людмила шумкина
Конспект исследовательской деятельности для детей 5–7 лет «Эти удивительные камни»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Эти удивительные камни»
Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе исследовательской деятельности с природным материалом (камни и их свойства).
Задачи:
Образовательные:
- расширять представления детей об объектах неживой природы (камни и их свойства);
Развивающие:
Публикация «Конспект исследовательской деятельности для детей 5–7 лет „Эти удивительные камни“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- обеспечить условия для развития самостоятельности в процессе исследовательской деятельности;
-способствовать развитию навыков взаимодействия детей друг с другом;
-обогащать опыт публичного выступления;
Воспитательные:
- воспитывать культуру речи и поведения.
Предметно-развивающая среда образовательной деятельности: камни разного размера, цвета, формы; миски с водой, пластилин, листы бумаги А-4 -4 шт., цветные карандаши
Предварительная работа: рассматривание коллекции камней, целевые наблюдения
Ход образовательной деятельности:
1. Мотивационный момент
-Ребята, нам поступило необычное предложение : организовать передвижную выставку камней.
-В чём необычность этого предложения? Вместе с ребятами рассуждаем: что такое передвижная выставка, были ли они на таких выставках, как они организованы?
-Принимаем это предложение?
2. Основная часть
-Как вы думаете, чтобы осуществить это предложение, что мы должны знать и уметь? (знать свойства камней, уметь привлекательно рассказать о них)
-Давайте побудем сегодня исследователями разных свойств камней. Позвольте мне быть заведующей исследовательской лаборатории?
Приглашаю детей пройти в лабораторию, сообщаю условие: работать командой по 3 человека, предлагаю выбрать стол с материалом для исследования. Дети делятся на «тройки».
Вместе вспоминаем правила поведения в лаборатории: работать дружно, договариваясь о действиях; не оставлять рабочее место, не закончив исследование.
- Ребята, результаты своих исследований мы должны зарисовать на листах.
Договоритесь, кто из вас будет представлять результат исследований.
Предварительно на столах приготовлен материал для исследования:
на первом столе: на подносе камни разного размера и цвета;
на втором столе: две ёмкости с водой, на подносе большие и маленькие камни, кора дерева;
на третьем столе: на подносе камни с гладкой и шероховатой поверхностью;
на четвёртом столе: на подносе камни и пластилин.
На каждом столе лежат листы А-4 для зарисовки выводов исследования и карандаши.
Дети в своих группах исследуют свойства камней самостоятельно. Взрослый выступает в роли партнёра, при необходимости помогает вопросами, направляя действия и размышления детей.
Дети на основании проведённых опытов делают выводы: камни бывают разного цвета и размера; тяжёлые, поэтому тонут; гладкие и шероховатые; твёрдые; отображают ход деятельности и свой вывод в виде рисунка.
–Давайте подведём итоги наших исследований. Каждая группа детей рассказывает о результатах своей деятельности, помещая на доску свою презентацию в виде рисунка.
Возможны вопросы к выступающим. Дополнительный вопрос к 3-ей команде: как превращаются камни с острыми углами в гладкие?
3. Рефлексия
-Ребята, как вы считаете, мы подготовились к выставке?
-Что вам сегодня понравилось?
-Что вы хотите ещё узнать о камнях?
Воспитатель дарит детям игру «Необычный оркестр».
Дети берут из коробочки по 2 камушка и встают вкруг. Взрослый становится «дирижёром оркестра». По сигналу (взмах палочкой) дети издают звуки камнями. Варианты звучания: громко- тихо, быстро- медленно. На основании игрового опыта приходим к выводу, что камни «звучат».
В дальнейшем организуем творческую игру «Передвижная выставка камней». Вместе с детьми выбираем экскурсовода, оформляем передвижную выставку, определяем её маршрут (это старшие и подготовительные группы, время и действуем по выбранному плану.