Папки-передвижки

Консультация «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Екатерина Курбатова
Консультация «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Современная социально-педагогическая ситуация в системе дошкольного образования позволяет говорить о его новом качественном состоянии. Главным действующим лицом образовательно-воспитательного процесса становится ребёнок, цель процесса локализуется вокруг максимально полного раскрытия его личностного потенциала, становления его сущностных сил.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самостроительства личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности.

Публикация «Консультация „Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Проанализировав занятия с детьми в детских садах, Н. А. Короткова считает, что современные занятия стали наиболее гибкими по целям и задачам, вариативными по формам и методам проведения. Как правило, они строятся по типу школьного урока: воспитатель излагает систематизированные знания о той или иной сфере действительности и задаёт вопросы, направленные на закрепление этих знаний. Дети на таких занятиях обычно лишены возможности проявить собственную познавательную инициативу, им отводится пассивная роль «получателей» информации. К тому же при организации таких занятий освоение ребёнком способов упорядочения собственного опыта остаётся без внимания.

В ряде инновационных образовательных программ, напротив, делается акцент на развитие отдельных познавательных способностей, однако при этом используются урезанные представления о мире, поскольку на таком материале удобно развивать «заданную способность». Появилось даже множество парциальных программ для развития у ребёнка отдельных познавательных функций посредством специальных тренировочных упражнений (уроки по развитию логики, памяти, внимания).

Становлению ребёнка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, в данном случае субъекта познания, способствует организация занятий не в форме «урока», а в форме партнёрской деятельности взрослого с детьми, развёртывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.

А. И. Савенков говорит, что наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность естественное состояние ребёнка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Поначалу эта деятельность представляет собой простое, как будто бесцельное экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, размеру, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. Пректно-исследовательская деятельность – это активность ребёнка, впрямую направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. (Н. А. Короткова).

В период дошкольного детства «островки» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала. Но желание ребёнка исследовать окружающий мир носит спонтанный характер, и его нелегко использовать в образовании. Чем старше становится ребёнок, тем в большей степени познавательно-исследовательская деятельность включает все средства её осуществления и разные психические функции, выступая как сложное переплетение действия, образа, слова. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования с предметами в виде вербального исследования – вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как).

Проанализировав свою педагогическую деятельность, я пришла к выводу, что необходимо использовать более эффективные методы и приёмы развития исследовательской деятельности детей. Изучив методическую литературу по данной теме, я пытаюсь выработать следующую систему работы:

1. Диагностика уровня развития исследовательской деятельности дошкольников и построение воспитательно-образовательного процесса на основе данных диагностического обследования.

2. Создание условий для детской исследовательской работы. (Исследовательский центр, центр игровой деятельности и т. д.)

3. Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни.

4. Использование технологий ТРИЗ в поисково-исследовательской деятельности.

5. Организация детского экспериментирования и исследования в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами природы.

Немаловажное значение в развитии исследовательской деятельности детей имеет оборудованная, насыщенная предметно-развивающая среда. Она стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребёнка, создаёт оптимальные условия для активации хода саморазвития. В группе создан исследовательский центр с различными материалами для исследований. В центре имеются образцы глины, образцы полезных ископаемых нашего края, семена цветов, деревьев, семена огородных культур, гербарии и разнообразные ёмкости, шприцы, трубочки, воронки, пипетки, сито, измерительные приборы и т. д.

Очень важно, чтобы дети исследовали объекты, которые находятся в местности, где они живут.

Для развития исследовательских навыков детей использую методологические подходы исследовательского обучения В. Савенкова.

Каждая неделя у нас посвящается определённой познавательной теме : «Домашние животные», «Цветы», «Мир растений», «Человек» и т. д. Тема недели соответствует теме познавательного занятия. Традиционно в пятницу мы определяемся с последующей темой. Начинается поэтапная работа над ней. Дети собирают информацию и зарисовывают её символами на листочках или подбирают картинки, содержащие информацию (с помощью родителей). Используются различные приемы получения информации. Прием «Спроси у другого человека» учит ребёнка спрашивать и воспринимать информацию. М. И. Лисина считает, что умение поставить вопрос часто ценится больше, чем его решить. Прием «Узнай из книг» предполагает подготовку необходимой литературы, активную работу с родителями.

Собранные детьми факты обсуждаются в беседах, анализируются в совместной деятельности, по возможности проверяются на практике.

Как уже говорилось ранее, исследовательская деятельность невозможна без экспериментирования. Поэтому активно использую в практике наблюдение и эксперимент. Детское экспериментирование – особая форма исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития (Н. Поддьяков). Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы используем - опыт. Опыты проводятся как на занятии, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои умозаключения и суждения. Очень важно, что в процессе опыта задействован каждый ребёнок.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной исследовательской деятельности, ребёнок с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – овладевает культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством организации опытно-экспериментальной деятельности Особенности организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста Изучив опыт педагогов А. И. Савенкова.

«Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста» 1. Вступление Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает ему адаптироваться к новым условиям.

Конспект по развитию познавательной активности и математических способностей детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по островам»Образовательные области: познание, коммуникация Цель занятия: -продолжать учить детей составлять арифметические.

«Повышение познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью опытов, экспериментов» Сегодня нашему обществу нужны люди интеллектуальные самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения.

Особенности познавательной активности детей младшего дошкольного возраста Для начала разберемся, что же означает термин «активность», а после уже обратимся к выяснению сущности понятия «познавательная активность»,.

Перспективный план «Влияние эмоционального состояния на развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста» Цель: Развитие речевой активности в межличностном, игровом общении. Задачи: - формировать навыки положительного личностного, игрового общения.

Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (из опыта работы) В. А. Ермакова, Ю. В. Скотникова, МБДОУ ЦРР Д/С №196.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают методы, развивающие у.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в свете ФГОС В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими. Поэтому.

Развитие творческой активности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 20 октября 2015 в 09:18
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Курбатова (УИ 380443) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД