Елена Парижева
Конспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные камни»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей со свойствами камней, продолжать знакомство с тем, как человек использует камни;
Образовательные задачи:
-обобщить и систематизировать знания о камнях
-формировать у детей умение планировать свою работу, используя схему (пропедевтика понятия «план»).
-формировать умение работать парами
-формировать умение анализировать свою работу
Развивающие задачи:
-Развивать логическое мышление
-умение рассуждать
-делать выводы
Воспитательные задачи:
-воспитывать аккуратность
-культуру общения
-умение договариваться
Публикация «Конспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе „Удивительные камни“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Свойства камней, опыты и эксперименты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Оборудование: наборы камней, деревянных брусков, мячик для пинпонга, емкости с водой, таблица (схема, перчатки, весы, ноутбук, проектор, экран, яичная скорлупа.
Ход занятия:
I.
Вос-ль: 3дравствуйте дорогие гости! Я профессор Знайка хочу пригласить вас в лабораторию. В этой лаборатории мы ищем ответы на вопросы, которые любят задавать наши ребята. Ребята, что же мы делаем в лаборатории.
Вос-ль: В лаборатории делают опыты, изучают свойства предметов. А что сегодня мы будем изучать, нам поможет узнать ящик ощущений. Сейчас кто-то из вас нащупает предмет в ящике ощущений, но нам не скажет, даже если узнает его. Мы попробуем сами догадаться, задавая вопросы. Кто хочет быть ведущим и отвечать на наши вопросы? Если все дети захотели быть ведущим, его выбирают считалкой. (Если дети не задают вопросы, воспитатель берет инициативу на себя). Можно мне задать вопрос?
Вопросы:
Это съедобное или нет?
Холодное или теплое?
Твердое или мягкое?
Тяжелое или легкое?
Этот предмет гладкий или шершавый?
Дети, вы догадались, что находится в ящике ощущений? (Ответы детей).
Вос-ль: Послушайте внимательно загадку, я думаю, она точно поможет вам отгадать, что находится в ящике ощущений.
В сережках у мамы огнем он горит
В пыли на дороге ненужным лежит.
Он может быть мелкий — в ладошке лежать.
Тяжелый, большой — одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал? (Камень).
Вос-ль: Как вы догадались, что это камень. Что вам помогло, какие строки из загадки? (Ответы детей).
Вос-ль: Молодцы! А кто из вас знает правила поведения в лаборатории? Не шуметь, не кричать, аккуратно обращаться с посудой и др. приборами, перед работой необходимо надеть перчатки, шапочки. Нельзя брать предметы исследования без разрешения.
Какие вы молодцы все знаете! Предлагаю пройти в лабораторию, где мы будем изучать свойства камней.
Вос-ль: Занимайте свои рабочие места.
1. Форма, цвет, размер.
Вос-ль: Мы знаем, что в лаборатории изучают свойства предметов. Что для этого используют лаборанты? Микроскопы, лупы, колбочки, разные баночки, пробирки. А как вы думаете, что мы с вами, можем еще использовать для исследования камней, не прибегая к помощи приборов. Мы можем потрогать его, рассмотреть его, понюхать. Помогут нам в этом наши органы чувств: глаза, руки, уши, нос. Я заранее приготовила для вас специальные картинки-помогалочки (таблица, эта таблица будет планом вашей работы. После того, как вы выполните шаг схемы-плана, поставьте знак «+» (вос-ль ставит «+» на своей схеме, как пример). Это будет означать, что этот шаг уже выполнен и можно, приступать к следующему шагу. Проводится опыт. Как вы считаете камни одинаковые или разные? Камни разной формы? Камни одного цвета? Они все одного размера? Камни пахнут? Какие камни, когда вы их трогаете гладкие или шершавые?
2. Твердость
Вос-ль: Теперь сравним камень и пластилин. Как вы думаете, если мы сожмем в одной руке пластилин, а в другой камень. Что произойдет? (ответы детей). Все согласны?
Вос-ль: Я предлагаю проверить ваши предположения. Возьмите в одну руку кусочек пластилина, а в другую любой камешек. Сожмите обе руки сильно- сильно. Откройте ладони посмотрите, что произошло? Пластилин изменил форму. А почему? Какой мы можем сделать вывод? Потому что он мягкий, а камень твердый. Ребята, вы определили еще одно свойство своих камней. Камни твердые.
3. Прочность
Вос-ль: Ребята, посмотрите, у вас на столах лежит скорлупа от яйца. Как вы думаете, что произойдет, если мы возьмем ее в одну руку, а камень в другую и сожмем их. Проводится опыт.
Какой вывод мы можем сделать? Камни прочные, а скорлупа хрупкая.
4. Тяжелый.
Вос-ль: Для определения следующего свойства камней нам потребуются весы. Как вы думаете, камни тяжелые или нет? А как нам это выяснить? Взять весы и взвесить. Проводится опыт.
А еще как? При помощи воды. Посмотрите, у вас на столах стоит контейнер с водой и лежит деревянный брусок. Как вы думаете, что тяжелее? Проверим. Один из вас возьмет камень, а другой брусок.
Опустите в воду. Что получилось? Какой вывод можно сделать? Камни тяжелые, чем деревянный брусок.
5. Нагреваются камни или нет.
Когда мы с вами выходим на прогулку, солнце нагревает наши щеки, нос мы чувствуем тепло, когда солнца нет, и дует ветер, наши щеки, нос и руки холодные. Интересно, могут камни нагреваться. Проводиться опыт. Один камень в руке, а другой на столе. Один теплый, другой холодный. Какой вывод можно сделать?
Физкультурная минутка
Жил-был маленький гном (присели, встали)
С большим колпаком (вытянули руки вверх, соединили ладони)
Он был путешественник-гном
(руки на пояс, шаги на месте)
На лягушке он скакал (прыгаем)
И на стрекозе летал (машем руками)
Ух, высоко! (встали на носочки)
По ручью плыл в чайной чашке (плывем)
Ездил он на черепашке (руки на пояс, топаем на месте)
И, протопав все тропинки,
Он качался в паутинке (качаемся из стороны в сторону)
Утро придет, (руки вверх, в стороны, вниз)
Гном опять в поход пойдет! (шаги на месте)
6. Где используются камни.
Вос-ль: Ребята, а вы знаете, где человек использует камни? (Ответы детей).
(Просмотр презентации с комментариями воспитателя). Еще давным-давно люди заметили, что некоторые камни очень красивые, прочные и строили из них замки, крепости, церкви. В современном мире камень больше используется для отделки: метрополитенов, мостов, фонтанов, балконов, лестниц, каминов. Посмотрите, как красиво смотрятся камни при дизайне приусадебных участков. Камни используют для оформления клумб, альпийских горок, дорожек. Еще делают разнообразные украшения.
III. (закрепление пройденного материала).
Вос-ль: Ребята давайте вспомним, что мы сегодня узнали о камнях. Начнем с того, что камни какие? Камни тяжелые, твердые они отличаются по цвету, форме, размеру.
Вос-ль: Понравилось вам занятие?