Ирина Джиоева
Консультация «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ГОЛУБЫЕ ДОРОЖКИ» Г. ВОЛГОДОНСКА
Консультация для педагогов по первой годовой задаче
Тема: «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС».
Подготовил:
старший воспитатель МБДОУ ДС
«Голубые дорожки» г. Волгодонска
И. В. Джиоева
г. Волгодонск, 2018
Публикация «Консультация „Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В настоящее время в России в системе дошкольного образования произошли заметные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.
Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее важным в дошкольном возрасте. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень значительна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет.
Согласно ФГОС содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.
В основной цели реализации области «Речевое развитие» сформулирована главная мысль: обратимся к ФГОС пункт 1.9 –«Образовательные программы ДОО реализуются на государственном языке. Программа может быть реализована и на языке народов России, но не в ущерб русскому языку. То есть, русский язык в РФ все должны изучать с детства».
Задачи речевого развития :
- Овладение речью, как средством общения
- Обогащение активного словаря
- Развитие звуковой культуры речи
- Развитие связной речи
- Развитие речевого творчества
- Знакомство с художественной литературой
- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности
Итак, мы выделили 7 основных задач речевого развития детей. Они реализуются во всех группах в течение всего времени пребывания детей в детском саду, а не только в ходе образовательной деятельности. Образовательная область «Речевое развитие» тесно интегрирует с каждой из четырёх оставшихся областей, и это взаимопроникновение способствует формированию высших психических функций, помогает решать проблемы социально-личностного, художественного и физического развития.
ЗАДАЧИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПО ВСЕМ ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ ДОУ:
РАЗВИТИЕ СВОБОДНОГО ОБЩЕНИЯ С ВЗРОСЛЫМИ И ДЕТЬМИ
Младший дошкольный возраст :
Развивать речь, как средство общения.
Выполнение детьми разнообразных поручений, дающих им возможность общаться со сверстниками и взрослыми.
Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение всеми
доступными средствами.
Поощрять интерес к делам сверстников, желание делиться с ними
впечатлениями.
Побуждать к внеситуативному общению на близкие ребёнку темы.
Средний дошкольный возраст :
Помогать налаживать общение с взрослыми на темы, выходящие за пределы наглядно представленной ситуации.
Создавать условия игрового взаимодействия в коллективных играх со сверстниками.
Развивать любознательности.
Формировать умение выражать свою точку зрения, обсуждать со сверстниками различные ситуации.
Старший дошкольный возраст :
Продолжать развивать речь, как средство общения.
Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.
Поощрять попытки делиться с педагогом и сверстниками разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации.
Формировать умения решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи.
Подготовительная к школе группа:
Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников.
Содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.
Поддерживать интерес к звучащему слову, проявляющийся в спонтанном словотворчестве, играх со звуками и рифмами, своеобразном экспериментировании со словами, в вопросах об их звучании и значении, догадках, толковании смысла слова.
Развивать элементарное осознание языковой действительности.
Знакомить детей с терминами «звук», «слово», «предложение».
РАЗВИТИЕ КОМПОНЕНТОВ УСТНОЙ РЕЧИ (ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ, ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ, ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ; СВЯЗНОЙ РЕЧИ – ДИАЛОГИЧЕСКИЕ И МОНОЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМ)
Младший дошкольный возраст :
Развивать понимание речи и активизация словаря на основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении.
Развивать умение по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру.
Упражнять детей в отчётливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных, в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов, нескольких фраз.
Развивать артикуляционный и голосовой аппарат, речевое дыхание, слуховое внимание.
Формировать умение пользоваться высотой и силой голоса.
Формировать умение отвечать на простейшие и более сложные вопросы.
Поощрение попыток детей по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказать об изображённом на картине, о новой игрушке, о событии из личного опыта.
Во время игр-инсценировок формировать умение повторять несложные фразы.
Формировать умение слушать небольшие рассказы.
