Светлана Ковыркова
Конспект НОД по чтению художественной литературы и развитию речи. Театрализация сказки «Рукавичка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по чтению художественной литературы и развитию речи
(с детьми 3 - 4 лет)
Тема: театрализация сказки «Рукавичка»
Разработала воспитатель первой категории
Ковыркова Светлана Солтановна
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Умка»
пгт. Фёдоровский
2016 год
Форма проведения НОД: театрализация сказки
Публикация «Конспект НОД по чтению художественной литературы и развитию речи, Театрализация сказки „Рукавичка“» размещена в разделах
- Варежки, перчатки, рукавички
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Рукавичка. Театрализованная деятельность
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сценарии по сказкам
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- «Рукавичка», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
(познавательного цикла)
Цель: развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать словарь через театрализованную деятельность.
Задачи:
Образовательные
— обобщать знания детей о диких животных: внешнего вида, образа жизни, местообитание, пища.
— учить подбирать определения к словам «рукавичка».
— активизировать правильное произношение звука «в» изолированно, учить произносить этот звук длительно, на одном выдохе.
— упражнять в названии детенышей животных в единственном и множественном числе, с помощью суффикса -онок- : зайчата (зайчонок, мышата (мышонок, медвежата (медвежонок,лисята (лисёнок, волчата (волчонок)
— формировать умение, согласовывать существительное с прилагательными в роде, числе, падеже.
— учить составлять описательные рассказы из 2-3 предложений по картинке.
Закрепить умение детей эмоционально воспринимать содержание сказки. Учить детей узнавать героев по загадке, запоминать действующих героев и последовательность действий.
Формировать желание детей использовать различные способы получения информации для активизации мыслительной деятельности, умение задавать вопросы, формировать интонационную выразительность речи.
Развивающие
— развивать логическое мышление через понимание смысла загадок и их разгадывание.
— развивать эстетические чувства через высказывания детей о том, как они представляют зимний лес.
Развивать речевую активность детей, память, умение вступать в диалог. Развивать выразительную речь, внимание, вызвать интерес к театру.
Упражнять в словообразовании: мышка - норушка, зайка – побегайка, лисичка - сестричка, волчок - серый бочок, косолапый медведь.
Воспитательные
— Вызывать желание у детей участвовать в разговоре (беседе) с воспитателем.
— Стимулировать внимание и выдержку с помощью наглядного материала.
— Воспитывать доброе, чуткое отношение к диким животным
Воспитывать у младших дошкольников товарищеские взаимоотношения между детьми, доброжелательность, желание прийти на помощь; создавать у детей радостный эмоциональный настрой; формировать любовь к русскому фольклору.
Методы и приемы:
Наглядные: рассматривание игрушек (зайчик, лисичка, иллюстраций (белка, лиса, медведь, их детенышей, жилища)
Словесные: художественное слово – загадки, вопросы к детям, артикуляционная гимнастика, напоминание, подсказ, обобщение воспитателя, поощрение
Практические: имитационные движения
Игровые: сюрпризный момент – сундучок со сказками, детская игра «Расскажи и покажи», «Один – много», детская игра «Звериная зарядка …», «Назови детёныша»
Словарная работа:
Активный словарь: звери, заяц, лиса, медведь, снег, зима, холод, маленький, большой, пушистый, серый, рыжая, красивый, лисенок, медвежонок, врассыпную.
Пассивный словарь: нора, берлога, рукавица.
Индивидуально – дифференцированный подход:
— дифференцирование сложности вопросов от уровня развития детей (высокий уровень, средний уровень, низкий уровень).
— первыми рассказывают о животных по предметным картинкам дети высокого уровня речевого развития.
— к детям с низкой речевой активностью обращаться непосредственно с вопросами после ответов других детей.
Материал к НОД:
атрибуты к волшебному сундучку, к сказке «Рукавичка», настольный театр.
Предварительная работа
1. Чтение народных сказок соответствующих данной тематике («Теремок», «Зимовье зверей») и т. д.
2. Рассматривание картин к народным сказкам.
3. Обыгрывание сказок с помощью настольно - плоскостного театра.
4. Разгадывание загадок.
5. Настольная игра «Угадай сказку», с опорой на карточки-схемы.
1) Дидактическая игра «Кто в рукавичке живет?»
2) Дидактическая игра по сказкам «Продолжи сказку».
Этапы НОД Ход занятия Работа с детьми
Вводная часть (5 минут)
1. Организационный момент.
2. Игра «Угадай сказку»
- Здравствуйте, ребята!
Я из сказки к вам пришла,
Сундучок вам принесла,
Сундучок-то не простой,
Он волшебный, не пустой!
