Наталья Киреева
Доклад к семинару — практикуму «Речевое развитие дошкольников с элементами ИКТ в условиях реализации ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
ДОКЛАД
К СЕМИНАРУ – ПРАКТИКУМУ
«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИКТ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
СЛОВЕСНЫЕ, ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ – ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»
Подготовили:
Стрюк Татьяна Васильевна
Киреева Н. Ю.
воспитатели
Публикация «Доклад к семинару — практикуму „Речевое развитие дошкольников с элементами ИКТ в условиях реализации ФГОС ДО“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Вопросы развития речи дошкольников приобретают сегодня первостепенное значение. Это обусловлено, прежде всего, тем, что только развитая речь позволяет ребенку свободно общаться с окружающими людьми, «включает» его в активный процесс коммуникации. От того, насколько точно, лаконично и уместно (в соответствии с конкретной речевой ситуацией) ребенок умеет выражать свои мысли, зависит эффективность процесса общения. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка, которая проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т. д. При этом ребенок ориентируется на особые условия ситуации, в которой протекает деятельность. Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель помогает ее становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребенка: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте. Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация. В которой есть возможность организации нескольких образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетной картиной, игрушкой, книгой, природным материалом, но с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно-речевого характера. Воспитателем может быть организовано множество образовательных ситуаций, направленных на решение постепенно усложняющихся задач : научить способам доброжелательного делового общения с собеседником, научить задавать вопросы, выстраивая их в логической последовательности, учить обобщать полученные сведения в единый рассказ, учить способам презентации составленного текста.
В настоящее время уже невозможно себе представить развитие современного общества и обучения без информационно-коммуникационных технологий. К набору существенных преимуществ использования компьютера в обучении перед традиционными занятиями необходимо отнести следующее:
1. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука позволяет воссоздавать реальный предмет или явление.
2. Использование компьютера позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению.
3. ИКТ вовлекают детей в воспитательно-образовательный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
Использование ИКТ на занятиях по развитию речи и подготовке к обучению грамоте способствует:
-развитию у детей слухового восприятия;
-формированию навыков звукового анализа и синтеза, правильного произношения звуков, слогов, слов;
-развитию умения связано говорить, самостоятельно строить предложения.
Презентация - одна из составляющих использования ИКТ на занятиях. Мультимедийная форма выражения учебной информации наиболее актуальна на сегодняшний день в связи с компьютеризацией процесса образования. Педагог может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения детей в образовательную деятельность. Причем она может стать своеобразным планом занятия, его логической структурой, использоваться на любом этапе занятия.
Интерактивные технологии прочно входят в жизнь дошкольного учреждения. ИКТ значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся, усиливают воздействие изучаемого материала, способствуют более успешной подготовке детей к обучению в школе.
Прочные знания, умения и навыки дети приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. Особая роль в развитии интереса у дошкольников принадлежит игре. Успешное речевое развитие зависит от восприятия ребёнком окружающего мира, предметной деятельности.
Эффективным средством познавательно-речевого развития дошкольников являются словесные игры и упражнения, дидактические игры.
Большое влияние на развитие связной речи дошкольников оказывают словесные игры. Как известно, мышление неотделимо от речи. Поэтому развитию речи детей должно постоянно сопутствовать овладение мыслительными операциями. В процессе игры дети обучаются способам сравнения двух объектов.
Проведение словесных игр и упражнений на занятиях и в повседневной жизни позволяет решить различные речевые задачи. Они помогают детям по-новому взглянуть на знакомые и ставшие давно уже привычными вещи, учат быть внимательными и наблюдательными, красиво и правильно говорить, пополняют словарный запас, учат мыслить логически, развивают слуховую память, способствуют развитию сосредоточенности.
Игры помогают в обучении чтению, в развитии коммуникативных качеств, учат чувствовать красоту поэтического слова, вслушиваться в окружающие звуки, помогают полнее воспринять всё то, что мы можем увидеть, услышать, ощутить, сравнить слова, расширить цветовое восприятие, вести рассказ, перевоплощаться.
Одним из важных средств развития речи дошкольников является дидактическая игра, поскольку в играх ребенок не просто выполняет требования взрослого, но и активно действует. В ходе игры развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы. В процессе многих дидактических игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. При общении детей в игре, решении спорных вопросов активизируется речь.
Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста. Это специальная форма обучения для детей дошкольного возраста, позволяющая обогащать, совершенствовать, активизировать и закреплять словарный запас в процессе игровой деятельности. Они позволяют успешно решать следующие задачи:
-обогащение словарного запаса;
-помощь в понимании значений слов и их правильного употребления с другими словами;
-освоение обобщающих значений слов, основанных на выделении общих характерных признаков предметов, действий или явлений;
-улучшение образности мышления и ее выражение словесным описанием;
-расширение понятийного содержание слов;
-употребление новых слов в повседневном общении.
Таким образом, особенностью дидактической игры по развитию речи и её завершающим концом является результат, которой определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровыми действиями и правилами и которой воспитатель предвидит, используя ту или иную игру.
Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может быть использована и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, а так же и как средство воспитания, различных сторон личности ребёнка.
Игра – один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения к людям.