МААМ-картинки

Развитие познавательной активности старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру

Христина Плаксова
Развитие познавательной активности старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие познавательной активности старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру

1) Актуальность и перспективность опыта:

Особое значение детства заключается в том, что при всех своих ограниченных возможностях ребенок, сам того не подозревая, решает главную задачу своей жизни - он определяет свое место, свой путь среди людей.

Следовательно, необходимо формировать, расширять, обогащать, развивать и поддерживать познавательную активность старших дошкольников. Стремление ребенка познавать и изучать окружающий мир предоставляет педагогу широкую возможность через интеграцию образовательных областей дать ребенку все необходимые знания для развития игровой деятельности.

Публикация «Развитие познавательной активности старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру» размещена в разделах

Поэтому мне предоставляется актуальной возможность частично восполнить пробел над выбранной мной темой самообразования "Развитие познавательной активности старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру. Особая актуальность данной темы состоит в особенностях выбранного возраста (старший дошкольный возраст). У детей этого возраста появляются коллективные игры, что создает возможность для быстрого развития и изменения как тематики и содержания, так и структуры игры. Воспитатель берет на себя не основную, а второстепенную роль. Игровая деятельность должна стать источником самореализации внутренних сил ребенка. Самоценность сюжетных игр детей свидетельствует о том, что они должны занимать одно из главных мест в педагогическом процессе детского сада. Это требует применения особых педагогических технологий, основанных на идее сопровождающего взаимодействия педагога и ребенка, основами такого взаимодействия является изучение познавательной активности и особенностей освоения игровой деятельности в ходе педагогической деятельности.

2) Цель и задачи:

Целью является создание системы занятий с детьми старшего дошкольного возраста, с использованием сюжетно-ролевой игры, направленной на развитие их познавательной активности.

Задачи:

1. Раскрыть сущность познавательной активности, как качества личности дошкольника.

2. Описать психолого-педагогические особенности старших дошкольников, способствовать развитию познавательной активности.

3. Применять в работе сюжетно-ролевую игру для старших дошкольников, направленную на развитие познавательной активности.

3) Ведущая педагогическая идея:

Процесс развития познавательной активности дошкольников будет проходить более эффективно при условии использования педагогически обоснованных методических приемов в сюжетно-ролевых играх.

4) Новизна опыта:

Разработка и апробация методических приемов в развитии познавательной активности старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру, определение ее результативности.

5) Педагогические принципы организации сюжетной игры :

Сюжетная игра – самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности дается с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все «как будто», «понарошку».

Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего в игре развивается способность к воображению, образному мышлению.

Игра имеет огромное значение для развития личности дошкольника. Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми.

Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом ребенка она все более усложняется. И не только по тематическому содержанию. Само по себе тематическое содержание не является критерием уровня развития игры. Сюжетная игра, независимо от темы, в своем наиболее простом виде может строиться как цепочка условных действий с предметами, в более сложном виде – как цепочка специфических ролевых взаимодействий, в ещё более сложном виде – как последовательность разнообразных событий.

В современных психолого-педагогических исследованиях показано, что сюжетная игра, как и любая другая деятельность, возникает не спонтанно сама собой, а передается людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть».

Воспитатель должен помочь овладеть детям игровыми умениями. Для этого педагог должен соблюдать принципы организации сюжетной игры в детском саду.

Первый принцип, заключается в том, что для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними.

Чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в игру, является сам характер поведения взрослого. Воспитатель, общаясь с детьми на занятиях, в различные режимные моменты, занимает позицию учителя, т. е. требует, задает, оценивает и даже наказывает. Вероятно, такая позиция необходима для реализации воспитательного процесса. В совместной игре с детьми педагог должен сменить её на позицию «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущал себя бы вне оценок.

Из этого следует второй принцип организации сюжетной игры : воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом, так чтобы сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ её построения.

Третий принцип организации сюжетной игры : начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.

