Оксана Мартынова
Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Составление рассказа по репродукции картины И. Левитана «Золотая осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Левитана «Золотая осень».
Цель: закрепить представление детей об осеннем времени года, обогащать словарный запас определениями; развивать диалогическую речь; воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе.
Образовательная область:
Социально-коммуникативная:
Публикация «Занятие по развитию речи в подготовительной группе, Составление рассказа по репродукции картины И, Левитана „Золотая осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Левитан И. И. Картина «Золотая осень»
- Левитан И.И., художник
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине из пяти – шести предложений, соблюдая композицию рассказа, использовать в речи разные синтаксические конструкции, образные слова и выражения; совершенствовать монологическую речь детей, развивать наблюдательность, умение чувствовать и передавать в рассказе настроение, заключенное в пейзаже, учить рассказывать связно, плавно, эмоционально, узнавать образы осенней сказки в звуках музыки, стихах, картине художника. Обогащать словарь детей.
Интеграция образовательных областей:
Развитие речи :
Приобщать детей к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус.
Познавательное развитие :
Закрепить знания детей об осенних месяцах.
Оборудование: репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень», видеопрезентация с произведениями известных писателей и репродукцией картины Левитана.
НОД
Воспитатель беседует с детьми:
- Ребята, с каким настроением вы приходите в детский сад? (Ответы детей).
- А у вас всегда бывает хорошее настроение? (Ответы детей).
- Как можно догадаться, какое у человека настроение? (По глазам, по мимике, по разговору).
- Правильно, о настроении можно узнать по-разному. Интересно, а сможете вы узнать о настроении поэта по его стихотворению? Слушайте внимательно.
Меж редеющих верхушек
Показалась синева. Зашумела у опушек
Ярко-желтая листва.
Птиц не слышно.
Треснет
мелкий
Обломившийся сучок,
И, хвостом мелькая, белка
Легкий делает прыжок.
Стала ель в лесу заметней —
Бережет густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шляпу набекрень.
- О каком времени года рассказал нам поэт А. Т. Твардовский? (Об осени.)
- Послушайте еще одно стихотворение
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все - простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь -
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.
- Какое чувство и настроение вызвало у вас это стихотворение?
- Ребята, а с помощью рисунка можно выразить свое настроение? (Ответы детей).
- Правильно, по рисунку также можно догадаться о настроении художника, о его чувствах, мечтах.
- Ребята, давайте немного отдохнем и поиграем:
Физминутка
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем все на привале.
Вправо, влево повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь,
Лапки вверх и лапки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы, мои зайчишки!
Замедляем зайки шаг
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно:
Нам еще работать нужно!
Просмотр репродукцию картины И. Левитана «Золотая осень».
- Ребята, посмотрите внимательно на картину : на луг, на речку, на золотые листочки берез, на пожелтевшую, почти высохшую траву, на одинокий полуувядший цветок, склонившийся прямо к воде и на яркое солнечное небо над ними.
- А вы хотели бы оказаться на этом лугу?
- Как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей).
- И. Левитан выбрал для своей картины название «Золотая осень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей).
- Правильно, ребята. Все на этой картине как будто золотое : пышное убранство берез, яркий солнечный свет осеннего дня.
- Какие приметы осени вы видите на этой картине?
- Какое небо? (Яркое, солнечное, голубое, прохладное.)
- Какой день изображен на картине : ясный или пасмурный? (Ясный.)
- Есть ли на небе облака? Какие они? (Белое облачко.)
- Как вы думаете, какое настроение у берез? (Веселое, радостное, игривое настроение, они гордятся своими золотыми платьями.)
- А вы заметили одинокий цветок у ручья? Как вы думаете, какое настроение у цветка? ( Он радуется яркому солнцу: радуется, что он такой красивый, но немного грустит, потому что остался совсем один и скоро будет холодно.)
- А теперь давайте отгадаем, с каким настроением художник рисовал эту картину. (С хорошим, веселым, радостным, светлым, вдохновенным, восторженным и немного грустным)
- Ребята, давайте попробуем придумать по этой картине рассказ. Придумайте название своему рассказу и расскажите об осеннем дне, об осеннем небе, об облаках, о солнце, о березах, об одиноком цветке и о голубом ручье.
Примерный рассказ
Наступила осень. Тоненькие березки с белыми стволами нарядились в ярко-желтые платья. Дует легкий ветерок, листики обрываются с веток и летят, кружась в медленном танце. Смотришь на березы и удивляешься, как это зеленые листочки превратились в золотые. По лугу протекает темно-синяя река. Вода уже стала холодная. На изгибе реки стоит одинокая красавица береза, ярко-желтая и ровная, как свечка. Вдалеке виднеются зелено-коричневые деревья, ярко-зеленое поле и несколько деревенских домиков.
Небо голубое-голубое с легким белым облачком. Солнца не видно, но его присутствие чувствуется во всем: словно горит и переливается золотая листва, играя в солнечных лучах. А от деревьев падает тень. По тени можно догадаться, в какой стороне находится солнце.
На берегу реки ярко расцвел осенний цветок. Он радуется сам яркому лучистому солнцу и радует всех своей красотой. Только жаль, что он остался один. Наверное, все цветы уже отцвели.
Итог
- Ребята, что вам больше всего запомнилось с нашего занятия?
- Что мы с вами делали на сегодняшнем занятии, чему учились?
- О чем бы вы ещё раз хотели бы вспомнить и поговорить?
Ребята, несмотря на то, что осень – немного грустный период, но очень красивый, поэтому многие композиторы, поэты и художники старались запечатлеть красоту этого времени года в своих произведениях. Природа осенью как - будто засыпает, но мы знаем, что впереди нас ждёт другое – интересное и красивое время года.