Ольга Капитонова
Конспект интегрированной ООД по чтению художественной литературы в средней группе «Сказки домовёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция областей. Речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие (музыка, физическое развитие.
Цели занятия.
Обобщить и закрепить знания детей о башкирских народных сказках. Активизировать речевую деятельность детей, совершенствовать выразительность речи, закреплять умение пользоваться при ответах различными типами предложений.
Создать у детей эмоциональное настроение, увлечь сказочным сюжетом.
Образовательные задачи.
Публикация «Конспект интегрированной ООД по чтению художественной литературы в средней группе „Сказки домовёнка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
Познакомить детей с башкирской сказкой, формировать у детей умение узнавать башкирские народные сказки;
Формировать у детей умение отвечать на вопросы по содержанию сказок, выделять отрицательных и положительных героев сказки, наделять их характерными чертами.
Закреплять умение грамотно оформлять свои ответы, активизировать речь детей, свободно и непринуждённо общаться с окружающими.
Развивающие задачи.
Развивать память, внимание, связную речь.
Развивать речевую активность путем использования малых фольклорных форм, развивать интерес и любовь к книге, к художественному слову, детской картинке.
Воспитательные задачи.
Формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения, навыки сотрудничества.
Формировать ценностные отношения к культурному наследию, любовь к родному краю, уважение к народным традициям.
Воспитывать интерес к фольклору.
Предварительная работа. Чтение башкирских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, игры - драматизации, дидактические игры: “Составь башкирский узор”, “Одень башкирских кукол“, “Найди башкирский орнамент“, «Поставь заплатку».
Оборудование. Музыкальный центр, диск с башкирской мелодией, домик-юрта, сундук с башкирским узором, иллюстрации к башкирским народным сказкам, книга с башкирскими народными сказками, мультимедийный проектор, презентация «Мой Башкортостан», куклы (герои сказки) – для показа сказки, кукла – домовёнок.
Методические приемы. Звучание башкирских мелодий, художественное слово, беседа, вопрос – ответ, сюрпризный момент, рассказывание сказки (кукольный театр, объяснение, рассматривание иллюстраций, помощь, поощрение, итог, индивидуальная работа, физкультминутка, малые фольклорные формы (загадки).
Индивидуальная работа. Активизировать работу Азалии, Арсена, Дарины.
Словарная работа. Батман, кумган, юрта, сирота.
Ход занятия
Воспитатель: Придумано кем-то Просто и мудро: При встрече здороваться. – Доброе утро! – Доброе утро, солнцу и птицам. – Доброе утро, улыбчивым лицам!
Я желаю, чтобы у всех вас обязательно утро было не только добрым, но и интересным. Дети поздоровайтесь с нашими гостями.
(Дети здороваются с гостями, садятся на стульчики.)
Воспитатель:
Наши ушки на макушке.
Глазки видят хорошо.
Слушаем, запоминаем
Ни минутки не теряем.
Итак, мы начинаем, стихотворенье прочитаем:
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живёшь.
И даже улицы родной
Мы не найдём на карте той.
Но мы на ней всегда найдём
Свою страну – наш общий дом!
Воспитатель: Ребята, а как называется страна, в которой мы живём?
Дети: Россия!
Воспитатель: Да, действительно, Россия!
В нашей стране есть замечательный край, где мы с вами живём. Как называется наша Республика?
Дети: Башкортостан. Видео презентация о Башкортостане. «Мой Башкортостан!».
Воспитатель: давайте вспомним наше стихотворение - разминку:
В нашей республике, горы - высокие,
Реки глубокие,
Степи широкие,
Леса большие,
А мы - ребята вот такие!
Мы с вами знаем, что в юртах у башкир стояли сундуки, в нашей группе тоже есть свой башкирский сундук. Вот он.
Воспитатель: Ой, а в нём какой-то шорох! Сейчас я тихонько в него загляну, проверю, кто это? Да это же домовёнок! Как ты здесь оказался?
Домовёнок : Я слышал, что дети знают и любят сказки! Я принёс с собой картинки из сказок, только не помню, как они называются?
Воспитатель: Вы эти сказки знаете, я вам их рассказывала. Ребята, давайте поможем домовёнку, кто помнит из каких сказок эти иллюстрации и предметы? (иллюстрации к башкирским сказкам «Медведь и пчёлы», «Два барсука», «Сказка о курае», «Храбрый», игрушка – улей, курай).
Дети: называют сказки.
Воспитатель: Правильно. Сказки называются «Медведь и пчелы», «Храбрый», «Два барсука», «Сказка о курае». Это башкирские народные сказки, потому что их сочинил башкирский народ.
Домовёнок : Спасибо, ребята! А я кое – что с собой принёс, а чтобы узнать, что это, отгадайте загадку!
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
Дети: это книга!
Воспитатель: Да, это книга.
Ребята, домовёнок приглашает вас в гости. А чтобы узнать к кому в гости мы сегодня попадём, отгадайте ещё одну загадку:
Легенда, преданье народное,
Ребята ее обожают,
Родители, если свободные,
Ее тебе на ночь читают.
