Наталья быватова
Развитие познавательной активности детей средствами экспериментально-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Главное достоинство методов экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Публикация «Развитие познавательной активности детей средствами экспериментально-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, первооткрывателем. Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях. Опираясь на требования к содержанию образования (Закон «Об образовании», ст. 14) педагоги детского сада должны переориентировать образовательный процесс на «обеспечение определения личности, создание условий для ее самореализации». Саморазвитие личности возможно в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу. Поэтому на современном этапе большое внимание в дошкольных учреждениях должно уделяться поисково - исследовательской деятельности. Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях. С учетом всего вышесказанного и для развития интеллектуальных способностей детей мною был организован кружок «Я – исследователь» и разработан перспективный план кружковой работы. Проводиться кружок еженедельно, в кружке занимаются 12 человек.
Приоритетным направлением в моей работе является поисково-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста.
Актуальность.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику ДОУ. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами общества.
Цель.
Развитие познавательной инициативы детей, умения сравнивать предметы и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, т. е. упорядочивать свои представления о мире.
Задачи.
1. Расширять представления детей об окружающем мире :
- знакомить с различными свойствами веществ;
- знакомить с основными видами и характеристиками движения.
2. Развивать представления об основных физических явлениях.
3. Развивать представления детей о некоторых факторах среды.
4. Расширять представления детей об использовании человеком факторов природной среды : солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей.
5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
6. Развивать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру.
Направления работы:
- живая природа;
- неживая природа;
- человек.
Этапы:
• ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ: составление плана работы, подготовка развивающей среды, определение уровня сформированности знаний и сенсорных способностей детей, уровня овладения навыками экспериментирования.
• ОСНОВНОЙ: проведение работы с детьми в совместной деятельности с воспитателем; консультативно-педагогическая работа с педагогами, родителями.
• ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ: анализ результатов работы, рекомендации родителям.
Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно-мыслительный, преобразовательный). При выборе темы соблюдаю следующие правила:
Тема должна быть интересной ребенку, должна увлекать его.
Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
В условиях детского сада я использую элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:
Во-первых, в характере решаемых задач: они известны только детям.
Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.
В-третьих, они практически безопасны.
В-четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски решения задач, выдвижения предложений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Такой алгоритм позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
Положительную динамику работы подтвердили результаты диагностики.
В результате моей работы сформированы картотеки опытов и экспериментов с неживой природой, игр с водой, карточки-схемы проведения опытов-экспериментов.
В старшей группе работа по экспериментально-исследовательской деятельности будет продолжена.
«Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам,
приобретают способность
сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком
умственном и нравственном уровне в сравнении с теми,
кто такой школы не прошел».
Тимирязев К. А.