Анна Иванова
Речевое развитие дошкольников в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие дошкольников в условиях ФГОС
Средством развития речи в широком смысле является культурная языковая среда.
Внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых (Н. И. Жинкин).
Актуальность проблемы речевого развития.
Публикация «Речевое развитие дошкольников в условиях ФГОС» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2018
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей животного мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Речевое развитие по ФГОС ДО – это одна из важнейшей образовательных областей.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка.
Мы работаем в общеразвивающих группах по программе
«От рождения до школы». Это Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Которая является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленная с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.
В корекционной группе мы работаем по програме
«Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с
тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Автор: Нищева Н. В.
Которая является инновационным программным документом для дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего видов. Программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, а также разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Основная цель Речевого развития – обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становление разных видов деятельности, на основе овладения языком своего народа.
Задачи которые стоят развития речи:
формирование структурных компонентов системы языка –фонетического, лексического, грамматического;
формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога;
формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.
Образовательна область речевое развитие состоит из:
Методы развития речи.
- наглядные (наблюдение в природе, рассматривание и рассказывание игрушек и картин)
- словесные (чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа.
- практические (дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, хороводные игры)
Средства развитие речи.
- общение взрослых и детей
- культурная языковая среда
- обучение родной речи на занятиях
-художественная литература
- изобразительное искусство, музыка, театр
Развитие словаря.
На первом этапе словарь ребенка представляет собой набор отдельных слов, причем неупорядоченный набор, поэтому развитие речи включает не только обогащение словаря, но и воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, к его значению (семантике).
Руководство развитием детского словаря рекомендуют начинать не с обучения
Новыми словам, а с активизации имеющегося у детей словарного запаса — с обращения к их опыту.
Упражнения для развития словаря:
Назовите предметы по указанным признакам («Что это?», «Кто это?»).
Назовите характерные признаки предметов: цвет, форму, величину («Какой?»).
Назовите действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием, действия человека («Что делает?», «Что с ним можно делать?»).
Назовите одним словом (платье, рубашка – это одежда и др).
Опишите ручей (чистый, голубой, серебристый, быстрый, лучистый, звонкий, прозрачный, освежающий, бурлящий, журчащий, холодный).
игры «Живое -Неживое», «Овощи-Фрукты», «Дикие животные – Домашние животные», «Птицы – Насекомые», «Одежа – Обувь».
ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
От звукового оформления зависит ясность речи (отчетливого и ясного произношения слов, слогов и звуков, поэтому с детьми дошкольного возраста необходима целенаправленная работа, которая включает упражнения со всеми элементами фонетики и мелодико-интонационной стороной речи.
Приемы работы по развитию звуковой стороны речи:
Артикуляционные упражнения
• Артикуляционные упражнения (их рекомендуется чередовать и проводить ежедневно как зарядку, особенно в младшей группе): «Чистим зубки «Месим тесто «Дудочка» «Заборчик «Лошадка «Индюки болтают» «Орешки» «Качели «Шарик» и др.
Упражнения на развитие речевого дыхания
Упражнения на развитие речевого дыхания (чтобы научиться выговаривать такие звуки, как «С», «З», «Ш», «Ж», «Р», ребенок должен уметь делать достаточно сильный вдох): «Одуванчик» (прогулке найти одуванчик и подуть на цветок так, чтобы слетели все пушинки); «Бабочка, лети!» (дуть на бумажных бабочек, которые подвешены на нитке к чему-либо на уровне лица ребенка, чтобы они «летели»; дуть можно не более 10 секунд, с паузами, чтобы не закружилась голова).
Игры со звукоподражанием: «Отгадай, кто к нам пришел»; «Исполни песенку ветра, мотора, жука …»;
Чистоговорки (упражнения на отработку дикции – отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков): «Бы-бы-бы — идет дым из трубы»; «Ду-ду-ду, растут яблони в саду»;
Скороговорки (упражнения на отработку дикции): «Шесть мышат в камыше шуршат»
Загадки: «Лежит под крылечком, хвост колечком»
Стихи и считалки.
Формирование грамматического строя речи
Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. Для усвоения данной системы языка необходима многообразная интеллектуальная деятельность. Ребенку нужно научиться сопоставлять слова по значению и звучанию, найти их различие, осознавать изменения в значении, сравнивать перемены в звучании с переменами его значения, выделять элементы, которые изменяют значение, установить взаимосвязь между оттенком значения или различными грамматическими значениями и элементами слов. Формирование грамматического строя речи предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам, способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений). Без овладения грамматикой невозможно речевое общение.
В дошкольном учреждении создаются условия для освоения трудных грамматических форм, выработки грамматических навыков и умений, для предупреждения грамматических ошибок. Работа в данном направлении ведется преимущественно в игровой форме.
предложные конструкции
- «Один – много»
«Посчитай»
«Скажи где?»
Назови ласково
«Что делал (а) и что сделал (а)»
«Закончи фразу», «Закончи чистоговорку»
Дошкольники должны отвечать на разные вопросы: какой, какая, какое и д. р.
Развитие связной речи
Связная речь - это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему. Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
Развитие связной речи включает развитие диалогической и монологической речи
Формы развития:
- Свободное речевое общение (неподготовленые беседы, игры, игровые упражнения)
- Игра (сюжетно-ролевые игры с текстом, словесные игры и т. д.)
- ООД (беседы, чтение стихов по ролям, игры-драматизации и т. д.
Здесь мы с вами видим составление последовательного рассказа, игры-драматизации, пересказ текста по серии картин.
Подготовка к обучению грамоте
- это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.
• Знакомство с основными понятиями предложение, слово, буква, звук.
Упражнения: - составлять схемы предложения, - определять места звука в слове, - составление слоговой схемы слова, - составление звуковой схемы слова. – игры со словами – что измменилось (мышка
– мишка, - звуковой домик (на заданый звук,
Развитие фонематического слуха
Фонематический слух – это различение, т. е. анализ и синтез звуков и фонем частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного
Различают речевой и неречевой слух. Неречевой слух – это способность ориентироваться в неречевых звуках (например, в музыкальных тонах и шумах). Речевой слух – это способность слышать и анализировать звуки речи родного или другого языка.
Звуки речи присущи только человеку, они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения.
Игровые упражнения, направленные на развитие фонематического слуха у детей.
Игры на узнавание и различение неречевых звуков.
1. Игра «Покажи, что звучит
2. Игра «Повтори за мной
4. Игра «Узнай по
Игры, направленные на различение высоты, силы, тембра и фраз.
При различении степени громкости звука дети знакомятся с громким и тихим звучанием предметов, учатся соотносить интенсивность звучания с расстоянием (тихо — далеко, громко — близко, прислушиваться к звукам.
3. Игра «Близко — далеко
5. Игра «Коробочки гремят
6. Игра «Покажи звук
8. Игра «Высоко — низко
9. Игра «Угадай звук
14. Игра «Угадай, кто позвал».
Средства развития мелкой моторики
Мелкая моторика – это умение выполнять различные довольно мелкие манипуляции, задействуя для этого кисти рук и пальцы. Точность движений рук и пальцев ребенка объясняется скоординированностью и целенаправленностью важных систем его организма.
Развитие речевой активности может проходить не только на специально- подготовленных занятиях, но и в другие режимные моменты, на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду.