Марина Легостаева
Конспект по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные камни»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе
по теме: «Удивительные камни»
Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.
Программное содержание:
1. Обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам : размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный) ; вес (лёгкий, тяжелый, плавучесть – тонет в воде.
Публикация «Конспект по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе „Удивительные камни“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Свойства камней, опыты и эксперименты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
2. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома
3. Развивать память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия.
4. Воспитывать аккуратность в работе с материалом, уважительное отношение к товарищам и воспитателю.
Демонстрационный и раздаточный материал.
1. Письмо, набор камней, слайды с изображением иллюстраций из сказок «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка медной горы» - каменный цветок.
2. Фотографии, картины гор, рек морей, мостов, здания, украшения.
3. Шкатулка с сокровищами.
4. Ящик ощущений.
5. Лупы.
6. Стакан с водой, ложка.
7. Салфетки маленькие.
8. Салфетки большие.
9. Коробка с ячейками.
Предварительная работа.
Беседа с детьми о камнях, рассматривание иллюстраций, минеральные драгоценные камни. Сбор коллекции камней. Занятия познавательного цикла «Откуда берутся камни», проведения опыта с водой, чтение сказки П. П. Бажова “Каменный цветок”.
Словарная работа.
Шершавый, шероховатый.
Дифференцированная работа: с Алешей Д., Димой Г.
Работа с родителями:
Изготовление шкатулок из камней, поделки из камней, сбор материала для занятий: лупы, стаканчики.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада нашей встрече. Давайте, поделимся, друг с другом своим теплом и добротой, обнимемся крепко- крепко!
-Сегодня утром я получила необычное письмо. Адрес отправителя тоже загадочный — Горная Страна. Хозяйка Медной горы. Кто из вас, ребята, знает, кто такая хозяйка Медной горы?
-Чем она занимается?
А какие сказки Бажова мы читали?
Дети: «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка медной горы», «Каменный цветок»
.Но ещё больше я растерялась, когда открыла конверт — в нём нет ни одного слова, одни лишь непонятные схемы.
— А вы, ребята, ничего необычного у себя в саду не замечали. Ведь, я думаю, не зря на моём послании этот знак. Давайте внимательно осмотрим всё вокруг.
(Дети находят шкатулку)
— Как вы думаете, что может в шкатулке находиться?
Ответы детей.
Воспитатель: Сейчас каждый из вас на ощупь попытается определить содержимое этой шкатулки.
Дети: В шкатулке находятся камни.
Воспитатель: Верно, это — камни. А знаете ли вы, что каменным богатством в нашей стране является Урал и Сибирь (показ на карте).Здесь высокие горы. В них много богатств и сокровищ.
Но с какой цельюХозяйка Медной Горы нам послала эти камни и схемы?
(Предположения детей)
Не просто так шкатулка здесь,
И в том есть один секрет:
В шкатулке этой камни есть,
Что излучают свет!
Один, как мамины глаза,
Прозрачно- голубой;
Как виноградная лоза,
Зелёненький — другой.
А третий солнышка светлей,
А вдруг это алмаз!
Я предлагаю, детки, их
Вам рассмотреть сейчас.
— Ребята, а что вы знаете о камнях?
Дети, а где камни нам встречаются в природе? (обломки гор, в реках, морях - слайд)
А как человек использует камень? (для строительных зданий, мостов, для украшения домов - слайд)
А как камни человек использует в украшении? (жемчуг, янтарь, рубин - слайд)
А как вы думайте мы с вами все знаем о камнях? (ответы детей)
А у нас с вами есть лаборатория не зря мы одели значок, что он означает?
Дети: работа в лаборатории.
А, чтобы нам больше узнать я предлагаю вас в нашу с вами лабораторию
Дети (Садятся)
Опыт № 1. Определение цвета, формы и размера.
Дети делятся наблюдениями, какого цвета и формы камни.
— Покажите мне самый большой ваш камень.
— Выложите все камни в ряд от самого большого к самому маленькому.
— Все ли камни одинакового размера?
Вывод: камни бывают разными по цвету, форме и размеру.
Опыт № 2. Определение характера поверхности.
— Сейчас нужны будут ваши чувствительные пальчики. Закройте глаза, погладьте ваши камешки и попробуйте на ощупь выбрать самый неровный, шершавый камень.
— А теперь самый гладкий камешек? Подумайте, где можно чаще всего встретить такой камень? (У моря)
— Почему у него нет острых углов? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, острые углы постепенно стираются, исчезают. Камешек становится округлым.)