Дети: это сказка!
Воспитатель: Да, верно, это сказка! Я знаю, что вы все их очень любите. Ребята, а кто придумывает сказки?
Дети. А придумывали сказки люди и рассказывали один другому; так через века дошли сказки и до нас.
Воспитатель. Ребята, а какими словами сказки начинаются?
Дети. Жили - были, жил был.
Воспитатель. А что такое сказка?
Дети. Необыкновенная история, с животными. С героями случаются необыкновенные события, волшебство. Говорят звери, вещи, птицы.
Воспитатель. А как сказки заканчиваются?
Дети. Добро побеждает зло, счастливый конец, мы радуемся вместе с героями.
Прежде чем мы продолжим, я предлагаю вам отдохнуть поиграть в башкирскую игру «Юрта, юрта».
Игра «Юрта, юрта»
Юрта, юрта, круглый дом.
Побывайте в доме том!
Гости явятся едва
В печку прыгают дрова.
Печка жарко топится,
Угостить торопится.
Ладушки, ладушки,
Круглые оладушки!
Воспитатель. Ребята, домовёнок хочет, чтобы вы догадались, о ком будет сказка, с которой мы сегодня познакомимся. А для этого, вам надо отгадать ещё одну загадку.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса.
Кто это…
Дети: лиса!
Воспитатель: Какая лиса?
Дети: рыжая, пушистая, с длинным, пушистым хвостом.
Воспитатель: Почему лису называют хитрой плутовкой?
Дети: в сказках всех зверей может перехитрить.
Воспитатель: Вот и в башкирской сказке «Лиса – сирота» она перехитрила всех лесных зверей.
Воспитатель: А сейчас, дети, я предлагаю вам отправиться в сказочное путешествие, хотите?
Дети: Да!
Воспитатель: В сказке «Лиса – сирота» есть такие слова: «батман» - деревянная посуда, в которой башкиры хранили мёд и масло (показ иллюстрации); «кумган» - кувшин, в него наливают воду. (показ иллюстрации).
Воспитатель: Давайте включим волшебную музыку. Сидеть нужно очень тихо, чтобы не вспугнуть сказку. Она притаились в нашей группе, и ждёт, когда мы её позовем. Давайте её позовё м: Один, два, три - сказочка, приди!
По удобнее садитесь!
Не вертитесь, не крутитесь.
Все садитесь рядом,
Поиграем ладом.
Приготовьте ушки, глазки,
Начинаем нашу сказку.
Рассказ сказки (кукольный театр) «Лиса – сирота»
Воспитатель: прежде чем продолжить наше путешествие, предлагаю вам самим на минутку превратиться в лесных жителей – зверей и провести
«Звериную зарядку» :
Раз — присядка, два — прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснутся (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть
(движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало — начинает все сначала.
Беседа по содержанию:
1. Что решили однажды весной медведь, волк, петух и заяц?
2. Как они подготовились к зиме?
3. Какую работу выполняли звери?
4. Можно их назвать «дружная семья»?
5. Кто пришёл однажды к зверям?
6. Что предложила лиса зверям?
7. Какую хитрость придумали звери?
8. Как звери догадались, что лиса съела всё масло?
9. Какая лиса оказалась?
10. Какие были звери: медведь, заяц, собака, волк?
Рассматривание иллюстраций к сказке «Лиса – сирота».
Итог ООД.
Воспитатель. Ребята, а наш домовёнок большой выдумщик, он приготовил вам сюрприз, но чтобы его получить, мы должны пройти по его следам и ответить на вопросы. В конце дорожки мы найдём сюрприз!
Воспитатель: Назовите сказки, которые вы вспомнили?
Дети: «Медведь и пчёлы», «Сказка о курае», «Храбрый», «Два барсука».
Воспитатель: Что вам понравилось больше всего в нашем путешествии?
Воспитатель: С какой сказкой мы познакомились на занятии?
Дети: Мы сегодня познакомились со сказкой башкирского народа под названием «Лиса-сирота».
Воспитатель: Какие слова оказались новыми для нас?
Дети: Батман, кумган
Воспитатель: Что такое батман?
Дети: «батман» - деревянная посуда, в которой башкиры хранили мёд и масло
Воспитатель: Что такое кумган?
Дети: «кумган» - кувшин, в него наливают воду.
Воспитатель: Сказок много есть на свете,
Все их очень любят дети.
А чему нас учат сказки,
Отвечайте без подсказки.
Дети: Быть добрыми, справедливыми, помогать друг другу, выручать из беды, быть смелыми и т. д.
Воспитатель: Чему научила вас сказка «Лиса – сирота»?
Дети: нельзя брать чужое, нужно делиться с друзьями. Ложь всегда становится известна.
Воспитатель: Ребята вы сегодня решали интересные и сложные задания нашего домовёнка. Мы с вами честно заработали сюрприз - это новая большая, красочная книга со сказками! Вы ему очень понравились, и домовёнок просит, чтобы мы оставили его жить в нашей группе, в волшебном сундуке. Разрешим ему у нас пожить, возьмём его в нашу дружную группу?
Дети: Да