Однако, эти принципы «повиснут в воздухе», если не будет определена реальная опора, на которую может опираться воспитатель при формировании игровых умений у детей.

Итак, на каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включать моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной игры дошкольников.

С возрастом детей должна меняться форма совместной игры со взрослым и увеличиваться доля самостоятельной игры в рамках отведенного режимом времени.

Вывод. Теория и практика игры включает в себя многообразный комплекс различных проблем и вопросов. Основной путь воспитания в игре - влияние на её содержание, т. е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.

Тема игры – это то явление жизни, которое будет изображаться. Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в зависимости от интересов детей и развития фантазии. Выбор игры определяется силой переживаний ребенка. Он испытывает потребность отражать в игре и повседневные впечатления, связанные с теми чувствами, которые он питает к близким людям, и необычные события, которые привлекают его своей новизной.

Задача воспитателя – помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры.

6) Планирование работы:

Место проведения:

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №64», старшая группа №12.

Время проведения:

июль 2014г. – май 2015г.

Этапы проведения:

1 этап – подготовительный (июль-август 2014г.)

Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы.

Диагностические мероприятия: использование методик, анализ, планирование и разработка мероприятий.

2 этап – практический (сентябрь 2014г. - май 2015г.)

Проведение мероприятий согласно плану, составленному на 1 этапе;

Отчет о результатах 2 этапа на педсовете.

3 этап – заключительный (май 2015г.)

Диагностические мероприятия: использование методик, составление аналитической справки по данным диагностики.

Отчёт о результатах 3 этапа на педсовете.

Участники проекта:

• Педагоги

• Родители

• Воспитанники

1 этап

Подготовительный:

(июль-август 2014г.)

Мероприятия: Ожидаемый результат:

1 Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы. Будет способствовать

лучшему пониманию отдельных аспектов теоретических и практических вопросов по выбранной актуальной теме.

2 Диагностика

"Педагогическая диагностика сюжетно-ролевой игры" (автор Солнцева О. В.) см. приложение №1 Выявление уровня освоения сюжетно-ролевой игры, познавательной сферы воспитанников.

3 Подготовка таблиц.

Диагностика познавательной сферы (психологические тесты, тесты Эльконина) см. приложение №2 Выявление уровня познавательной активности детей.

4 Анкетирование родителей. Тема «Ребенок и игра» см. приложение №3 Анализ результатов анкетирования.

5 Разработать методические приемы для развития познавательных интересов.

Создание условий для развития познавательной активности, развития сюжета игры.

6 Консультация для родителей: «Зачем ребенку играть? Какие игрушки нужны детям см. приложение №4 Обогатить знания родителей о значимости детских игр и игрушек.

3 этап

Заключительный:

(май 2015г.)

Мероприятия: Ожидаемый результат:

1 Родительское собрание "Почему ребенку нужна игра?" Анализ эффективности всех мероприятий на уровень развития сюжета игры дошкольников.

2 Итоговая диагностика. Подведение итогов. Оформление результатов.

3 Выступление с результатами на педагогическом совете. Обмен опытом.

7) Адресная направленность:

Опыт моей работы может быть использован любым воспитателем детского сада, а также родителями для планирования сюжетно-ролевой игры в домашних условиях, если они заинтересован в развитии познавательной активности каждого ребенка, воспитания и формирования творческой личности.

Публикации по теме:

Проект «Мылики-пузырики» (первая младшая группа) Проект: Мылики - пузырики! Разработала: Гуляева Танзиля Нурисламовна воспитатель 1 младшей группы. Игра - это огромное светлое окно, через.

Воспитание детей с учетом гендерных особенностей в сюжетно-ролевой игре Особое значение детства заключается в том, что при всех своих ограниченных возможностях ребенок, сам того не подозревая, решает главную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру
Опубликовано: 8 апреля 2015 в 21:13
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательной активности старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру» (включая файлы) размещена пользователем Христина Плаксова (УИ 91691) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД