Татьяна Тимушкина
Конспект логопедического занятия «Звук и буква А»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование навыков звукового анализа и синтеза с целью профилактики нарушений чтения и письма у детей.
Коррекционно-образовательные задачи :
1)Познакомить со звуком и буквой А.
2)Закрепить понятия «звук», «гласный звук», «буква».
3)Формировать умение выделять звук А в ударной позиции в начале и в конце слова.
4)Способствовать умению делать анализ и синтез звуковых комплексов АУ, УА.
Коррекционно-развивающие задачи:
Публикация «Конспект логопедического занятия „Звук и буква А“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
1)Развивать фонематический слух, восприятие, внимание,память.
Коррекционно-воспитательные задачи:
1)Воспитывать умение вслушиваться в речь логопеда.
2)Воспитание навыков инициативности и самостоятельности.
Оборудование: зеркала, предметные картинки, красные кружочки, магнитная доска, схема слова, карточки с буквами с пособия З. Е. Аграновича «Для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников»).
I.Вводная часть
Логопед встаёт с детьми в круг.
Здравствуй, правая рука.
Дети и логопед вытягивают правую руку.
Здравствуй, левая рука.
Вытягивают левую руку.
Здравствуй, друг.
Правой рукой берутся за левую руку соседа.
Здравствуй друг.
Левой рукой берутся за правую руку соседа.
Здравствуй, здравствуй,
Дружный круг.
Качают руками.
Садитесь на стульчики.
Дети садятся.
II.Основная часть
1.-Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете о каком звуке и букве пойдёт сегодня речь.
Он тяжёлый и пузатый,
Носит фрак свой полосатый.
На макушке хвостик-ус,
Спелый изнутри (арбуз)
-Какой первый звук слышится в слове арбуз?
2. Сообщение темы.
-Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой А. Звуки -это то, что мы слышим и произносим,а буквы мы видим и пишем, благодаря этому люди могут читать и писать.
Логопед показывает детям перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука А.
-Когда мы поизносим звук А :
-губы находятся в спокойном состоянии;
-рот широко открыт;
-язык спокойно лежит во рту;
-горлышко «работает».
После показа и объяснения логопеда дети правильно произносят звук А перед зеркалом, а затем воспроизводят артикуляцию звука без голоса.
3. Характеристика звука.
Логопед,привлекая внимание детей, анализирует артикуляцию звука Аи делает вывод,что звук А-гласный (воздушная струя выходит через рот свободно,нет никакой преграды, губы и зубы не мешают прохождению воздуха, можно звук А голосом долго тянуть,петь.)
-Какой фишкой обозначим звук А? Почему?
4. Развитие фонематического слуха.
-Покажите символ звука А,когда его услышите (из ряда гласных, слогов, слов).
5. Фонетические упражнения:
а) произнести вслед за логопедом на плавном длительном выдохе: аааааа
-девочка укачивает куклу и поёт ей.
б) произнести вслед за логопедом отрывисто : А-А-А
-что просит сказать врач, когда осматривает горло?
в)произнести звук А отрывисто соответствующее цифре количество раз.
6. Физкультминутка.
По аллее мы гуляем, дружно песню распеваем
идут на месте, произнося звук А
Аист в небе пролетел
делают взмахи руками вверх, вниз
Зайчик на пенек присел
приседают
Аня, Алик и Алена побежали за Антоном
бегут на месте
Ах, как весело гулять, дружно песни распевать
идут на месте, пропевая звук А
7. Формирование фонематического восприятия.
Логопед читает стихотворение :
Что везёт автомашина? Всё, что есть на букву А
Вот арбузы, апельсины, ананасы и айва.
-Что везёт автомашина? Назовите слова со звуком А, «нажимая» на него голосом. Какой первый звук в этих словах?
Логопед называет детям слово, просит определить и обозначить в нём место звука А (начало или конец слова, используя красный кружок и схему слова.
Абрикос, армия, айва…;дыра, голова, нора.
8. Знакомство с буквой А.
«А» шалашик, посмотри, и скамеечка внутри.
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко…
- Посмотрите на эту букву А. На что она ещё похожа? (На крышу теремка, на летящую ракету)
Напишите букву А пальчиком в воздухе.
9. Игры с буквами.
«Назови букву»
Логопед предлагает найти букву А среди букв,перечёркнутых разными способами.
«Найди букву»
Логопед предлагает найти букву А среди других букв,вписанных друг в друга.
«Найди ошибку»
Логопед предлагает рассмотреть два изображения одной и той же буквы, одно из которых написано неправильно. Дети должны найти правильно написанную букву.
(Карточки с пособия З. Е. Аграновича «Для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников»).
10. Анализ звукокомплексов : крик в лесу: АУ; ребё нок плачет: УА
Логопед просит ответить на вопросы:
-Какой первый звук слышится?
-Какой второй звук слышится?
Выкладывание схемы каждого из этих звукокомплексов с помощью красных кружков.
Выкладывание слов АУ,УА из букв разрезной азбуки. Чтение.
III.Заключительная часть
-Какой звук и букву мы сегодня изучали?
-Почему звук А мы называем гласным?
Список используемой литературы.
1. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа -М. : Изд. «Скрипторий 2003»2013г. -240с. Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова
2. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям – З. Е. Агранович. Издательство: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2013 г. -160с.
3. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. -СПб. :ДЕТСВО-ПРЕСС,2009-48с. - З. Е. Агранович.