Марина Калгушкина
Речевое развитие дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Первомайский детский сад»
Первомайского района
Тамбовской области
Доклад в рамках РМО педагогов ДОУ
«Речевое развитие дошкольников
через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
Подготовила:
Старший воспитатель
I квалификационной категории
филиала «Дружба»
Калгушкина Марина Юрьевна
2018 год
Публикация «Речевое развитие дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения.
Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые - родители, педагоги - должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Речь неотделима от мира мыслей: в ней отражаются логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи.
ЦЕЛЬ нашей работы по данному направлению развивать у детей дошкольного возраста познавательно-речевые способности (восприятие, мышление, память, внимание, воображение, которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.
В соответствие с поставленной целью были определены ЗАДАЧИ:
Развивать познавательную активность и творческий потенциал личности ребёнка в процессе интеграции различных видов деятельности.
Формировать независимость мышления, т. е. умения находить собственное решение, оригинальные ответы, открыто высказывать смелые идеи и гипотезы, защищая, и аргументировано отстаивая собственное мнение.
Развивать целеустремленность и настойчивость при поиске решения проблем, стремление доводить начатое дело до конца.
Поощрять в ребёнке инициативность, независимость, изобретательность, уверенность в своих силах и способностях.
Развивать способность социально-психологической адаптации к различным ситуациям, умение входить в контакт со сверстниками, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях.
Актуальность проблемы:
В настоящее время абсолютной ценностью личностно-ориентированного образования является ребёнок. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. Накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности дошкольников.
Успешно реализовать задачи познавательного развития старших дошкольников нам помогает тематическое планирование, в основе которого лежит последовательность работы с детьми над одной из тем:
- накопление познавательного опыта;
- его систематизация;
- использование и преобразование в деятельности.
Используем разнообразные формы работы:
познавательная деятельность (ООД)
совместная исследовательская деятельность взрослого и ребенка, опыты, эксперименты, проекты
самостоятельная деятельность детей
Организуем разные варианты работы с детьми:
Познавательная деятельность, включающая в себя проблемные ситуации и логические задачи, служит для развития у детей внимания, интереса к познанию, к творчеству. Логические задачи – рассказ-загадка педагога, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности в обществе, в природе, предметном мире. Давая логическую задачу, педагоги ставят детей в ситуацию, в которой они должны использовать разные приемы умственной деятельности. Это стимулирует развитие самостоятельности, гибкость ума.
ООД как система познавательных игр – позволяет каждому ребенку без принуждения подключиться к предлагаемым играм, испытать чувство интеллектуальной радости от того, что он смог «самостоятельно» раскрыть «тайну» времени, растения, народа, решить логическую задачу и найти ответ на вопрос. Особое место в познавательных играх уделяем моделированию скрытых проблемных практических и текстовых ситуаций, которое развивает логическое мышление, их познавательные интересы.
ООД с игровым перевоплощением. Игровое перевоплощение можно использовать как отдельный прием, как метод или игру- драматизацию. Использование игрового перевоплощения обеспечивает ребенку радостное переживание познавательного материала и способствует установлению между воспитателем и детьми доверительного отношения.
Игры – путешествия во времени и пространстве. Цель такой формы организации познавательной деятельности развивать у детей перспективный взгляд на окружающие предметы. Например: «История маленькой пуговки», «Путешествие в космос», «Необитаемы остров».
Практические опыты предполагают действия с целью углубить представления детей о живой и неживой природе. В ходе экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, устанавливать связь, иными словами, формировать познавательную активность.
Создание проектов дает ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет адаптироваться к школьному обучению.
Метод проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную деятельность педагога с детьми дошкольного возраста. Именно этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. И, что немаловажно, проект учитывает совместную познавательно-поисковую деятельность детей, педагогов и родителей.
Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.
Ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. И задача, нас - педагогов - не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Познавательно-исследовательская деятельность детей поначалу представляет собой простое, как будто бесцельное экспериментирование. С ростом и развитием дошкольников, познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность со своими познавательными мотивами, осознанным пониманием мира.
При организации познавательно-речевого развития детей педагоги опираются на следующие направления:
• Совершенствование собственной речи. Дошкольник, проводящий большую часть в детском саду, воспринимает нашу речь, как образец. Поэтому при общении с ребенком, необходимо говорить правильно.
• Формирование представлений об окружающем мире. Здесь дети учатся объяснять мир.
• Развитие любознательности. Любознательность – качество присущее всем детям. О наличии этого качества у ребенка свидетельствуют бесчисленные вопросы. И здесь важная задача – поддерживать любознательность ребенка, организуя образовательную деятельность, наблюдения, стараться вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направлять детские мысли на самостоятельный поиск.
