Сауле Дисенбекова
Составление рассказа по развитию речи «Умка — белый медвежонок» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение
Детский сад № 186 города Тюмени
(МАДОУ д/с № 186 города Тюмени)
Тема: Составление рассказа
«Умка – Белый медвежонок».
(развитие речи) в подготовительной группе)
Воспитатель: С. Ш. Дисенбекова
Публикация «Составление рассказа по развитию речи „Умка — белый медвежонок“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Белый медведь
- Медвежонок Умка
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Тюмень, 2016 г.
Тема: Составление рассказа «Умка – белый медвежонок»
Программное содержание:
«Коммуникация»
Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа по картине;
Продолжать учить детей придумывать загадки по картинке.
Обогащать и активизировать словарь детей.
Развивать монологическую речь детей;
Продолжать упражнять в умении составлять сюжетный рассказ по картине
в определённой последовательности.
«Познание»
Упражнять детей различать и называть животных Севера,
познакомить их с внешним видом, характерными особенностями.
Развивать наблюдательность, память, творческое воображение, логическое и образное мышление, находчивость
«Физическая культура»;
Виды детской деятельности:
Коммуникативная
Двигательная
Познавательно-исследовательская
«Социализация»
Воспитывать умение выслушивать рассказ сверстника, оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор.
Воспитывать чувство уважения друг к другу.
развивать эмоциональную сферу детей, их умение сопереживать, заботиться о малышах - зверятах.
Предварительная работа
Беседа «Кто живет на Севере?». Знакомство с животными Арктики, их внешним видом, повадками.
Знакомство с выставкой книг “Животный мир Севера”;
Разучивание загадок о белом медведе.
Аппликация «Белый медведь»
Имитация действий с «подзорной трубой» - кто больше заметит интересного.
Чтение рассказов : И. Сосновский «Белый медведь», В. Снегирев «Кто властелин».
Чтение рассказов Чаплиной В. В. «Фомка белый медвежонок»; И. Соколов – Микитов «Горностай»; «Лоси», «Медведи», «Заяц», «Лисицы»; Н. Сладков «Плясунья», А. Толстой «Заяц»; Б. Житков «Рассказы о животных».
Методы и приёмы
1. Словесный метод:
Беседа;
вопросы по картине;
педагогическая оценка;
пояснение.
2. Наглядный метод:
Демонстрация (рассматривание) картин.
3. Практический:
Упражнения (в составление рассказов и загадок).
4. Игровой метод:
Загадывание и отгадывание загадки.
Оборудование
Игрушки – белый медвежонок Умка, рыбка, тюлень, глобус.
Предметные картинки из серии «Животные Севера» : морж, тюлень, песец, черно-бурая лиса, нерпа, северный олень, белый медведь, морской котик
Картина «Белый медведь»
фильм о белом медведе.
разрезные картинки с изображением животным.
«подзорная труба» из бумаги на каждого ребёнка
Модель (схема) для рассказывания.
Ход занятия
- Дети, в какой стране мы с вами живем?
-На севере или на юге России?
-Север – это России частица, это край, где всегда холода. Обращает внимание на движущийся валенок.
- Ой, что это? «Живой валенок!»
-Ребята, в валенке кто-то прячется.
-Как вы думаете, кто бы это мог быть? (Дети высказывают свои предположения.)
(Воспитатель достает из валенка маленького игрушечного белого медвежонка, обращается к нему)
-Медвежонок, как ты сюда попал?
- У-у-у! Я заблудился. Услышал незнакомые человеческие голоса, испугался. От страха спрятался в валенок. Я к маме хочу, я к папе хочу. Помогите мне, пожалуйста, их найти (плачет)
- Ребята, успокойте медвежонка, пожалейте, скажите ему добрые слова.
Дети жалеют медвежонка, гладят его.
- Мы поможем тебе найти папу и маму. Медвежонок, а как тебя зовут?
- А вы читать умеете? Я хочу, чтобы вы прочитали мое имя.
Воспитатель пишет на доске слово «Умка». Дети читают.
-Умка, ты, наверное, голодный?
- Ребята, чем бы вкусным нам его угостить?
- Вот тебе рыба.
- Мне у вас нравится. А давайте поиграем.
Воспитатель предлагает детям сесть на ковер.
Игра «Семья слов»
Медвежонок. Кто я?
Дети. Медвежонок.
Медвежонок. А если много?
Дети. Медвежата.
Медвежонок.
Кто мой папа? А если много?
Кто моя мама? А если много?
Берлога в снегу? Она чья?
Короткий хвост, скрытый в белом меху? Он чей?
Огромные следы на снегу? Они чьи?
Громкое рычание? Оно чье?
Огромного белого медведя как можно назвать?
Назовите его ласково!
-Все эти слова похожи друг на друга.
-А как можно назвать их? (слова-родственники, родственные слова или однокоренные)
Игра «Скажи наоборот»
Медвежонок. А сейчас догадайтесь и скажите, какой мой папа?
Он не маленький, а…. (большой).
Он не черный, а …. (белый).
Он не слабый, а …. (сильный).
Он не травоядный, а …. (хищный).
Он не неуклюжий, а …. (ловкий).
Медвежонок. Молодцы! Вот какой у меня папа!
Медвежонок. Ой! Жарко мне стало.
Игра «Назови «северные слова»
- Дети, придумайте «северные слова» со звуками Л и ЛЬ.
Дети называют слова со звуком «Л», передают при этом друг другу «снежок» (массажный мяч).
Л – лунка, полынья, белый, холод….
ЛЬ – лед, ледники, льдина, сосулька, ледокол, ледоруб, тюлень….
Медвежонок. Спасибо! Уже прохладно мне!
-Медвежонок, а ты почему опять такой невеселый?
-Мы с тобой играем….
Медвежонок. У-у-у. Плачет. Мне у вас интересно, но я хочу к маме и папе.
- Поможем Умке найти своих родителей?
- Как же мы узнаем, где они живут? (прочитать из энциклопедии, найти на карте, посмотреть на глобусе).
-В этом нам поможет глобус.
-А что такое глобус? (это уменьшенная модель земли, дети ищут место расположения на глобусе)
- Посмотрим на глобус, где живут белые медведи?
- На чем же можно отправиться на Северный Полюс? (на поезде, автобусе, собачьих упряжках, самолете).
- Самолет, он быстрее и надежнее!
-Ну, что отправимся в дальний путь
-А как вы думаете там тепло? (ответы детей)
- А что нужно нам сделать? (одеться тепло)
- Верно, нужно одеться тепло. Давайте представим, что мы одеваемся и покажем, как мы это делаем. (Имитация).
«Полет на самолете»
- Заведём моторы.
Дети. Р-р-р-р-р-р.
-Полетели!
(Дети бегут змейкой друг за другом на носочках, расставив руки в стороны.)
- Приземляемся.
(Включается аудиозапись «Метель».)
- Вот мы с вами и прилетели на Северный Полюс. Выходите, дети поеживаются.
- Что-то я немного замерзла
-Холодно. Погреемся.
Физкультминутка.
Эй (хлопок слева на уровне плеч)
Хэй (хлопок справа на уровне плеч)
Себя согрей (хлопки по коленям или по животу)
Ухо трём (трут одно ухо)
Теперь другое (выполняют)
Все пойдём мы за водою (руки в бок, топают на месте)
Посмотрели влево дружно (на слово «влево»- посмотрели за спину, на слово «дружно»-прямо,
Вправо пошагать нам нужно (выполняют вправо 2 шага)
Посмотрели вправо дружно, влево пошагать нам нужно (выполняют)
Лапой снег сгребаем, в кучу набираем,
От снега лапы отряхнём («тарелочки», снова двигаться начнём (руки на поясе).
- Посмотрите, а нашему Умке ну ничуть не холодно. Почему же белый медвежонок не мерзнет? (Летом под шкурой накапливается толстый слой жира).
- Расскажите, какая шкура у медведя? (Теплая, жесткая, длинная, белая).
- С кем медведь живет по соседству? (морж, тюлень, морские котики, песец, нерпа)
- Где мы могли видеть белого медведя? (в книгах, на фото, в кино.)
- Хотите посмотреть фильм про Белых медведей? (показ фильма)
Дуют ветры ледяные.
Горы снежные крутые,
Тут о лете не слыхали, тут согреешься едва ли,
Он не мал и не велик,
Этот снежный материк.
- Я предлагаю составить рассказ о Белом медведе
- Умка, слушай, правильно ли мы будем составлять рассказ.
- Кто это? (белый медведь)
- Где живет Белый медведь? (он живет далеко на Севере в Арктике, где много снега и льда).
- Какой он, Белый медвежонок? Назовите слова-признаки (он большой, белый, сильный, быстрый, хищный, ловкий).
- Какое тело у белого медведя, чем оно покрыто? (большое, сильное, покрыто густой, длинной, белой шерстью).
Рассмотрите медвежью морду на картине. Опишите ее. (Голова у медведя вытянутая, имеет треугольную форму, на голове есть два маленьких черных зорких глаза, чуткий черный нос и пасть с острыми зубами. Уши у медведя маленькие, овальные. Когда медведь ныряет, он прижимает уши к голове и вода в них не попадает).
- А какая шея у белого медведя? (Длинная).
- Какие у белого медведя лапы? (Четыре лапы с короткими, но острыми когтями. Лапы у него очень широкие, поэтому он может долго и быстро плавать, подошвы покрыты густой шерстью, так что лапы не мерзнут).
- Чем питается белый медведь? (Ловит рыбу, собирает морские водоросли, охотится на нерок, тюленей).
- А что еще он умеет делать? Назовите слова-действия. (Нырять, плавать, охотиться, подкрадываться, бегать, ходить, съезжать с горки).
- Кто у медвежонка мама? (Медведица). Какие медведицы-мамы? Как они ухаживают за медвежатами? (Добрая, ласковая, заботливая, нежная.) Каждая медведица роет берлогу в снегу. Там рождаются 1 или 2 медвежонка. Медвежата появляются на свет слепые, глухие, беспомощные. Медведица все время проводит с ними. Она согревает их своим теплом, кормит малышей молоком. Когда медвежата подрастают, мама-медведица катается вместе с ними с горок, кувыркается, учит их охотиться).
- А теперь, кто из вас хочет рассказать о белом медведе? (Рассказ по цепочке с опорой на схему-модель).
- А кто из вас хочет рассказать о белом медведе один?
- Белых медведей на Земле осталось не так уж много, поэтому охота на них запрещена, они занесены в «Красную книгу»
Медведица говорит :
-Молодцы! Мы очень рады, что вы так много о нас знаете.
- Мы, белые медведи – властелины Арктики, её хозяева. Арктика – это наша Родина.
-Вы, наверно замерзли?
- Ребята, а вы хотите поиграть в игру «Поймай рыбку».
(дети ходят по кругу, проговаривая слова, и на последнем слове надо наклониться и быстро «вытащить рыбку» из середины круга)
Ой, ой, ой-е-ёй, ты скорее нос прикрой,
Ты ступай легонько, двигайся тихонько,
Наклониться постарайся, поймать рыбку попытайся
-Ух (на слове «Ух» - выполняют наклон)
- Ой, сколько много рыбок наловили.
-Дарит в знак благодарности «замороженных» рыбок. Дети должны «разморозить» их, обвести по точкам
Дети благодарят, прощаются.
- «На одной ножке покрутись, в детский сад ты возвратись».
-Вот и закончилось наше путешествие в Арктику, на родину белых медведей.
-Вам понравилось?
.