Ирина Каретко
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей речевой группе «Эти удивительные животные Крыма»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей речевой группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11
«Сказка» г. Феодосия Республика Крым
Воспитатель Каретко И. А.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (природа) в старшей речевой группе №5 «Радуга» компенсирующего типа.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей речевой группе „Эти удивительные животные Крыма“» размещена в разделах
- Животные. В мире животных
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крым. Родной край
- Природа Крыма
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Тема: «Эти удивительные животные Крыма».
Цель: Уточнить и закрепить знания детей о диких животных Крыма.
Программное содержание:
• Уточнить и закрепить знания детей о диких животных Крыма;
• Расширить представление об образе жизни ежа, белки, зайца и их детёнышей;
• Учить замечать основные и характерные признаки животных, способы самозащиты от врагов;
• Развивать внимание, память, логическое мышление, воображение;
• Формировать речевую активность, развивать навыки диалогической формы речи, умение передавать диалог;
• Активизировать и обогащать словарь, умение согласовывать слова в роде числе и падеже, умение повторить междометия, звукоподражание, звукопроизношение, развивать связную речь;
• Закрепление разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний;
• Активизировать мыслительную деятельность, интеллектуальные способности;
• Развивать фантазию, воображение, коммуникативные навыки и умения;
• Воспитывать интерес и доброе отношение к животным, сопричастности и сопереживание ко всему живому, умение видеть и оберегать всё прекрасное, что нас окружает;
• Заложить основы экологического воспитания.
Коррекционные задачи: развивать мелкую и общую моторику, чувство ритма, речевое дыхание, творческое воображение, слуховое восприятие, психические процессы: внимание, память, мышление.
Оборудование: карта Крыма, кубик с цветными гранями, предметные картинки с изображением животных, пейзажные картинки, маски лисы и ёжика, игрушка «Ёжик», простые карандаши, листочки бумаги с контурными точками.
Ход занятия
-Дети, как называется наша страна, в которой мы живём?
На юге России находится полуостров Крым, который омывается двумя морями (показ карты Крыма). На ней обозначены не только города и посёлки, но карта Крыма раскрашена разным цветом: жёлтым, коричневым, зелёным и синим.
-Кто знает, что обозначает зелёный цвет на карте? (леса Крыма)
Жёлтый – (степи Крыма); коричневый - (Крымские горы).
-А что обозначает синий цвет вокруг полуострова Крым? (Чёрное и Азовское моря).
-Дети, наш полуостров Крым богат растительным и животным миром, у него много удивительных и интересных тайн и загадок, с некоторыми мы уже познакомились. Я предлагаю вам поиграть в игру по карте Крыма : «Эти удивительные животные Крыма. Отгадай и расскажи, кто я».
Внимание! Внимание!
Желающих поиграть просим
Занять свои места!
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы играть!
-Смотрите, на карте появились разноцветные квадратики, там спрятались обитатели Крыма. А вот волшебный кубик с такими же цветами, он нам поможет в открытии картинок.
«Кубик, кубик, покрутись,
Зелёной стороной повернись!»
-Я возьму карточку – картинку зелёного цвета и посмотрю. Я обитателя Крыма вижу, а вы нет, чтобы вы тоже его увидели, внимательно послушайте о нём рассказ – загадку.
«Нет у бедного берлоги,
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора». (Заяц).
(показ иллюстрации зайца).
-Дети, в каких районах Крыма обитают зайцы? (в лесных и степных).
Да, в Крыму обитают два вида зайцев: степные и лесные. А скажите, чем отличаются степные зайцы, от лесных? (степные крупные зайцы, лесные маленькие).
Давайте мы с вами покажем и расскажем какой у нас крымский зайчик.
И/У «Покажи зайчика» (дети показывают движения по тексту).
У зайчика круглая голова.
Раскосые глаза.
Маленький носик.
Рот с большими зубами.
У зайца длинные уши.
У него вытянутое пушистое туловище.
У зайца короткие передние лапки.
И длинные задние лапки.
У зайчика маленькие пушистый хвостик.
-Дети, какого цвета шубка у крымского зайчика в зимний период? (светло-серая, а хвостик с чёрным кончиком).
-А почему она не белого цвета? (В Крыму снег в зимний период не лежит долга, а если и выпадает, то не покрывает всю землю).
-Дети, а если в Крыму выпало много снега и он не тает несколько дней, что тогда делает крымский зайчик? (Зайцы стараются не бегать по лесу и степи, а отлёживается под кустами, в ложбинках).
-Дети, чем питаются крымские зайцы? (Зайцы питаются листьями, стеблями, корнями, корой деревьев, плодами, грибами). Зубы у зайца очень острые.
-Дети, как зовут детёныша зайцев? (Зайчонок). Показ иллюстрации.
-Дети, в народе зайчат родившихся осенью, когда падают листья, называют - «листопадники».
Зайчат родившихся в зимний период называют – «настовиками», от слова наст. Наст – это ледниковая корка на снегу. Она образуется в результате подтаивания снега и последующего замерзания.
Зайчат родившихся весной, когда зазеленела трава, называют - «травниками» от слова трава.
Зайчата рождаются маленькими и без запаха, поэтому зайчиха покормит зайчат и убегает подальше от родившихся зайчат, чтобы лиса не учуяла её запах.
-Дети, а как зайцы убегают от врагов? (Петляют, запутывают следы).
-Все считают зайцев трусливыми. А ведь это не так. Заяц отважно отбивается от врагов, встав на задние лапки, размахивает лапами и громко кричит для устрашения, или опрокидывается на спину и задними ногами старается ударить нападающего. Заяц не трус, а мудрый зверь: глупа стоять на месте и ожидать, когда тебя съедят.
Давайте поиграем в игру.
И/У «Лесной переполох» (Дети повторяют междометия).
В весенний ясный теплый день.
На голый лес упала тень.
Охватил зайчонка
Страх - ах, ах, ах!
-Страшный коршун
В небесах - ах, ах, ах!
Убегайте все быстрей - эй, эй, эй!
Берегитесь злых когтей - эй, эй, эй!
Там, где коршун –
Там беда - да, да, да!
Острый клюв -
Не ерунда - да, да, да!
Заяц лапкой
Бьёт в чурбан - бан, бан, бан!
Как в огромный
Барабан - бан, бан, бан!
Пролетел сигнал тревоги
Над землёй.
Уноси быстрее ноги: - ой, ой, ой!
-Дети, давайте мы с вами отобьём ритм, как зайчики, которые бьют по коре дерева. (Дети по кругу передают ритмический рисунок).
-«Кубик, кубик, покрутись,
Синей стороной повернись!»
-Дети, послушайте рассказ-загадку и скажите, о каком животном говорится.
«Если судить по названию – зверь должен быть белым,
А он рыжий летом и серо-коричневый зимой.
Узнаешь этого зверька по пушистому хвосту
И кисточкам на ушах». (Белка).
(Отрывается картинка на карте Крыма).
-Дети, чем питаются белочки в Крыму? (Белочки питаются грибами, ягодами, сосновыми шишками, семенами, корой деревьев, насекомыми, птичьими яйцами).
-Дети, шубка у белки летом рыжая, а зимой какая? Почему?
-Дети, что делает белочка, когда в Крыму наступают сильные морозы? (Белочка, свернувшись в клубочек, может спать в дупле несколько дней, укрывшись своим пушистым хвостом).
-Как называются детёныш белки? (Показ иллюстрации).
- Какими рождаются бельчата?
Бельчата рождаются крошечными, голыми, слепыми. Уже через месяц они открывают глаза, тело покрывается нежной шерстью. А совсем скоро они становятся такими баловниками и так надоедают своей маме, что она уходит в запасное гнездо и там отдыхает. Но к ночи, передохнув, она возвращается к бельчатам. Ведь белка очень заботливая мать. В случае нападения врага, белка старается отвести его от гнезда, убегая по стволу, прыгая с ветки на ветку. Иногда, падая на землю.
-Дети, давайте поиграем с бельчатами, пока мама белка отдыхает.
Пальчиковая игра «Белочки»
Раз, два, три, четыре, пять (Выставляем 5 пальцев правой руки).
Пришли белки поиграть.
Одна, куда-то подевалась (Прячем руку за спину)
Четыре белочки осталось. (Выставляем 4 пальца).
А теперь скорей смотри- (Прячем руку за спину)
Их уже осталось три. (Выставляем 3 пальца).
Ну и ну, какая жалость! (Прячем руку за спину)
Только две у нас осталось. (Выставляем 2 пальца).
Это новость так грустна, (Прячем руку за спину)
Осталась белочка одна. (Выставляем 1 палец).
Пока мы с тобой считали (Разводим руки в стороны).
Белочки от нас сбежали.
-«Кубик, кубик, покрутись,
Жёлтой стороной повернись!»
-Слушаем, новый рассказ-загадку.
«Он не прячется от врагов и не убегает от них.
Смело топает, сопит, шуршит сухими листьями.
Ну, а если грозит опасность – свернётся в клубок,
Выставит свои острые и крепкие иглы – попробуй, тронь!» (Ёж).
(Показ иллюстрации).
-Дети, а чем питается ёжик?
Ёжик питается все, что попадё тся: змеи, кузнечики, улитки, червяки, ящерицы, мыши, яйца птиц.
-В какое время суток крымский ёжик охотится? Всю ночь топает. Под каждый листочек заглядывает, переворачивает ветки. У ёжика чуткие нос и уши. Ёжиков называют ночными охотниками, много приходится за ночь бегать.
Чистоговорки
Ги – ги – ги – Ёжик, ты себя побереги.
Ди – ди – ди - Много ёжик не ходи.
Ять - ять – ять - Лиса уйдёт, пойдёшь гулять.
-Дети, как ёжик спасается от врагов?
Иголки спасают ёжика от врагов. Ножки ведь коротенькие, быстро бегать, как заяц, не умеет. Иголки покрывают всё ежиное тело, кроме головы и живота, поэтому ему приходится сворачиваться в клубок.
-Что ёжик делает зимой?
-Как зовут детёныша ежа? (показ иллюстрации).
Ежата рождаются совсем голенькими и слепыми. А потом у них отрываются глазки и вырастают маленькие мягкие иголки. Мама ежиха не выпускает ежат из норки, пока иголки не подрастут и не станут твёрдыми. Когда ежата подрастут, ежиха начинает водить их по лесу, учит, показывает. А ежата пыхтят и идут как паровозик с вагончиками.
Дыхательное и имитационное упражнение
1. Как, ёжик ищет еду, морщит носик, фыркает.
(Дети подражая, морщат носик и прикусывают нижнюю губу. Произносят звук «Ф – ф – ф – ф»)
2. Как, ёжик сердиться, пыхтит.
(Дети хмурят брови и произносят звукосочетание «Пых – пых – пых»).
3. Ёжик надувает и сдувает щёки.
(Дети надувают щёки – вдох; сдувают – выдох с призвуком «Пу – у – у»).
4. Когда ёжик устаёт. (Выдох горлышком с призвуком «Ха – а – а»).
5. Ёжик вдруг начал зевать? (Имитируют зевание).
-Дети, давайте поиграем в игру «Лиса и ёж».
Подвижная игра «Лиса и ёж»
Ёжик топал по тропинке (ходьба мелкими шагами)
И листочки нёс на спинке.
Ёжик топал не спеша (шарканье ногами)
Тихо листьями шурша. (произносят звук «Ш – ш – ш)
Вдруг навстречу ему лиса, (ёжик притаился)
Чтоб не попасть лисе на зубок,
Ты, ёж, свернись скорей в клубок. (Дети приседают, наклоняют голову, прячут руки)
Игровой момент.
-Дети, к нам в гости пришёл Ёжик, он что – то принёс. А принёс он вам волшебные листочки. Посмотрите на них, они почти чистые, только точки. Мне по секрету ёжик сказал, что за точками спрятались животные Крыма, но их невидно. А давайте, мы соединим точки сплошной линией так, чтобы все увидели, кто спрятался. (Ёж, белка, волк, кабан, лиса, заяц и т. д)
-Дети, в лесах, в горах, в степях Крыма животные находят пищу, дом, укрытие от врагов, чувствуют себя хорошо. Все эти животные нуждаются друг в друге. А нам они необходимы для того, чтобы мы были добрее и счастливее. С животными – мир краше, богаче и интереснее.
Всем людям нужно помнить:
Мы большие и сильные, но
Должны быть ещё добрыми и мудрыми,
Чтобы не навредить родной природе.
Тогда природа скажет нам СПАСИБО!