Татьяна Невидимова
Конспект НОД по созданию навыков экологически грамотного поведения «Эти чудо-камни»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Малыш»
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности по
ознакомлению с окружающим и рисованием нетрадиционными средствами.
На тему: «Эти чудо – камни» для детей подготовительной группы.
Воспитатель: Невидимова Т. Н.
п. Залари 2017г.
Публикация «Конспект НОД по созданию навыков экологически грамотного поведения „Эти чудо-камни“» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
Цель: Создавать условия для формирования бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения; воспитание познавательного интереса к неживой природе.
Задачи: Образовательные задачи:
1. Закрепить знания детей о камнях, чем полезны они для человека, почему называются полезными ископаемыми.
2. Обогащать и расширять представления детей о горах, пещерах, камнях, умение обследовать их и называть свойства.
3. Побуждать детей вступать в диалог с взрослым.
Развивающие задачи:
1. Развивать познавательные и интеллектуальные способности детей, память, речь, воображение, творческие способности, двигательную активность.
2. Сформировать эмоциональное, положительное отношение к неживой природе.
3. Развивать чувство коллективизма, показать значимость знаний каждого ребёнка в достижении общей цели.
4. Развивать тактильные ощущения путём ощупывания предметов, формировать мелкую моторику кистей рук.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать бережное отношение к Земле и её богатствам.
2. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, музыкальное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Материал и оборудование: отрывок из видеофильма «Спасибо тебе, Шумак», посылка, коробочка с маленьким железным замком, магнитная доска с вырезанными камушками из цветной бумаге и ключ от замка, набор небольших камней по счёту детей, баночки с водой, комочки ваты, тарелочки под камни, набор камней обсидиан и пемза по счёту детей, аудиозапись музыкальных пауз. Мини-музей пещеры: каменный топор, копьё, очаг, мел, угольки, две куклы одетые в костюмы первобытных людей, наскальные рисунки, большие камни для рисования.
Активизация словаря: крепкий, твёрдый, гладкий, пористый, тяжёлый, лёгкий, вулканический.
Предварительная работа: беседа по темам: «Какие бывают камни», «Что такое горы?», «Как человек использует камни», рассматривание коллекции минералов и камней, камней в природе, проведение опытов, чтение художественной литературы (П. П. Бажов «Хозяйка Медной горы», «Серебряное Копытце», Н. А. Рыжова «О чём шептались камешки», рисование «Разноцветные горы», «Каменный домик трёх поросят», прослушивание музыки Эдварда Грига «Шествие гномов», «В пещере горного короля».
Ход НОД:
Организационный момент:
Собираемся дети в круг - Я твой друг и ты мой друг! Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся, Я улыбнусь вам, а вы друг другу, Чтобы у нас с вами было весь день хорошее настроение. - Настроение у нас хорошее? (ответ детей)
Сюрпризный момент: - Я хочу вас обрадовать. Сегодня в наш детский сад «Малыш» почтальон Печкин принёс посылку. Садитесь поудобнее на ковёр, будем открывать её и посмотрим, что там внутри. (коробочка, на ней железный замок и письмо.) - Ой, какая красивая коробочка, а вы хотите посмотреть, что там в ней лежит (ответ детей) А открыть нельзя, нет ключа у нас от замка. Но есть в посылке письмо и сейчас мы прочитаем письмо и узнаем, кто отправил нам эту посылку.
«Здравствуйте дорогие ребята! Я отправляю вам посылку с секретом и думаю, что вы сможете открыть её своими знаниями. Для этого вам нужно ответить на мои вопросы, отгадать загадку и завладеть ключом. Ключ находится на облачке, воспользоваться им можно только после того как вы правильно назовёте любой из камней, построите из них высокую гору и тогда получите ключ, которым откроете коробочку. Пусть победят ваши знания и дружба, которые помогут вам преодолеть трудности и справиться с заданием. Желаю вам удачи!
Хозяйка Медной горы». - Ребята, как вы думаете, сможем мы справиться с этим заданием? Триз (решение проблемы) - И я думаю, что сможем! Тогда слушайте внимательно загадку: «В серёжках у мамы огнём он горит В пыли на дороге ненужным лежит Меняет он форму, меняет он цвет, А в стройке годиться на тысячу лет. Он может быть мелким – в ладошке лежать. Тяжёлый, большой – одному не поднять. Кто, дети, загадку мою отгадал? Кто этот предмет по приметам узнал?» (камень) - Да, это загадка о камнях. Сейчас, я вам покажу небольшой отрывок видеофильма, а вы внимательно посмотрите его.
