Любовь Иконникова
«Звук [ж]. Буква ж». Конспект логопедического занятия.
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закреплять умение детей правильно произносить звук [ж], выделять, различать этот звук в звучащей речи; познакомить с буквой Ж.
Задачи:
1. Коррекционно-обучающие:
учить детей точно и полно отвечать на вопросы, формировать лексико-грамматический строй, упражнять детей в звукобуквенном анализе и синтезе слов, автоматизировать звук [ж] в слогах, словах, словосочетаниях,
развивать умение длительного плавного выдоха, артикуляционную моторику, закреплять умение детей образовывать существительные во множественном числе;
2. Коррекционно-развивающие:
Публикация «„Звук [ж], Буква ж“, Конспект логопедического занятия,» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, логическое мышление, внимание, мелкую моторику пальцев рук ;
3. Коррекционно-воспитательные:
воспитывать вежливость, любовь к природе, умение слушать сверстников и логопеда.
Оборудование: аквариум, рыбки, удочка, запись песни про букву Ж, предметные картинки: пчелка,жук, жаба, шапка, ножи, ежи, кошка, ножницы, машина, 2 ведерка, сюжетная картинка семьи ежей, счетные палочки, компьютер, презентация со звуком Ж, су-джок шарики с пружинками, карточка с буквой Ж, ручки.
Продолжительность занятия-20 минут.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Постановка темы, цели занятия.
-Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по сказочной стране звуков, а по какой вы сейчас должны отгадать. Послушайте внимательно рассказ и определите, какой звук чаще всего встречается?
На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата. Ежики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики.
Какой звук повторялся? (звук [ж])
-Итак, вы уже, наверное, догадались, что сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по стране звука [ж]. Где нас ожидает много нового: интересные встречи, задания, и конечно, игры со звуком [ж], и буквой, обозначающей этот звук.
Чтобы произносить легко звук [ж], выполним гимнастику для язычка.
Артикуляционная гимнастика. Упражнения по биоэнергопластике.
«Чашечка».
Цель: выработать умение удерживать язык с загнутыми вверх передними и боковыми краями.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 3 до 7.
Ладонь с согнутыми пальцами, образует форму чашки.
«Блинчик».
Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 3 до 7.
Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.
Ладонь с сомкнутыми пальцами в горизонтальном положении.
«Лошадка».
Поцокать языком, будто скачем на лошадке, стараться цокать с открытым ртом.
Рука в горизонтальном положении (лежит на столе). Ладонь с сомкнутыми пальцами согнута. Под счёт поочерёдно касаются стола кончики пальцев и запястье.
3. Характеристика звука [ж].
Но, чтобы наше путешествие удалось, надо вспомнить, как правильно произносится звук [ж].
-Губы округлены, зубы сближены, язычок «Чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам.
-Произнесем звук Ж.
- Какой это звук? (согласный, твердый, звонкий)
- А почему, как вы определили что он согласный, звонкий? (он не поется и звенит когда мы его произносим)
Давайте проверим: поиграем в игру «Наушники». «Наденем наушники», (закрываем руками уши) и произносим звук [ж], слышите шум в наушниках, да, значит мы правильно определили, звук [ж] – звонкий.
4. Знакомство с буквой Ж.
- Мы с вами произносим слоги, слова со звуком Ж, а мы можем увидеть звуки? (нет, мы видим и пишем буквы)
-Какой же буквой обозначается звук Ж на письме?
- Давайте станем волшебниками и превратим звук [ж], в букву Ж.
Платье звуку надеваем,
звук в букву превращаем.
Учитель-логопед достает букву Ж.
Эта буква широка и похожа на жука.
И при этом точно жук издает «жужжащий звук».
5. Упражнение для развития мелкой моторики рук и запоминания зрительного образа буквы.
-Давайте из палочек выложим букву Ж.
6. Упражнение на развитие внимания. Работа по карточке.
Взяли карточки, положили перед собой. Взяли ручки.
Найдите среди других букв буквы Ж, обведите их кружочком. Сколько получилось?
7. Автоматизация звука [ж], в слогах и словах. Игра «Поймай звук».