• Игра, являющаяся одной из самых действенных средств познавательно-речевого развития. В игре, дети овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Ведь в правилах игры заложен глубокий смысл – познание мира, воспитание определенных нравственных качеств.
Отдельные игры по-разному действуют на речевое развитие детей.
1. Сюжетно-ролевые игры. Здесь ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание) для создания образа персонажа. Он учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.
В группах созданы необходимые условия для организации сюжетно – ролевых игр: «Больница», «Семья», «Парикмахерская», «Магазин», «Шоферы».
В театрализованных играх, дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, мультфильмов. В этих играх имеется готовый сюжет, а характер и действия героев определяются содержанием произведения.
Содержание проводимых в саду театральных занятий включает в себя:
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры-драматизации;
- разыгрывание разнообразных сценок и сказок.
2. Строительно-конструктивные игры.
В замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Это способствует развитию конструктивного мышления, умению создавать различные модели, расширяет знания детей о цвете, величине, форме.
В процессе строительно-конструктивных игр дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий.
3. Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Этому виду игры уделено большое внимание, т. к. она развивает активность ребенка. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме. В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка, активизируется его речь.
4. Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а также интересны и увлекательны для дошкольников.
Главное достоинство экспериментов и игр-экспериментирований заключается в том, что они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.
В группах традиционно проводится образовательная деятельность по ознакомлению детей с социальным и природным миром, речевому развитию, формированию математических представлений и другие. Они строятся в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.
В качестве основной линии работы ведется работа по формированию и развитию умений и навыков исследовательского поиска у детей. Регулярно проводятся экскурсии и целевые прогулки; наблюдения за объектами и явлениями природы; беседы; рассматриваются иллюстраций в книгах с научным содержанием, детских энциклопедиях; происходит знакомство с материалами детской мини-лаборатории.
В детской мини-лаборатории дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты, рассчитанные на одаренных детей. Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.
Для каждого конкретного познавательно-исследовательского взаимодействия нужен привлекательный отправной момент - какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования.
Педагоги применяют следующие ситуации:
- реальные события, происходящие в данный период: яркие природные явления (листопад, снегопад); общественные события (предстоящий праздник)
- специально созданные ситуации, например, показ предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть, например, магнит, коллекция каких-либо вещей, открытки, наклейки на определенную тему и т. п.
- стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись роботами, динозаврами, сбором наклеек, фишек и т. п.).
- организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни.
Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.
Важно выстраивать и взаимодействие с родителями воспитанников. В связи с этим организуются мероприятия, которые помогают понять родителям их значимость и важность в формировании речи у детей через познавательно-исследовательскую деятельность.
Основные формы работы с родителями следующие:
• Тестирование.
• Анкетирование.
Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса. По результатам анкетирования видно, что родители заинтересованы в развитии познавательного интереса детей, способствуют постоянному совершенствованию их познавательно-исследовательских умений и навыков. Дети очень любят задавать разные вопросы. Родители могут ответить на них, либо предложить ребенку подумать и постараться самому найти ответ, развивая самостоятельность.
Родители помогают в изготовлении дидактического материала, оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
• Оформление наглядной информации в родительском уголке включает следующее:
– Консультации («Роль семьи в развитии познавательной активности ребенка», «Ученье с увлечением»).
– Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
– Рекомендации: «Проведите с детьми дома» (перечень игр по познавательно-речевому развитию).
- Оформление тематических папок-передвижек, выставок.
• Совместное детско-взрослое творчество. Родители с большим интересом организуют оформление альбомов, плакатов, фотовыставки и многое другое.
В условиях тесного взаимодействия с семьей в группах были подготовлены и проведены следующие исследования: «Зимушка, зима», «Моя Родина», «Что я знаю о земле?». Очень благоприятно, когда родители ищут ответ на поставленный вопрос вместе с детьми в различных сферах деятельности (чтении, наблюдении, экскурсиях, экспериментах).
• Для педагогов были проведены следующие мероприятия:
- семинары «Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста», «Использование дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста», «Применение современных образовательных технологий в условиях раннего развития детей».
- мастер – класс «Волшебница-вода».
- консультации: «Нетрадиционные методы развития речи детей дошкольного возраста», «Игра в интеллектуальном развитии ребёнка».
Для оценки качества усвоенного материала детьми в начале и конце учебного года проводится мониторинг.
В процессе работы с детьми в данном направлении можно отметить, что у воспитанников появились умения:
видеть проблему;
выдвигать гипотезы и идеи, оценивать их, принимать собственное решение;
задавать вопросы;
давать определения некоторым понятиям;
экспериментировать и наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи;
активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
использовать полученные знания в самостоятельной деятельности.
В заключении, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности.
Все выше сказанное способствует возникновению речевой активности у детей.