Показ отрывка видеофильма «Спасибо тебе, Шумак» - Скажите, где находятся камни на Земле? (ответы детей) - Конечно, больше всего камней в горах. Ведь горы состоят из камней. Камни внутри и снаружи гор. Динамическая пауза «Камни на горе» (Дети стоят на ковре) Стоит гора – старушка, (дети поднимают руки вверх) До небес её макушка. (встают на цыпочки) Её ветер обдувает (обмахивают себя кистями рук) Её дождик поливает, (встряхивают кисти рук) Стоит высокая гора и манит нас к себе она (шагают на месте) Беседа о камнях: (дети сидят на ковре) - Ребята, а ещё где есть камни на Земле? (ответы детей) - Правильно, в реке, в море, в океане на дне лежит много камней. На земле лежат камни, мы идём по дороге и видим каждый день их. И в земле лежат полезные камни, которые приносят людям пользу. Вот сейчас мы будем с вами строить гору из камней. (перед детьми стоит магнитная доска, на которой вверху нарисованы облака и прикреплён ключ от коробочки) - Ребята, подумайте и назовите, какие камни вы знаете, и какую пользу они приносят человеку? (Ребёнок называет камень, подходит к магнитной доске, берёт и прикрепляет бумажный «камень». Задание выполняется до тех пор, пока камни не коснуться ключа.) ( Ответы детей: каменный уголь - тепло и свет; мел – школьные мелки, для производства извести, зубных порошков и паст; песок – для производства стеклянной посуды; соль – для вкуса пищи; гранит – для украшения памятников, мостов, набережных; пемза – для личной гигиены; янтарь – для лечения больного горла, для украшений: бусы, серьги; мрамор – для украшения стен метро, каминов; коралл – для украшения аквариумов, интерьеров и изготовления лекарства) - Мы построили высокую гору. Максим, помоги мне, пожалуйста, достать ключ. Я вместе с Максимом буду подниматься вверх, шагая пальчиками по камням, а вы помогайте шагать пальчиками на ковре. Пальчиковая гимнастика – ходьба. - Мы достали с вами ключ, теперь можем открыть железный замок на коробочке. Посмотрите, внутри коробочки – волшебные камушки, какие они красивые, разноцветные. Возьмите каждый по одному камушку и согрейте его своим теплом. Упражнение «Оживляем камень» Камень, камень, возьми тепло моих рук Доброту моего сердца и подари моему другу. (дети обмениваются камнями) - Ребята, что вы чувствуете? (ответы детей) - Камень стал тёплым, горячим от вашей доброты. Вы поделились своей добротой с другом и теперь ваша дружба станет крепкой как камень. Экспериментально – исследовательская деятельность. - А сейчас мы с вами на несколько минут превратимся в геологов и будем исследовать камни. Возьмите каждый свой камушек и садитесь за столы.
- Возьмите в одну руку комочек ваты, а в другую ваш волшебный камушек и определите, что тяжелее вата или камень? (ответы детей) - Почему? ( ответы детей: вата какая – лёгкая, воздушная, мягкая; камень – твёрдый, плотный, крепкий) - Чтобы определить какой камень твёрдый, крепкий мы поиграем друг с другом нашими волшебными камушками в игру. Пальчиковая игра: В руки камешки мы взяли. Друг о друга постучали, Вот так, вот так, Не разбить их нам никак! - А сейчас, мы с вами узнаем, умеют ли камни плавать. Как вы думаете? (ответы детей) - Вот это мы сейчас и проверим. Возьмите в тарелочках два вулканических камня: пемзу и обсидиан. Посмотрите на них внимательно и скажите, чем они отличаются друг от друга? ( ответы детей: обсидиан – гладкий, тёмный; пемза – светлая, пористая, вся в дырочках из-за того, что там находится воздух). - Вначале опустите обсидиан в воду. Что вы наблюдаете? ( ответы детей: он утонул) - Почему? ( ответы детей: камень – тяжёлый, вода не может его удержать – он тонет) - Теперь опустите в воду пемзу. Что происходит? ( ответы детей: она не тонет) - Почему? ( ответы детей: пемза – лёгкая, непотопляемой её делают дырочки, в которых находится воздух). - Какой ребята, можно сделать вывод? (ответы детей) - Правильно, не все камни тонут, лёгкие умеют плавать. Музыкальная пауза: - А сейчас возьмите в руку свой волшебный камушек и подойдите ко мне. Наши волшебные камушки не простые, они могут совершать настоящие чудеса. И чтобы чудо произошло, вы должны мне помочь. Я включу волшебную музыку. Вы закроете глаза и послушаете музыкальное произведение, и как только оно перестанет звучать, вы откроете глаза. Беседа в мини-музее пещере: - Свершилось чудо, мы попали в каменный век. Перед нами пещера. А кто жил в пещерах, в каменном веке? (ответы детей) - Давайте войдём в пещеру и посмотрим, как жили первобытные люди. - Ребята, расскажите мне, как использовал камни первобытный человек? ( ответы детей: изобрёл каменный топор, копьё, сделал очаг из камней, научился добывать огонь ударяя камень о камень, научился рисовать на камнях). - Чем рисовали первобытные люди? ( ответы детей: мелом и углями от костра). - Что и кого изображали первобытные люди в своих рисунках? (ответы детей). - Сейчас мы тоже с вами попробуем рисовать на камнях, как первобытные люди. Возьмите по желанию, кто хочет мел или уголёк, выберите любой камень и приступайте к работе. Самостоятельная изодеятельность детей. - Рисунки готовы. Расскажите, о своём рисунке. (ответы детей)
-Молодцы, у всех получились замечательные рисунки. А теперь нам пора покинуть пещеру. Возьмите свои волшебные камушки и подойдите ко мне. Сейчас зазвучит волшебная музыка и наши глазки закроются, и откроем мы их тогда, когда перестанет звучать музыка.
Музыкальная пауза.
- Вот мы и вернулись в наш детский сад.
Итог:
- Понравилось вам путешествовать? Что интересное встретили в путешествии? Что новое узнали? (ответы детей)
- Вот видите, ребята, если интересоваться природой, можно многое узнать, природа помогает людям становиться умнее и добрее. Ваша дружба, ваши знания помогли справиться вам со всеми заданиями. Вы хорошо поработали и за это, Хозяйка Медной горы дарит вам в подарок волшебные камушки. Пусть они вам принесут удачу.