Екатерина Курбатова
Консультация «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Современная социально-педагогическая ситуация в системе дошкольного образования позволяет говорить о его новом качественном состоянии. Главным действующим лицом образовательно-воспитательного процесса становится ребёнок, цель процесса локализуется вокруг максимально полного раскрытия его личностного потенциала, становления его сущностных сил.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самостроительства личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности.
Публикация «Консультация „Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Проанализировав занятия с детьми в детских садах, Н. А. Короткова считает, что современные занятия стали наиболее гибкими по целям и задачам, вариативными по формам и методам проведения. Как правило, они строятся по типу школьного урока: воспитатель излагает систематизированные знания о той или иной сфере действительности и задаёт вопросы, направленные на закрепление этих знаний. Дети на таких занятиях обычно лишены возможности проявить собственную познавательную инициативу, им отводится пассивная роль «получателей» информации. К тому же при организации таких занятий освоение ребёнком способов упорядочения собственного опыта остаётся без внимания.
В ряде инновационных образовательных программ, напротив, делается акцент на развитие отдельных познавательных способностей, однако при этом используются урезанные представления о мире, поскольку на таком материале удобно развивать «заданную способность». Появилось даже множество парциальных программ для развития у ребёнка отдельных познавательных функций посредством специальных тренировочных упражнений (уроки по развитию логики, памяти, внимания).
Становлению ребёнка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, в данном случае субъекта познания, способствует организация занятий не в форме «урока», а в форме партнёрской деятельности взрослого с детьми, развёртывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.
А. И. Савенков говорит, что наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность естественное состояние ребёнка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Поначалу эта деятельность представляет собой простое, как будто бесцельное экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, размеру, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. Пректно-исследовательская деятельность – это активность ребёнка, впрямую направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. (Н. А. Короткова).
В период дошкольного детства «островки» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала. Но желание ребёнка исследовать окружающий мир носит спонтанный характер, и его нелегко использовать в образовании. Чем старше становится ребёнок, тем в большей степени познавательно-исследовательская деятельность включает все средства её осуществления и разные психические функции, выступая как сложное переплетение действия, образа, слова. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования с предметами в виде вербального исследования – вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как).
Проанализировав свою педагогическую деятельность, я пришла к выводу, что необходимо использовать более эффективные методы и приёмы развития исследовательской деятельности детей. Изучив методическую литературу по данной теме, я пытаюсь выработать следующую систему работы:
1. Диагностика уровня развития исследовательской деятельности дошкольников и построение воспитательно-образовательного процесса на основе данных диагностического обследования.
2. Создание условий для детской исследовательской работы. (Исследовательский центр, центр игровой деятельности и т. д.)
3. Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни.
4. Использование технологий ТРИЗ в поисково-исследовательской деятельности.
5. Организация детского экспериментирования и исследования в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами природы.
Немаловажное значение в развитии исследовательской деятельности детей имеет оборудованная, насыщенная предметно-развивающая среда. Она стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребёнка, создаёт оптимальные условия для активации хода саморазвития. В группе создан исследовательский центр с различными материалами для исследований. В центре имеются образцы глины, образцы полезных ископаемых нашего края, семена цветов, деревьев, семена огородных культур, гербарии и разнообразные ёмкости, шприцы, трубочки, воронки, пипетки, сито, измерительные приборы и т. д.
Очень важно, чтобы дети исследовали объекты, которые находятся в местности, где они живут.
Для развития исследовательских навыков детей использую методологические подходы исследовательского обучения В. Савенкова.
Каждая неделя у нас посвящается определённой познавательной теме : «Домашние животные», «Цветы», «Мир растений», «Человек» и т. д. Тема недели соответствует теме познавательного занятия. Традиционно в пятницу мы определяемся с последующей темой. Начинается поэтапная работа над ней. Дети собирают информацию и зарисовывают её символами на листочках или подбирают картинки, содержащие информацию (с помощью родителей). Используются различные приемы получения информации. Прием «Спроси у другого человека» учит ребёнка спрашивать и воспринимать информацию. М. И. Лисина считает, что умение поставить вопрос часто ценится больше, чем его решить. Прием «Узнай из книг» предполагает подготовку необходимой литературы, активную работу с родителями.
Собранные детьми факты обсуждаются в беседах, анализируются в совместной деятельности, по возможности проверяются на практике.
Как уже говорилось ранее, исследовательская деятельность невозможна без экспериментирования. Поэтому активно использую в практике наблюдение и эксперимент. Детское экспериментирование – особая форма исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития (Н. Поддьяков). Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы используем - опыт. Опыты проводятся как на занятии, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои умозаключения и суждения. Очень важно, что в процессе опыта задействован каждый ребёнок.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной исследовательской деятельности, ребёнок с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – овладевает культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.