ирина солдатенко
Конспект занятия по речевому развитию «Звуки [З] — [Ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
Звуки [З] — [Ж]
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, исправ-лять ошибки в неправильном употреблении падежных окончаний существи-тельных.
2. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [З] — [Ж].
3. Учить самостоятельно анализировать слова; совершенствовать навы-ки аналитико-синтетической деятельности.
4. Учить определять порядок следования звуков в слове.
5. Учить ребенка различать правильное и дефектное звукопроизноше-ние в речи других людей.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Звуки [З] — [Ж]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
6. Познакомить ребенка с употреблением предлога между.
Задание 1. Дидактическое упражнение «Исправь ошибки». Взрослый читает предложение, а ребенок исправляет ошибки и произносит правильный вариант.
Собака сидит около будка. Лошадь скачет по дорогу. Машина стоит перед дома. Мальчик пишет шариковой ручка.
Задание 2. Знакомство с предлогом между.
Взрослый ставит два стула, кладет между ними мяч и просит ребенка ответить на вопрос, где находится мяч (по отношению к стульям). Затем про-сит выполнить следующие задания: положить ручку между книгами, поста-вить чашку между блюдцами и т. д. Взрослый знакомит ребенка с предлогом между, объясняет его значение и графическое обозначение, предлагает соста-вить предложения из слов:
Гриб, расти, деревья, между; Машина, стоять, дома, между.
Задание 3. Дифференциация звуков [З] — [Ж].
Прослушать ряд слов, назвать лишнее слово, объяснить свой выбор:
жара, забор, желудь, железо.
(Все слова начинаются на звук [Ж], а слово забор — на звук [З].)
Сравнить артикуляцию звуков [З] и [Ж], обратив внимание на положе-ние язычка и характер воздушной струи, идущей по его центру, вспомнить характеристику звуков [Ж] и [З], обозначение.
Задание 4. Подвижная игра «Комары и жуки» : по команде взрослого: «Летят комары (жуки)», — ребенок «летает» по комнате, издавая соответ-ствующий звук [З] ([Ж]).
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ж]» :
ж, з, ж, з. ; жа, за, зы, жи. ; зубы, забор, жаба, Жучка, коза.
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» :
за-жа, зу. ; жи-зы, жу-.
Повторить за взрослым серию слогов:
за-за-жа, жа-за-за, за-жа-за, жа-за-жа, за-жа-жа, жа-жа-за.
Дидактическое упражнение «Составь слово» :
— из слогов:
ми-мо-за, кры-жов-ник, га-ра-жи, мо-ро-зы.
— из звуков :
з, у, б, ы; к, о, ж, а; ж, у, к.
Взрослый произносит слово жук и просит ребенка назвать первый звук в слове, затем — последний, потом — тот звук, который стоит между звуками [Ж] и [К]. Например: назвать звук, стоящий перед звуком [У], после звука 1У] в слове жук.
Закончить слово нужным слогом:
ЖА (ЗА) : неве., бере., мимо., подли., лы., кра., зано. ;
ЖИ (ЗЫ) : арбу., мор., черте., гара., моро., карни.
Повторить за взрослым пары слов:
зал — жал, везу — вяжу, козы — кожа, флажок — глазок.
Задание 5. Разложить картинки на две стопки: предметы, в названии которых есть звук [З], и предметы, в названии которых есть звук [Ж].
Вспомнить как можно больше слов со звуками [З] и [Ж], разделить сло-ва на слоги, придумать с каждым словом предложение.
Подобрать существительные к прилагательным (упражнять в согласо-вании прилагательных с существительными) :
железная (кружка., железный (ключ., железное (кольцо., железные (гвозди.); железнодорожная (касса., железнодорож-ный (вокзал., железнодорожное (расписание., железнодорож-ные (билеты.).
Дидактическое упражнение «Исправь ошибки» (учить ребенка разли-чать правильное и дефектное звукопроизношение в речи других людей). Взрослый произносит предложения в искаженном виде, а ребенок дает пра-вильный вариант.
Во время дождя нужен жонт. Девочка катается на лызах. Под сос-ной сидит серый жайка. Девочка пасет кожу.
Задание 6. Вспомнить буквы, которыми на письме обозначают звуки [Ж] и [З].
Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов, чтение, списывание, письмо под диктовку печатными буквами:
козы, кожа, зубы, жуки.
Чтение, списывание и запись под диктовку предложений:
Тут Зоя. У Зои жуки. Вот Дима. У Димы козы.