Галина Никифорова
Конспект занятия «Эти удивительные камни»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Эти удивительные камни»
Дата: Март
Программное содержание:
Совершенствовать умение детей наблюдать, выделять сходство и различие признаков в предметах.
Учить детей классифицировать камни по признакам : размер (большой, средний, маленький, рельеф (гладкий, ровный, шероховатый, шершавый); температура (теплый, холодный, горячий); вес (лёгкий, тяжелый, цвет (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д., форма (круглые, овальные, треугольные, квадратные, место (речной, морской, горный).
Публикация «Конспект занятия „Эти удивительные камни“» размещена в разделах
Закрепить представление детей об органах чувств, и их назначении: орган зрения - глаза помогают определить цвет, размер, форму предметов, материал; орган осязания - рука помогает определить структуру, форму, вес, температуру, размер предметов; орган слуха - уши помогают услышать различные звуки; орган обоняния - нос определяет различные запахи.
Материал и оборудование:
для детей: камни (ими собранные, пуговицы, салфетки, камни (морские, речные, горные).
для педагога: глобус, карты гор, сказка П. П. Бажова «Каменный цветок», камни, коробочки для сбора камней.
Образовательная область» Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Активизация словаря: коллекция, коллекционер, экспонаты.
Предварительная работа: Сбор различных камней для коллекции, рассматривание камней, иллюстраций из книг, энциклопедий. Организация музея камней в группе. Беседа с детьми о том, где можно встретить камни, где камни принесенные нашли. Рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты и нашего государства. Чтение и обсуждение сказки П. П. Бажова "Каменный цветок", игры с пуговицами.
Ход
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое у вас сегодня настроение? Дети: Хорошее!
Воспитатель: Какое у вас настроение по цвету?
Какое у вас настроение по вкусу?
Какое у вас настроение по запаху?
Воспитатель: Замечательно! У нас получилась целая коллекция настроений.
-Ребята, а вы знаете, что такое коллекция?
Коллекция - это систематизированное собирание, каких либо предметов.
А коллекционирование - это целенаправленное собирание, собирательство каких либо предметов. Что можно коллекционировать?
Дети - фантики, книги, марки, значки, игрушки, магнитики, картины, оружие и другое.
Воспитатель: Кого называют коллекционерами? Да людей, которые что-то собирают. Ребята, а чтобы узнать о какой коллекции мы сегодня с вами будем говорить (на столе стоит большая коробка с камнями, покрытая салфеткой).
Нужно отгадать загадку:
В серёжках у мамы огнём он горит.
В пыли у дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий - в ладошке лежать.
Тяжелый, большой - одному не поднять.
Кто дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал? (Камень)
Воспитатель: Вы правильно догадались наши экспонаты сегодня - камни.
-Ребята, а откуда у нас столько камней?
Дети: Это мы собрали, принесли.
Воспитатель: А где вы нашли такие камни?
Дети: На море, на дороге, на речке, в горах.
Воспитатель: Нас можно назвать коллекционерами?
Дети: Да мы тоже коллекционеры.
Воспитатель: Ребята, рассмотрите внимательно камни и выберите себе любой.
Подумайте, что вы можете о нём рассказать?
Камни все одинаковые?
Если затрудняетесь, можно взять в помощники карточку (модель обследования объекта) (Один ребёнок рассказывает, остальные дети слушают и задают уточняющие вопросы, если рассказывающий ребёнок о чём-то не сказал).
Воспитатель: Дети, скажите, какие помощники помогали нам рассматривать камни и определять признаки?
Дети: Глаза помогли определить, цвет, размер, форму камней.
Руки, помогли определить какие камни на ощупь по рельефу, форме, весу, температуре, помогли определить размер камней.
А какие ещё органы чувств помогают нам обследовать объекты?
Дети: Уши, нос, язык. (Воспитатель уточняет.)
Физ. минутка. Вместе с мамой, вместе с папой Мы пойдем сейчас гулять!
Будем в парке вдоль тропинки, чудо камни собирать.
Вот камень круглый, словно мяч.
А этот точно блин.
Вот тот на зайчика похож
А этот как дельфин.
Мы чудо камни соберём
И в детский садик отнесем.
Воспитатель: Ребята, а удобно нашу коллекцию рассматривать? Почему?
Дети: Потому что она хранится, лежит в одной коробке и некоторые камни не видно.
Воспитатель: А что вы можете предложить?
Дети: Разложить в разные коробочки, разделить, высыпать камни.
Воспитатель: А как вы предлагаете разложить камни, как можно разделить камни, по каким признакам?
Дети: Камни можно разложить по цвету, размеру, форме.
Воспитатель: - Ребята, а по месту нахождения камни все одинаковые?
-Камни были найдены в одном месте?
А как ещё можно разделить наши камни по месту нахождения? (речные, морские, горные).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие коробочки я для вас приготовила. Коробочки разные или одинаковые? Разные коробочки, по какому признаку? А что у них одинаковое? Я вам предлагаю разложить в них камни. (Дети раскладывают камешки по указанным на коробочке признакам, в каждой коробочке разные камни).
Рефлексия
1. Ребята, что вы сейчас делали?
2. Кому хочется рассказать о своей коллекции?
3. Кто такие коллекционеры?
4. Расскажи, какие бывают камни по признаку места?
5. Какие помощники нам помогали рассказать о признаках камня?
6. Ты собирала камни в коробочку, по каким признакам?
7. Для чего нужны камни?
8. Вам понравился быть коллекционерами?
9. А что больше всего понравилось?
10. А что интересного вы узнали?
11. А что было тяжело для вас?
12. Вы активно работали?
13. А вам понравилась ваша коллекция?