздевании, а также – застегивать – расстегивать кнопки (на одежде и обуви, пуговицы, липучки, молнии, застегивать – расстегивать сандалики, завязывать – развязывать (по возможности) шнурочки и т. д., так как эти действия формируют умелость рук.
Подготовила папку с консультациями для родителей – «Развитие мелкой моторики у малышей», «Пальчиковые игры для малышей», «Пальчиковая гимнастика и массаж рук».
В папке-передвижке постоянно меняла информационные листы, где для родителей каждый месяц для разучивания предлагалась новая пальчиковая игра.
Работала в тесном сотрудничестве с педагогами детского сада. Поскольку развитие движений пальцев и всей кисти предполагает использование в работе с детьми приемов нетрадиционного рисования.
Основная работа по теме проводилась с детьми – как во время организованной образовательной деятельности, так и вне ее.
Цель проведения пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.
Работу по развитию движений пальцев и всей кисти проводила во время утренней гимнастики (зарядки, физкультминуток, в свободное время, утром, после сна. Упражнения старалась подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами. В своей работе я использовала игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения, т. к. движения конкретизируют образ, а слово помогает четко выполнять движения.
Тексты пальчиковых упражнений старалась подбирать так, чтобы они легко ложились на слух ребенка и настраивали на игру.
На развитие мелкой моторики рук, для тренировки пальчиков благотворное воздействие оказывают игры с предметами. Их я тоже использовала в своей работе : это и мозаика, пирамидки, мягкие кубики со шнуровками и кнопками, липучками, игры-шнуровки, молнии, наборы колец, шаров для нанизывания на стержень, бусы, прищепки; игры с карандашами, счетными палочками; лепка из соленого теста; для развития движений – «Пальчиковый театр», с помощью которого разыгрывались знакомые сказки «Репка», «Теремок». Малышам интересно также было раскручивать и закручивать пластмассовые гаечки на болтиках, разбирать и собирать матрешки. Во время таких игр моя задача состояла в том, чтобы организовать игру и общение детей, помочь расширить словарный запас.
Поскольку использование пальчиковых игр развивает координацию движений, совершенствует деятельность артикуляционного аппарата, уже к середине учебного года пальчики у детей стали быстрее осваивать более сложные упражнения, а к концу года речь детей заметно улучшилась.
На втором этапе (в средней группе) я изучала развитие связной речи детей посредством метода сказкотерапии.
Цель работы : Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к сказкам и желание творчески применять полученные знания.
Задачи:
1. Развить речь детей с помощью:
- пересказывания сказок;
- рассказывания сказок от третьего лица;
- группового рассказывания сказок;
- рассказывания сказок по кругу;
-сочинения.
2. Выявить и поддержать творческие способности.
3. Снизить уровень тревожности и агрессивности.
4. развить способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
5. Развить умение преодолевать трудности и страхи.
6. Формировать навыки конструктивного выражения эмоций.
7. Укрепить союз «Ребенок – Родитель – Педагог»
Дошкольный возраст – уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается ее модель. Поэтому воспитателю следует заботиться о развитии связной монологической речи воспитанника с учетом свойств его личности. Показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.
Сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем; это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Сказкотерапия – это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное.
Метод сказкотерапии имеет многовековую историю, но свое название получил совсем недавно. Основные возможности сказкотерапии заключаются в интеграции личности, развитии творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция.
Основные этапы работы :
1. «Ознакомление родителей с методом сказкотерапии»
Цель: дать информацию о том, что такое сказкотерапия, какие проблемы она решает. Объяснить, что только в совместной деятельности педагога, ребенка и родителей деятельность будет наиболее успешной.
2. «Пальчиковые игры»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук.
3. «Сказкотерапевтическое рисование»
Цель: развивать фантазию и творческие способности детей.
4. «Решение сказочных задач»
Цель: сбор психодиагностического материала, развитие творческого мышления и воображения
5. «Работа со страхами детей»
Цель: попытаться решить страх темноты, проблемы хвастовства, детских капризов, навязчивых вопросов
6. «Погружение в различные стихии»
7. «Самостоятельное сочинение сказок и историй»
Цель: активизация словарного запаса, композиционных навыков,, умения точно передавать свой замысел.
В итоге в конце года я достигла следующих результатов: дети стали более уверенны в своих высказываниях, нормализовалась самооценка, дети стали прислушиваться к высказываниям сверстников, наметилось постепенное осознание ребенком себя как личности и,как следствие, улучшилось речевое развитие детей.
Следующие два года я работаю над темой «Система работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте».
Цель работы : формирование навыков звукового анализа и синтеза
Задачи:
1. Развитие фонематического восприятия: узнавание звуков речи. Различные высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
2. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажения, замены, отсутствия звука).
3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза: выделение из предложения слов, из слов слогов, из слогов звуков. Различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделять любые звуки из состава слова. Уметь объединять звуки в слоги, слоги в слова. Уметь определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Придумывать слова на заданный звук или слог.
4. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им.
5. Развитие грамматических навыков - составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений.
Актуальность темы: Анализ реальной ситуации в настоящее время показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети подготовительного дошкольного возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Из-за недостаточной сформированности звуковой аналитико-синтетической активности, дети в дальнейшем испытывают значительные трудности в овладении грамотой. Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. С пяти лет начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова, внимание ребёнка переключается с привычной ему смысловой стороны речи на звуковую, речь становится объектом осознания и изучения, что является необходимой предпосылкой обучения грамоте.
Таким образом, подготовка к обучению грамоте - это формирование навыков звукового анализа и синтеза. От способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков зависит и формирование правильного произношения.
В итоге за год работы я имею следующие результаты: дети знают буквы и звуки, ими обозначаемые; понимают разницу между буквой и звуком; умеют дифференцировать похожие звуки; могут произносить звуки, меняя интонацию, силу голоса; большая часть детей произносит звуки без искажения; различают между собой гласные и согласные, согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. читают слоги (некоторые дети читают слова и предложения осознанно). Заметно улучшился и грамматический строй речи детей. Это только первый год создания предпосылок для обучения детей грамоте, нам есть, над чем работать.