Много сказок в нем живет,
Надо взять их на учет.
Воспитатель: А знаете ли вы сказки?
Дети: Да, знаем!
Воспитатель: 1-2-3-4-5 пора в сказку нам играть, кто к началу опоздал, тот на сказку не попал.
Воспитатель открывает сундучок и произносит:
- Ой, какой здесь беспорядок!
Срочно помощь мне нужна.
Вы, ребята, помогите,
Сказки все мне разберите.
-Как называется сказка, где он пел песенку: «Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл и от тебя уйду»
(Колобок).
-Как называется сказка, где на огороде она выросла большая-прибольшая?
(Репка)
-В какой сказке мышка пробежала, хвостиком махнула, оно упало и разбилось?
(Курочка ряба)
-А в этой сказке она пела песенку : «Не садись на пенёк, не ешь пирожок, высоко сижу, далеко гляжу!»
(Маша и медведь)
-В какой сказке вёдра сами шли домой, а он ехал по деревне на печи?
(По щучьему велению)
-Молодцы, ребята, сказки вы знаете хорошо! Создать положительный эмоциональный настрой
Закрепить умение детей эмоционально воспринимать содержание сказки. Учить детей узнавать героев по загадке, запоминать действующих героев и последовательность действий.
Формировать желание детей использовать различные способы получения информации для активизации мыслительной деятельности, умение задавать вопросы, формировать интонационную выразительность речи.
Основная часть (8 минут)
3. Театрализация сказки «Рукавичка»
4. Беседа по содержанию
5. Физкультминутка
«Звериная зарядка»
6. Игра «Назови детёныша»
7. Игра «Назови животное и расскажи о нём»
-В сундучке живёт сказка, я её вам расскажу и покажу.
Воспитатель рассказывает сказку с одновременным показом настольного театра. Показ театра по сказке «Рукавичка». (Рассказчик – воспитатель, кукловод-воспитатель).
Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил рукавичку. Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит :
- Тут я буду жить.
Бежит зайчик. Подбежал к рукавичке, спрашивает:
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка - поскребушка. А ты кто?
- А я зайчик - побегайчик. Пустите и меня!
- Иди.
Вот их уже двое. Бежит лисичка:
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка – поскребушка, зайчик - побегайчик. А ты кто?
-А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!
Вот их уже трое сидит. Глядь, бежит волчок - и тоже к рукавичке, да и спрашивает:
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка - поскребушка, зайчик – побегайчик, да лисичка-сестричка. А ты кто?
- А я волчок - серый бочок. Пустите и меня!
- Ну иди!
Влез и этот. Уже стало их четверо.
А тут затрещали сучья: вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревет:
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка – поскребушка, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка, волчок - серый бочок. А ты кто?
- Р-р-р-р-р, вас тут многовато! А я медведюшка - батюшка. Пустите и меня!
- Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.
- Да как-нибудь!
- Ну уж иди, только с краешку!
Влез и этот. Пятеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвется.
А тем временем дед хватился - нету рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит - лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда:
- Гав-гав-гав!
Звери испугались, из рукавички вырвались - да врассыпную по лесу. А дед пришел и забрал рукавичку.
Воспитатель:
-Ребята вам понравилась замечательная сказка о дружных животных.
-Как она называется?
(«Рукавичка»)
-Назовите тех, кто поселился в домике - рукавичке?
Воспитатель:
-Где звери нашли рукавичку?
Воспитатель:
-Что говорили звери, когда просились в рукавичку?
Ответы детей.
Воспитатель: Назовите животных которые жили в рукавичке?
Ответы детей.
Воспитатель:
-Ребята вспомните, какие в сказке у каждого зверька были прозвища?
Зайка - побегайка, лисичка - сестричка, мышка - норушка, волчок - серый бочок, медведь - косолапый.
-Молодцы, ребята!
-Давайте и мы поиграем в весёлых зверей!
Три медведя шли домой (ходьба друг за другом)
Папа был большой-большой (руки вверх, потянулись)
Мама с ним поменьше ростом (руки на пояс)
Ну, а сын - малютка просто! (ходьба полуприседя)
Скок-поскок, скок-поскок, (Прыжки.)
Зайка прыгнул на пенёк.
В барабан он громко бьёт (имитируем движения барабанщика)
В чехарду играть зовёт.
Вышли мышки как-то раз (ходьба друг за другом)
Поглядеть, который час.
Раз, два, три, четыре, пять!
Вдруг раздался страшный звон (Бом, Бом)
Убежали мышки вон. (Дети садятся на стульчики)
- Ребята, а здесь детёныши потерялись и не могут найти свою маму. Поможем маленьким животным найти маму.
