Приложение МААМ

Речевое развитие дошкольников в условиях ФГОС

Анна Иванова
Речевое развитие дошкольников в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

Речевое развитие дошкольников в условиях ФГОС

Средством развития речи в широком смысле является культурная языковая среда.

Внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых (Н. И. Жинкин).

Актуальность проблемы речевого развития.

Публикация «Речевое развитие дошкольников в условиях ФГОС» размещена в разделах

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей животного мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Речевое развитие по ФГОС ДО – это одна из важнейшей образовательных областей.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка.

Мы работаем в общеразвивающих группах по программе

«От рождения до школы». Это Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Которая является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленная с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.

В корекционной группе мы работаем по програме

«Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с

тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Автор: Нищева Н. В.

Которая является инновационным программным документом для дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего видов. Программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, а также разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Основная цель Речевого развития – обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становление разных видов деятельности, на основе овладения языком своего народа.

Задачи которые стоят развития речи:

формирование структурных компонентов системы языка –фонетического, лексического, грамматического;

формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога;

формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.

Образовательна область речевое развитие состоит из:

Методы развития речи.

- наглядные (наблюдение в природе, рассматривание и рассказывание игрушек и картин)

- словесные (чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа.

- практические (дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, хороводные игры)

Средства развитие речи.

- общение взрослых и детей

- культурная языковая среда

- обучение родной речи на занятиях

-художественная литература

- изобразительное искусство, музыка, театр

Развитие словаря.

На первом этапе словарь ребенка представляет собой набор отдельных слов, причем неупорядоченный набор, поэтому развитие речи включает не только обогащение словаря, но и воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, к его значению (семантике).

Руководство развитием детского словаря рекомендуют начинать не с обучения

Новыми словам, а с активизации имеющегося у детей словарного запаса — с обращения к их опыту.

Упражнения для развития словаря:

Назовите предметы по указанным признакам («Что это?», «Кто это?»).

Назовите характерные признаки предметов: цвет, форму, величину («Какой?»).

Назовите действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием, действия человека («Что делает?», «Что с ним можно делать?»).

Назовите одним словом (платье, рубашка – это одежда и др).

Опишите ручей (чистый, голубой, серебристый, быстрый, лучистый, звонкий, прозрачный, освежающий, бурлящий, журчащий, холодный).

игры «Живое -Неживое», «Овощи-Фрукты», «Дикие животные – Домашние животные», «Птицы – Насекомые», «Одежа – Обувь».

ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

От звукового оформления зависит ясность речи (отчетливого и ясного произношения слов, слогов и звуков, поэтому с детьми дошкольного возраста необходима целенаправленная работа, которая включает упражнения со всеми элементами фонетики и мелодико-интонационной стороной речи.

Приемы работы по развитию звуковой стороны речи:

Артикуляционные упражнения

• Артикуляционные упражнения (их рекомендуется чередовать и проводить ежедневно как зарядку, особенно в младшей группе): «Чистим зубки «Месим тесто «Дудочка» «Заборчик «Лошадка «Индюки болтают» «Орешки» «Качели «Шарик» и др.

Упражнения на развитие речевого дыхания

Упражнения на развитие речевого дыхания (чтобы научиться выговаривать такие звуки, как «С», «З», «Ш», «Ж», «Р», ребенок должен уметь делать достаточно сильный вдох): «Одуванчик» (прогулке найти одуванчик и подуть на цветок так, чтобы слетели все пушинки); «Бабочка, лети!» (дуть на бумажных бабочек, которые подвешены на нитке к чему-либо на уровне лица ребенка, чтобы они «летели»; дуть можно не более 10 секунд, с паузами, чтобы не закружилась голова).

Игры со звукоподражанием: «Отгадай, кто к нам пришел»; «Исполни песенку ветра, мотора, жука …»;

Чистоговорки (упражнения на отработку дикции – отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков): «Бы-бы-бы — идет дым из трубы»; «Ду-ду-ду, растут яблони в саду»;

Скороговорки (упражнения на отработку дикции): «Шесть мышат в камыше шуршат»

Загадки: «Лежит под крылечком, хвост колечком»

Стихи и считалки.

Формирование грамматического строя речи

Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. Для усвоения данной системы языка необходима многообразная интеллектуальная деятельность. Ребенку нужно научиться сопоставлять слова по значению и звучанию, найти их различие, осознавать изменения в значении, сравнивать перемены в звучании с переменами его значения, выделять элементы, которые изменяют значение, установить взаимосвязь между оттенком значения или различными грамматическими значениями и элементами слов. Формирование грамматического строя речи предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам, способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений). Без овладения грамматикой невозможно речевое общение.

