Татьяна Самсонкина
Речевое развитие детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется по-степенно, вместе с развитием ребенка.
Из целевых ориентиров по ФГОС ДО :
Публикация «Речевое развитие детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС » размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
«Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, у ребёнка складываются предпосылки грамотности»
Основной целью речевого развития является : формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Задачи речевого развития в соответствии ФГОС ДО :
1. Овладение речью как средством общения.
2. Обогащение активного словаря.
3. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
4. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
5. Развитие речевого творчества.
6. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
7. Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Принципы речевого развития детей
1. Принцип взаимодействия сенсорного, умственного и речевого развития
2. Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи
3. Принцип развития языкового чутья
4. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка
5. Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи
6. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности
7. Принцип обеспечения активной языковой практики
Основными направлениями работы с детьми по развитию речи являются :
1. Развитие словаря : освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
2. Воспитание звуковой культуры речи – развитие восприятия звуков род-ной речи и произношения.
3. Формирование грамматического строя речи (морфология, синтаксис, словообразование).
4. Развитие связной речи (диалогической, монологической).
5. Воспитание любви и интереса к художественному слову.
6. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (звук, слово)
Методы развития речи
Мы все их знаем – это наглядные, словесные, практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.
Средствами достижения цели речевого развития детей являются :
• Общение детей и взрослых
• Культурная языковая среда, речь воспитателя
• Обучение родной речи в процессе НОД
• Художественная литература
• Изобразительное искусство
• Музыка, театр
• НОД по другим разделам программ
• Игра
Условия развития речевой активности детей раннего возраста в рам-ках ФГОС.
• Внимательное и бережливое отношение взрослого к ребёнку.
В раннем возрасте общение является основной формой воспитания. Общение – взаимоотношение взрослого с ребенком, которое включает обращение взрослого к ребенку и ответ ребенка. В результате малыш сам становится активно действующим лицом.
• Организация совместной деятельности ребёнка со взрослым доступной по форме и средствам.
• Правильный подход воспитателя к организации образовательного процесса является ещё одним условием активизации речи детей раннего возраста.
При его организации необходимо следовать требованиям дидактики. Предусмотреть время проведения игр-занятий по речевому развитию.
Установлено, что лучшим временем для занятий с ребенком является первая часть бодрствования, когда малыш находится в состоянии оптимальной возбудимости и не сразу после еды, а спустя минут 30. Не рекомендуется проводить с детьми занятия в неблагоприятное для этого время: сразу после сна, когда ребенок еще находится в несколько заторможенном состоянии, сразу после прогулки, когда ребенок уже несколько утомлен, или непосредственно перед едой и перед сном, что снижает качество проведения следующего процесса.
Игры-занятия с детьми проводятся небольшими подгруппами (7-8 человек) или индивидуально.
Воспитатель обязан точно определить программное содержание, куда включаются воспитательные, образовательные, оздоровительные и развивающие задачи. Продумать, какой материал давать детям, как эффективней его преподносить. Предусмотреть варианты и способы размещения детей, чтобы им было удобно: все видно и слышно, и каждый ребенок принимал активное участие в меру своих сил и возможностей.
Игры-занятия с детьми проводятся в занимательной, интересной форме. Наглядно-дидактический материал должен быть динамичным, ярким, звучащим.
• Создание образовательного пространства, предоставляющего необходимые и достаточные возможности для игрового, сенсорного, речевого и двигательного развития с разными материалами.
• Налаживание тесного контакта воспитателя с родителями является одним из главных условий для развития речевой активности ребёнка.
Это очень важно, чтобы мама, оставляя малыша в яслях, была спокойна, доверяя его сотрудникам дошкольного учреждения. Каждый день мы рассказываем родителям о том, как малыш провел время: как ел, как спал, во что и с кем играл, о чем мы с ним разговаривали
Конечно, каждый ребенок индивидуален, и речь у всех развивается своими темпами, но существуют нормативы развития речи :
к году словарный запас примерно должен составлять 9-15 слов; к 2 годам- 200-300 слов, а к 3 годам до 2000 слов
Тревожные признаки речевого развития детей раннего возраста, это когда ребё нок:
• Не называет полностью имя и фамилию.
• Не понимает значения вопросов «Что?», «Где?»
• Много использует слов, значения которых понятно только ребенку («тарабарщина»).
• Отвечает на вопрос повтором этого же вопроса.
• Не использует больше одного слова за один раз.
• Указывает на предмет, раньше, чем называют его.
• Не может назвать каждый предмет на картинке.
Существуют специальные приёмы развития и стимуляции речевой активности, такие как:
• Разговор взрослого с самим собой в присутствии детей (сейчас мы пойдем одеваться на прогулку, мыть руки, открою кран и т. д.);
• Провокация – искусственное непонимание действий ребенка;
• Распространение – дополнение сказанного ребенком;
• Использование игровых упражнений совместно с ребенком;
• Выбор – предоставляйте ребенку возможность выбора;
• Игры с природным материалом;
• Продуктивные виды деятельности;
• Замещение;
А также, упражнения по развитию речи у детей раннего возраста :
• Упражнения по развитию мелкой моторики – одни из самых действенных стимуляторов речи.
Этих упражнений существует великое множество: разнообразные игры в мозаику, конструктор, пазл; лепка пластилином (к играм для детей до года подойдет обычное тесто, перекладывание мелких предметов из одной емкости в другую, игры в шнуровки, пальчиковые игры (сорока-белобока, пальчики-мальчики и др.)
• Физические упражнения. Упражнения с артикуляционным аппаратом: «поцелуйчики», «губки-зубки», «потерялся язычок» и др.
• Голосовые упражнения.
• Упражнения на произношения согласных звуков (чистоговорки).
Ранний возраст - особый период развития ребенка. Речевые умения и навыки, которые мы закладываем в самом раннем возрасте, в 1 младшей группе это – необходимая база, без которой мы не сможем решить более сложных задач в старших возрастных группах.
Таким образом, мы не только развиваем речь ребёнка, но и способствуем его полноценному, всестороннему развитию, в соответствии с требованиями ФГОС.