Христина Плаксова
Развитие познавательной активности старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательной активности старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру
1) Актуальность и перспективность опыта:
Особое значение детства заключается в том, что при всех своих ограниченных возможностях ребенок, сам того не подозревая, решает главную задачу своей жизни - он определяет свое место, свой путь среди людей.
Следовательно, необходимо формировать, расширять, обогащать, развивать и поддерживать познавательную активность старших дошкольников. Стремление ребенка познавать и изучать окружающий мир предоставляет педагогу широкую возможность через интеграцию образовательных областей дать ребенку все необходимые знания для развития игровой деятельности.
Публикация «Развитие познавательной активности старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Поэтому мне предоставляется актуальной возможность частично восполнить пробел над выбранной мной темой самообразования "Развитие познавательной активности старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру. Особая актуальность данной темы состоит в особенностях выбранного возраста (старший дошкольный возраст). У детей этого возраста появляются коллективные игры, что создает возможность для быстрого развития и изменения как тематики и содержания, так и структуры игры. Воспитатель берет на себя не основную, а второстепенную роль. Игровая деятельность должна стать источником самореализации внутренних сил ребенка. Самоценность сюжетных игр детей свидетельствует о том, что они должны занимать одно из главных мест в педагогическом процессе детского сада. Это требует применения особых педагогических технологий, основанных на идее сопровождающего взаимодействия педагога и ребенка, основами такого взаимодействия является изучение познавательной активности и особенностей освоения игровой деятельности в ходе педагогической деятельности.
2) Цель и задачи:
Целью является создание системы занятий с детьми старшего дошкольного возраста, с использованием сюжетно-ролевой игры, направленной на развитие их познавательной активности.
Задачи:
1. Раскрыть сущность познавательной активности, как качества личности дошкольника.
2. Описать психолого-педагогические особенности старших дошкольников, способствовать развитию познавательной активности.
3. Применять в работе сюжетно-ролевую игру для старших дошкольников, направленную на развитие познавательной активности.
3) Ведущая педагогическая идея:
Процесс развития познавательной активности дошкольников будет проходить более эффективно при условии использования педагогически обоснованных методических приемов в сюжетно-ролевых играх.
4) Новизна опыта:
Разработка и апробация методических приемов в развитии познавательной активности старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру, определение ее результативности.
5) Педагогические принципы организации сюжетной игры :
Сюжетная игра – самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности дается с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все «как будто», «понарошку».
Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего в игре развивается способность к воображению, образному мышлению.
Игра имеет огромное значение для развития личности дошкольника. Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми.
Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом ребенка она все более усложняется. И не только по тематическому содержанию. Само по себе тематическое содержание не является критерием уровня развития игры. Сюжетная игра, независимо от темы, в своем наиболее простом виде может строиться как цепочка условных действий с предметами, в более сложном виде – как цепочка специфических ролевых взаимодействий, в ещё более сложном виде – как последовательность разнообразных событий.
В современных психолого-педагогических исследованиях показано, что сюжетная игра, как и любая другая деятельность, возникает не спонтанно сама собой, а передается людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть».
Воспитатель должен помочь овладеть детям игровыми умениями. Для этого педагог должен соблюдать принципы организации сюжетной игры в детском саду.
Первый принцип, заключается в том, что для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними.
Чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в игру, является сам характер поведения взрослого. Воспитатель, общаясь с детьми на занятиях, в различные режимные моменты, занимает позицию учителя, т. е. требует, задает, оценивает и даже наказывает. Вероятно, такая позиция необходима для реализации воспитательного процесса. В совместной игре с детьми педагог должен сменить её на позицию «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущал себя бы вне оценок.
Из этого следует второй принцип организации сюжетной игры : воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом, так чтобы сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ её построения.
Третий принцип организации сюжетной игры : начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.
Однако, эти принципы «повиснут в воздухе», если не будет определена реальная опора, на которую может опираться воспитатель при формировании игровых умений у детей.
Итак, на каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включать моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной игры дошкольников.
С возрастом детей должна меняться форма совместной игры со взрослым и увеличиваться доля самостоятельной игры в рамках отведенного режимом времени.
Вывод. Теория и практика игры включает в себя многообразный комплекс различных проблем и вопросов. Основной путь воспитания в игре - влияние на её содержание, т. е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.
Тема игры – это то явление жизни, которое будет изображаться. Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в зависимости от интересов детей и развития фантазии. Выбор игры определяется силой переживаний ребенка. Он испытывает потребность отражать в игре и повседневные впечатления, связанные с теми чувствами, которые он питает к близким людям, и необычные события, которые привлекают его своей новизной.
Задача воспитателя – помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры.
6) Планирование работы:
Место проведения:
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №64», старшая группа №12.
Время проведения:
июль 2014г. – май 2015г.
Этапы проведения:
1 этап – подготовительный (июль-август 2014г.)
Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы.
Диагностические мероприятия: использование методик, анализ, планирование и разработка мероприятий.
2 этап – практический (сентябрь 2014г. - май 2015г.)
Проведение мероприятий согласно плану, составленному на 1 этапе;
Отчет о результатах 2 этапа на педсовете.
3 этап – заключительный (май 2015г.)
Диагностические мероприятия: использование методик, составление аналитической справки по данным диагностики.
Отчёт о результатах 3 этапа на педсовете.
Участники проекта:
• Педагоги
• Родители
• Воспитанники
1 этап
Подготовительный:
(июль-август 2014г.)
№ Мероприятия: Ожидаемый результат:
1 Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы. Будет способствовать
лучшему пониманию отдельных аспектов теоретических и практических вопросов по выбранной актуальной теме.
2 Диагностика
"Педагогическая диагностика сюжетно-ролевой игры" (автор Солнцева О. В.) см. приложение №1 Выявление уровня освоения сюжетно-ролевой игры, познавательной сферы воспитанников.
3 Подготовка таблиц.
Диагностика познавательной сферы (психологические тесты, тесты Эльконина) см. приложение №2 Выявление уровня познавательной активности детей.
4 Анкетирование родителей. Тема «Ребенок и игра» см. приложение №3 Анализ результатов анкетирования.
5 Разработать методические приемы для развития познавательных интересов.
Создание условий для развития познавательной активности, развития сюжета игры.
6 Консультация для родителей: «Зачем ребенку играть? Какие игрушки нужны детям?» см. приложение №4 Обогатить знания родителей о значимости детских игр и игрушек.
3 этап
Заключительный:
(май 2015г.)
№ Мероприятия: Ожидаемый результат:
1 Родительское собрание "Почему ребенку нужна игра?" Анализ эффективности всех мероприятий на уровень развития сюжета игры дошкольников.
2 Итоговая диагностика. Подведение итогов. Оформление результатов.
3 Выступление с результатами на педагогическом совете. Обмен опытом.
7) Адресная направленность:
Опыт моей работы может быть использован любым воспитателем детского сада, а также родителями для планирования сюжетно-ролевой игры в домашних условиях, если они заинтересован в развитии познавательной активности каждого ребенка, воспитания и формирования творческой личности.