Средний дошкольный возраст :
Знакомить с новыми названиями предметов, их качеств, деталей, с обобщающими наименованиями, побуждать при сравнении пользоваться словами с противоположным значением (антонимами, использовать слова без опоры на наглядно представленную ситуацию.
Формировать произносительную сторону речи.
Развивать фонематическое восприятие (умение выделить в произношении и услышать в словах тот или иной заданный звук).
Совершенствовать артикуляцию, умение чётко произносить гласные и простые согласные звуки; подводить к усвоению правильного произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков.
Развивать интонационную сторону речи, умение произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание.
Побуждать грамматически изменять новые слова и согласовывать их в предложении по аналогии с известными.
Самостоятельно конструировать слова и их формы, использовать словотворчество как специфический способ обследования формально-семантических отношений между наименованиями.
Отражать своё понимание отношений между предметами и явлениями через усложнение структуры предложений.
Старший дошкольный возраст :
Совершенствовать представление о смысловой стороне слова, обогащать речь антонимами, синонимами, многозначными словами, обобщающими наименованиями, активизировать образные слова, сравнения, эпитеты, точные глаголы.
Развивать фонематическое восприятие, произносительную и интонационную сторону речи.
Учить дифференцировать на слух и правильно произносить близкие в артикуляционном и акустическом отношении звуки.
Упражнять в правильном произнесении звуков в словах и скороговорках, стихотворениях.
Учить правильно регулировать темп и громкость произнесения, интонацию.
Содействовать освоению трудных случаев словоизменения.
Формировать способы словообразования глаголов, существительных, прилагательных.
Совершенствовать структуру предложений, содействовать активному использованию разных типов предложений.
Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе или по предложению взрослого.
Учить передавать словесно содержание сказки, картинки, впечатлений из личного опыта в форме короткого сочинения, рассказа, рассуждения, описания.
Подготовительная к школе группа:
Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря.
Поощрять проявление интереса к смыслу слов.
Совершенствовать умение использовать разные части речи в соответствии с их значением и целью высказывания.
Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.
Отрабатывать дикцию: развитие умения внятно и отчётливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
Совершенствовать фонематический слух: называние слов с определённым звуком, нахождение слов с этим звуком в предложении, определение места звука в слове.
Отрабатывать интонационную выразительность речи: упражнять детей в согласовании слов в предложении.
Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
Помогать детям в правильном построении сложноподчинённых предложений, использование языковых средств для соединения их частей.
Формировать умение вести диалог с воспитателем, сверстниками,быть доброжелательным и корректным собеседником.
Развить умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием.
Формировать умение составлять план рассказа и придерживаться его.
Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.
Совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Младший дошкольный возраст :
Неоднократно читать и рассказывать художественные произведения, предусмотренные программой.
Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажами настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.
Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями.
Приобщать к рассматриванию иллюстраций, побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».
Обращать внимание детей на ребёнка, рассматривающего книжку по собственной инициативе.
Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых произведений.
Читать знакомые, любимые детьми произведения.
Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков.
Регулярно рассматривать с детьми иллюстрации в знакомых книжках, ярко и выразительно рассказывать им о содержании иллюстраций, заслушивать высказывания детей.
Средний дошкольный возраст :
Продолжать приучать детей внимательно слушать сказки, рассказы,
стихотворения.
Помогать детям, используя разные приёмы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.
Зачитывать по просьбе ребёнка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению.
Старший дошкольный возраст :
Продолжать развивать интерес к художественной литературе.
Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения.
С помощью различных приёмов и специально организованных педагогических ситуаций.
Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.
Побуждать рассказывать о своём отношении к конкретному поступку литературного персонажа.
Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения.
Подготовительная к школе группа:
Продолжать развивать интерес к художественной литературе.
Поддерживать желание знакомиться с другими главами понравившейся «толстой» книги, рассматривать иллюстрации и оформление книг.
Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем.
Воспитывать чувство юмора, используя смешные сюжеты из литературы.
Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).
Помогать детям в понимании основных различий между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ, ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Старший дошкольный возраст :
Формировать предпосылки грамотности, используя возможности разных видов детской деятельности.
Учить детей проводить звуковой анализ слова на основе усвоенного в средней группе интонационного выделения звука в нём.
Ввести понятия «гласный звук», «твердый и мягкий согласные звуки», «звонкий и глухой согласные звуки».
Познакомить детей с соответствующими знаковыми изображениями этих звуков (например, использование фишек красного, синего и зеленого цвета и т. д.) и научить их пользоваться этими знаками при проведении звукового анализа слов.
Познакомить со всеми гласными буквами и правилами их написания после твердых и мягких согласных звуков, с некоторыми согласными.
Подготовительная к школе группа:
Формировать представлений о предложении.
Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности.
Формировать умение составлять слова из слогов.
Формировать умение делить двусложные и трёхсложные слова на части.
Формировать умение выделять последовательность звуков в простых словах.
Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды. Развивающая среда – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.
Речевая развивающая среда, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи. Поэтому создание речевой развивающей среды – важное направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников. Здесь важна и роль взрослого в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника. Создавая развивающую среду, важно учитывать уровень речевого развития, интересы, способности детей данной группы. В качестве основных элементов речевой развивающей среды можно выделить:
- Речь педагога;
- Методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;
- Специальное оборудование для каждой возрастной группы.
Условия для успешного речевого развития
1. Создание условий для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками.
2. Владение педагогом правильной литературной речью.
3. Обеспечение развития звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями.
4. Обеспечивают детям условий для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей.
5. Создание условий для овладения детьми грамматическим строем речи.
6. Развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей.
7. Развитие у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
8. Создание условий для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями.
9. Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы.
10. Поощрение детского словотворчества.
Основные методы развития связной речи дошкольников : Традиционные:
Наглядные
• Наблюдения во время прогулок, экскурсий
• Рассматривание конкретного объекта и наблюдение за ним
• Знакомство с объектом опосредованным путем, т. е. посредством фотографий, картин, картинок, кинофильмов
Словесные
• Заучивание наизусть
• Пересказ
• Составление различных видов рассказов
• Беседы
Нетрадиционные:
Мнемоника (наглядное моделирование)
• Графическая схема В. К. Воробьёвой
• Блок квадрат В. П. Глухова
• Предметно – схематическая модель Т. А. Ткаченко
• Схема составления рассказа Т. А. Ефименкова
• Коллаж Г. В. Большовой
ТРИЗ
• технология обучения детей составлению сравнений;
• технология обучения детей составлению загадок;
• технология обучения детей составлению метафор;
• составление рифмованных текстов;
• технология обучения детей творческих рассказов по картине
• технология обучения составлению текстов сказочного содержания
Постановка проблемного вопроса (почему? Зачем)
Приём «Изосказка»
• Активизирует связную речь детей, формирует творческие способности воспитанников
• Способствует взаимодействию сразу трех видов памяти: тактильной, слуховой и зрительной.
• Повышает интерес детей к рассказыванию сказки, слепленной или нарисованной своими руками
• Развивает мелкую моторику
Карты Проппа (работа со сказками)
В своей работе с детьми желательно использовать традиционные и нетрадиционные методики, если их умело комбинировать, эффект получается неожиданный, дети намного быстрее усваивают материал! Самые необщительные, плохо говорящие дети, хотят говорить и у них это получается! Дети самостоятельно, без воспитателя дублируют многие задания….
Советы для педагогов:
• Если у вас есть затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности как можно часто.
• Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно разными вопросами. Но надо знать: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.
• Не надо задавать вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла. Ребёнок должен думать, мыслить самостоятельно. Не спешите с ответом.
• Больше хвалите детей.
Если что-то не получается или получается с трудом – не переживайте, потому что успех будет обязательно! Нужно немного подождать.