Вывод: камни бывают гладкими и шероховатыми.
Опыт № 3. Определение твёрдости.
— В одну руку возьмите камешек, а в другую кусочек пластилина. Сожмите обе ладони.
— Что произошло с пластилином? Почему?
— А с камнем? Почему?
— Вы думаете, камень тверже дерева? Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева и попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево).
Воспитатель. А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. Забивает — не получается. Гвоздь гнется, но не вбивается.
— Ну что, смогла я забить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? А как вел себя камень? Какой можно сделать вывод?
Вывод: Камень твёрдый, прочный.
Опыт № 4. Определение температуры.
— Ребята, положите ваши ладошки на стол и быстренько на щёки. Чувствуете разницу?
Наша кожа может быстро определять температуру.
— Сейчас у нас будет очень сложный опыт. От вас потребуется внимание и сосредоточенность.
-Из всех камней вам необходимо выбрать самый тёплый и самый холодный.
-Как это можно сделать? (Зажать в ладонях, поднести к щеке)
Вывод: камни имеют разную температуру.
— Как можно согреть холодный камень?
-Я предлагаю вам согреть его своим тёплым дыханием.
Дыхательная гимнастика: Дети берут самый холодный камень, кладут его на ладони.
Делают глубокий вдох через нос, а выдох через рот, губы трубочкой. (3раза)
Опыт № 5. Плавучесть.
— Что будет, если положить камешек в воду? (Версии детей)
— Как это можно проверить?
-Дети осторожно кладут камень в воду. Наблюдают. (Камень утонул, от него на поверхность поднимаются пузырьки воздуха, цвет изменился, стал более ярким.)
Достают камень из воды, вытирают его салфеткой
— Какие камни вам нравятся больше, мокрые или сухие?
Вывод: камни тонут в воде, потому, что они тяжёлые.
Опыт № 6. Камни издают звуки.
-Как вы думаете, могут ли камни издавать звуки?
— Постучите ими друг о друга. Что вы слышите?
-Это камни разговаривают друг с другом и у каждого из них свой голос.
— А сейчас, ребята, на один из ваших камешков я капну лимонный сок. Что происходит?
(Камень шипит, злится, ему не нравится лимонный сок)
Вывод: камни могут издавать звуки.
Опыт № 7. Рассматривание камней через лупу.
— Как называется этот прибор? (Лупа.)
— Для чего же он нужен? (Увеличивать изображение.)
— Посмотрите на свои ладошки.
— А теперь посмотрите на них через лупу?
— Чтобы лучше увидеть поверхность камней мы проделаем с ними то же самое.
— Что интересного вы увидели?
— Молодцы, вы очень внимательные! Чтобы ещё раз проверить ваше внимание я предлагаю вам поиграть в игру» С другом мы пойдём гулять«
С другом мы гулять пойдем,
Речку — каменку найдем.
(встают парами, шагают на месте)
Речка весело журчит
И по камушкам бежит.
(руки вперед, движение «волна»)
Через речку мы вдвоем
По мосточку перейдем.
(шагают на месте)
Мостик каменный стоит,
(пальцы рук соединены перед грудью)
Речка весело журчит.
(руки вперед, движение «волна»)
Из камней построен дом,
(движение «кулачок об кулачок»)
Мы с тобой в него войдем.
(руки над головой в форме «крыши»)
Мостик каменный стоит,
(пальцы рук соединены перед грудью)
Речка весело журчит.
(руки вперед, движение «волна»)
Домик прочный из камней,
(руки над головой в форме «крыши»)
Для друзей всегда открыт!
(руки в стороны ладонями вперед).
-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Страничка за страничкой мы составили целый рассказ о камнях. Рассказ в схемах. Кто желает стать настоящим ученым, надеть шапку магистра и прочесть послание Хозяйке Медной Горы о свойствах камней? (Один ребёнок делает вывод обо всех проделанных опытах)
Сейчас, ребята, возьмите свои подносы и выложим на песке узоры из камней. Может быть ночью, когда детский сад будет пуст, Хозяйка Медной Горы вновь вернётся сюда и будет очень рада такому подарку.
А на память о нашей встрече я дарю вам эти блокноты и карандаши, предлагаю нарисовать в них то, что видели и о чем узнали. А ваши рисунки вместе с письмом поместим в этот конверт и отправим Хозяйке Медной Горы. А в шкатулке находится что-то ещё. Это волшебные, разноцветные и очень вкусные камешки. Возьмите их и угостите своих друзей.