(Дети называют детёныша, находят соответствующую картинку)
(Дети называют детёныша, находят соответствующую картинку)
Воспитатель: Если один детеныш у лисы, как его зовут?
Дети: Лисенок.
Воспитатель: А если бы их было много. Как их звали бы?
Дети: Лисята.
Воспитатель: У медведя, одного детеныша, как называют?
Дети: Медвежонок.
Воспитатель: А много?
Дети: Медвежата.
Воспитатель: Если один детеныш у зайца, как его зовут?
Дети: зайчонок.
Воспитатель: А если бы их было много. Как их звали бы?
Дети: зайчата.
Воспитатель: У волка, одного детеныша, как называют?
Дети: Волчонок.
Воспитатель: А много?
Дети: Волчата.
Воспитатель: Если один детеныш у мыши, как его зовут?
Дети: мышонок.
Воспитатель: А если бы их было много. Как их звали бы?
Дети: Мышата.
Игра «Назови животное и расскажи о нём»
-Возьмите, каждый по одной картинке с изображением животного и расскажите о нём.
-Мышь какая?
-Серая, ловкая.
Посмотрите на эту картинку. Кто это?
-Заяц!
-Какой заяц по характеру?
-Трусливый, быстрый.
-Заяц какой?
-зимой белый, летом серый
-Лиса, какая по характеру?
-Хитрая.
-Лиса какая?
-Рыжая, пушистая, красивая, хитрая. У нее длинный, пушистый хвост.
-Волк какой?
-Серый, злой, голодный.
-Медведь какой?
-Большой, неуклюжий, косолапый.
-А это кто?
-Корова.
-Где живёт корова?
-Рядом с человеком.
-А где живёт собака?
-Рядом с человеком. Она охраняет людям жилище.
- Как можно назвать лису, зайца, мышь, волка, медведя, корову, одним словом?
- Животные!
- Посмотрите и скажите какие картинки с изображением животных здесь лишние?
- Корова и собака.
-Почему?
-Они домашние животные.
-А волк, заяц, мышь, лиса и медведь дикие животные.
-Молодцы, ребята!
развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать словарь через театрализованную деятельность.
развивать внимание, мышление, память
Закрепить умение детей эмоционально воспринимать содержание сказки. Учить детей узнавать героев по загадке, запоминать действующих героев и последовательность действий.
Формировать желание детей использовать различные способы получения информации для активизации мыслительной деятельности, умение задавать вопросы, формировать интонационную выразительность речи.
формировать способность воспринимать предложенные воспитателем игровые ситуации, принимать в них участие.
упражнять в названии детенышей животных в единственном и множественном числе, с помощью суффикса -онок- : зайчата (зайчонок, мышата (мышонок, медвежата (медвежонок,лисята (лисёнок, волчата (волчонок)
развивать любознательность, наблюдательность, познавательную и мыслительную активность;
-развивать связную речь детей, продолжать учить делать простые умозаключения.
обобщать знания детей о диких животных: внешнего вида, образа жизни, местообитание, пища.
высказываться полными, развёрнутыми предложениями (4-5 слов в предложении, сочетать существительные с глаголами и прилагательными
развивать основные психические процессы (внимание, память, образное мышление)
Воспитывать доброе, чуткое отношение к диким животным
Воспитывать у младших дошкольников товарищеские взаимоотношения между детьми, доброжелательность, желание прийти на помощь; создавать у детей радостный эмоциональный настрой; формировать любовь к русскому фольклору.
Заключительная часть (2 минут)
8. Итог занятия. -Ребята, с какой сказкой вы сегодня познакомились?
-Рукавичка.
Воспитатель: вам понравилась замечательная сказка о дружных животных.
Назовите тех, кто поселился в домике - рукавичке?
Ответы детей.
Воспитатель: Где звери наши рукавичку?
Ответы детей.
Воспитатель: Что говорили звери, когда просились в рукавичку?
Ответы детей.
Воспитатель: Назовите животных которые жили в рукавичке?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята вспомните, какие в сказке у каждого зверька были прозвища?
Зайка - побегайка, лисичка - сестричка, мышка - норушка, волчок - серый бочок, медведь - косолапый.
Воспитатель: Молодцы. Вот и наступил конец нашему сказочному путешествию, а нашим героям пора в свою сказку возвращаться. Скажем им – до свидания.
Развивать речевую активность детей, память, умение вступать в диалог. Развивать выразительную речь, внимание, вызвать интерес к театру.
воспитывать осознанно-правильное отношение к природе через привитие способности сочувствовать, сопереживать животным.