-Ну что поплыли дальше?
-И вот мы приплыли на остров пчелок, а встречает нас пчелка Жужу.
- Давайте пожужжим вместе с веселой пчелкой… ЖЖЖЖЖЖ, повторяйте за пчелкой ЖА, ЖО, ЖУ, ЖЫ, а сейчас найдем картинки со звуком Ж.
Учитель-логопед: Другие пчелки тоже приготовили для Вас игру «Доскажи словечко»:
Жу-жу-жу – молока дадим (ежу) .
Жа-жа-жа – сидят на ветке два… (чижа) .
Же-же-же – живем на третьем… (этаже) .
Жи-жи-жи – в море плавают (моржи) .
Учитель-логопед: Молодцы! И мы с Вами отправляемся дальше.
8. Подвижная игра «Жуки».
-Вот сейчас я взмахну волшебной палочкой, и мы все превратимся в жуков.
Раз, два, три - волшебство к нам приходи! Теперь мы все жуки. Вот лесная полянка.
Жук, жук пожужжи.
Как летаешь, покажи.
Жу-жу-жу.
Я летаю и жужжу.
Жу-жу-жу.
Жук, жук пожужжи.
Как летаешь, покажи.
Жууу-жууу.
Я летаю и жужжу.
Жууу-жууу.
Жууу-жууу.
9. Логопедическая попевка. (методика Е. Железновой)
- Продолжаем наше путешествие. Отгадайте загадку:
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель… (ежик)
Правильно ежик. Вы уже поняли, что мы приплыли на остров ежей, посмотрите сколько здесь разных ежиков, какие они? (резиновый, мягкий, колючий)
Споем песенку про ежика.
Жа-жа, жа-жа
Мы нашли в лесу ежа.
Жу-жу, жу-жу
Дали яблоко ежу.
Же-же, же-же
Ежик съел его уже.
Жи-жи, жи-жи
Нам животик покажи!
10. Логопедическая зарядка.
Молодцы и мы с ними сейчас поиграем, давайте встанем и сделаем зарядку.
Еж готовится к рекордам. (руки на поясе)
Будем заниматься спортом; (руки вытянуть перед собой)
Ежик лапки напрягает.
Штангу кверху поднимает. (поднять вверх руки с напряжением)
Держит 1, 2, 3, 4, 5,
Можно штангу опускать. (опускаем руки)
Возвращаемся обратно.
Расслабление приятно. (выдох, взмахи руками)
11. Развитие мелкой моторики с использование Су-джок терапии.
Учитель-логопед: Ежи для Вас приготовили сюрприз, вот круглые колючие шарики, откройте их, внутри пружинки, достаньте и одевайте на каждый пальчик по очереди и повторяйте за мной:
Этот ежик хочет спать,
Этот ежик - прыг в кровать,
Этот ежик прикорнул.
Этот уж давно уснул.
Этот хоть еще не спит,
Но тихонечко лежит.
Тише, тише, не шумите,
Ежиков не разбудите.
12. Игра «Один – много».
Еж –
Уж–
Жук–
Нож–
13. Развитие правильного дыхания.
-Мы приплыли на остров свистулек.
Вам нужно надуть шарики длинным плавным выдохом, не надувая щек и не поднимая плечи.
-Молодцы и мы отправляемся дальше.
14. Закрепление навыков выделения заданного звука из слов.
-Ой, ребята, в какое замечательное место мы с вами приплыли.
Много разной рыбы тут плавает в пруду.
Мы ее поймаем на свою уду
Маленькую рыбку,
А на ней картинку.
Вы картинку назовете.
В слове звук [ж] найдете.
Если в названии картинки есть звук [ж],
то в желтое ведро, если нет- в зеленое.
Слова: жук, жаба, шапка, ножи, ежи, кошка, ножницы, машина.
15. Итог занятия.
Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте вспомним:
-По какой стране путешествовали?
(Страна звука[ж],буквы ж.)
-Что вам больше всего понравилось?
Сегодня все хорошо играли, и жители сказочной страны дарят вам раскраски с картинками, в названии которых есть звук [ж] и свистки с воздушными шариками.