В дошкольном учреждении создаются условия для освоения трудных грамматических форм, выработки грамматических навыков и умений, для предупреждения грамматических ошибок. Работа в данном направлении ведется преимущественно в игровой форме.

предложные конструкции

- «Один – много»

«Посчитай»

«Скажи где?»

Назови ласково

«Что делал (а) и что сделал (а)»

«Закончи фразу», «Закончи чистоговорку»

Дошкольники должны отвечать на разные вопросы: какой, какая, какое и д. р.

Развитие связной речи

Связная речь - это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему. Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.

Развитие связной речи включает развитие диалогической и монологической речи

Формы развития:

- Свободное речевое общение (неподготовленые беседы, игры, игровые упражнения)

- Игра (сюжетно-ролевые игры с текстом, словесные игры и т. д.)

- ООД (беседы, чтение стихов по ролям, игры-драматизации и т. д.

Здесь мы с вами видим составление последовательного рассказа, игры-драматизации, пересказ текста по серии картин.

Подготовка к обучению грамоте

- это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

• Знакомство с основными понятиями предложение, слово, буква, звук.

Упражнения: - составлять схемы предложения, - определять места звука в слове, - составление слоговой схемы слова, - составление звуковой схемы слова. – игры со словами – что измменилось (мышка

– мишка, - звуковой домик (на заданый звук,

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух – это различение, т. е. анализ и синтез звуков и фонем частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного

Различают речевой и неречевой слух. Неречевой слух – это способность ориентироваться в неречевых звуках (например, в музыкальных тонах и шумах). Речевой слух – это способность слышать и анализировать звуки речи родного или другого языка.

Звуки речи присущи только человеку, они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения.

Игровые упражнения, направленные на развитие фонематического слуха у детей.

Игры на узнавание и различение неречевых звуков.

1. Игра «Покажи, что звучит

2. Игра «Повтори за мной

4. Игра «Узнай по

Игры, направленные на различение высоты, силы, тембра и фраз.

При различении степени громкости звука дети знакомятся с громким и тихим звучанием предметов, учатся соотносить интенсивность звучания с расстоянием (тихо — далеко, громко — близко, прислушиваться к звукам.

3. Игра «Близко — далеко

5. Игра «Коробочки гремят

6. Игра «Покажи звук

8. Игра «Высоко — низко

9. Игра «Угадай звук

14. Игра «Угадай, кто позвал».

Средства развития мелкой моторики

Мелкая моторика – это умение выполнять различные довольно мелкие манипуляции, задействуя для этого кисти рук и пальцы. Точность движений рук и пальцев ребенка объясняется скоординированностью и целенаправленностью важных систем его организма.

Развитие речевой активности может проходить не только на специально- подготовленных занятиях, но и в другие режимные моменты, на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду.

Публикации по теме:

Развитие речи дошкольников в условиях реализации ФГОС Развитие речи дошкольников в настоящее время является одной из приоритетных задач, стоящих перед ДОУ, так как современное общество предъявляет.

Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС до «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей речью мы пользуемся.

Деловая игра «Речевое развитие детей в условиях реализации программы» Цель: Развитие профессионального теоретического и практического мышления через активные методы обучения Задачи: • Актуализировать знания.

Физическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС  .

Обобщение опыта работы «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС до» (за три года) С 2015 года я занимаюсь темой «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС». Цель моей работы: Повысить профессиональную.

Педсовет «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы ДОУ» Липова Лариса Леонидовна г. Омск, БДОУ г. Омска «Детский сад № 241» ст. воспитатель Педсовет по теме: «Речевое развитие дошкольников в условиях.

Презентация к семинару-практикуму «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО» Семинар-практикум «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО» Разработала: Старший воспитатель Медведева Н. А..

Речевое развитие детей в условиях ДОУ В данной презентации раскрыты аспекты работы логопеда с детьми, работы педагогов-воспитателей, а так же участие родителей в развитии речи.

Речевое развитие в условиях внедрения ФГОС Работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного.

Семинар-практикум «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС до» Аналитическая справка к семинару-практикуму: «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС». Дата проведения: 27.03.2017г. Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевое развитие дошкольников в условиях ФГОС
Опубликовано: 20 ноября 2018 в 12:12
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевое развитие дошкольников в условиях ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Анна Иванова (УИ 275123) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД