Марина Давыдова
Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей
▼ Скачать + Заказать документы
2 слайд
«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь,
открыватель мира. Так пусть перед ним открывается
чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках,
в сказке, игре, творчестве, красоте».
Сухомлинский В. А.
Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Каждодневное обращение к ним диктует нетрадиционные подходы к процессу воспитания. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем.
Публикация «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей» размещена в разделах
Процесс познания и усвоения духовной культуры должен начинаться как можно раньше. «С молоком матери» ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры – забавы, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративного народного искусства. Только в этом случае народное творчество оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.
Один из методов воспитания нравственности – познакомить детей с русскими народными традициями, воспитывать их на материале истории нашего народа.
Для развития познавательной активности детей в 2013 году творческой группой дошкольного подразделения был создан проект «Русская изба» и разработан план работы.
3 слайд
Участники проекта : воспитатели, дети группы № 7, родители, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре, старший воспитатель
4 слайд
Вид проекта : познавательный, творческий, групповой, долгосрочный:
(2013-14 учебный год – средняя группа - дети 4-5лет,
2014-15 учебный год – старшая группа – дети 5-6 лет,
2015-16 учебный год – подготовительная группа – дети 6-7 лет)
Определившись с темой, поставили перед собой цели:
создание условий для развития познавательной активности ребенка через совместную деятельность педагога, родителей, детей;
воспитание гражданственности, патриотизма;
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
5 слайд
Для достижения цели определили следующие задачи:
развивать познавательные способности, творческое мышление и воображение;
воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству;
формировать предпосылки для поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
развить желание участвовать в процессе совместной проектно-познавательной деятельности.
6 слайд
Для реализации проекта подобрали методическую, познавательную и художественную литературу; иллюстративный, музыкальный и видео материал;
сделали подборку:
конспекты непосредственно образовательной деятельности;
сценарии досугов, праздников и развлечений;
консультации для родителей:
• «Приобщение детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству через колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки и сказки»;
• «Многообразие народного декоративно - прикладного искусства»;
• «Знакомство с народными промыслами России»;
• «Духовно- нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа».
7 слайд
Для приобщения детей к народному творчеству, формированию добрых взаимоотношений, развития воображения, сообразительности, мышления, речи в группе создана библиотека «Русские народные сказки».
Дети знакомятся с различными видами сказочных произведений, пересказывают содержание, высказывают свое отношение к героям сказки.
8, 9слайд
С помощью родителей был создан мини – музей «Русская изба»
10, 11слайд
Приобрели макет «Русская изба» с набором кухонной утвари, одежды, мебели.
Невозможно на вербальном уровне объяснить детям значение давно вышедших из употребления слов, таких как прялка, ухват, кочерга, зыбка и др. Только увиденные своими глазами эти вещи становятся знакомыми, узнаваемыми. Атмосфера избы позволяет детям без особых трудностей впитывать в себя народную мудрость, воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к Родине, традициям, народу, гордость за его достижения.
12 слайд
Дети с удовольствием используют в игре макет «Подворье с пастбищем»
13 слайд
В группе оформили музыкальный уголок
14, 15, 16 слайд
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Игра формирует у детей устойчивое отношение к родной культуре, поэтому особое внимание уделили подбору русских народных игр (дидактических, настольно-печатных, подвижных).
Дети приобрели необходимые социальные навыки – они стали внимательнее друг к другу, начали руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами. Содержание игровой деятельности детей стало более разнообразным, сами дети становятся интересны друг другу.
17 слайд
Основной этап реализация проекта проходил в основных видах детской деятельности с интеграцией образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Речевое развитие;
Физическое развитие.
18, 19, 20, 21 слайд
Дети совместно с родителями принимали активное участие в изготовлении поделок для выставок «Масленица», «Животные в русских народных сказках», «Герои сказок А. С. Пушкина», «В лесу родилась елочка».
22 слайд
С нормами поведения, нарядами, с традиционными песнями и танцами дети и родители знакомятся, участвуя в праздниках и досугах. «Рождество»
23 слайд «Масленица»,
24 слайд Фольклорный праздник с участием родителей «Теремок»,
25 слайд Физкультурный досуг с участием родителей «Русские богатыри», 26 слайд музыкальный досуг «Здравствуй, весна!»,
27 слайд Тематический досуг с участием родителей «Волк и семеро козлят»,
28 слайд Музыкально-тематическая композиция «Живая связь времен»,
29 слайд «Путешествие по русским народным сказкам».
30 Слайд
В играх-драматизациях дети закрепляют умение использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации); готовят необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля, распределяют между собой обязанности и роли.
Драматизация «Маша и медведь»
31 Слайд
Экскурсия в Музей Русского костюма
Каждая выставка народного искусства – это всегда открытие, открытие мира рукотворной красоты и мудрости. Изделия вызывают восхищение у детей и взрослых.
32 Слайд
Мастер-класс по изготовлению Богородской игрушки
33 Слайд
Беседа «Новогодние традиции русского народа»
34 Слайд
Знакомство детей с народно - прикладным творчеством русского народа.
«Русская обрядовая кукла «Младенец Полено»
35 Слайд
Интегрированная непосредственно образовательная деятельность Ознакомление с окружающим и аппликация «Русская изба. Коврик (половица).
36 Слайд Интегрированная непосредственно образовательная деятельность «Роспись пасхального яйца».
37Слайд
Фольклорным праздником «Как работали и отдыхали на Руси» мы закончили этап работы по проекту «Русская изба» в старшей группе.
38 Слайд
Показатели выявления теоретических знаний и интереса детей
по разделу
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (диагностика)
В результате проделанной работы дети:
Проявляют интерес к русской национальной культуре;
Умеют играть в русские народные игры;
Умеют рассказывать русские народные сказки, потешки;
Узнают героев русского народного фольклора;
Принимают осмысленное участие в русских народных праздниках, знают название праздника, некоторые его традиции; имеют представление о русской национальной одежде, обуви;
Имеют представление о старинных предметах быта и их назначении
Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного искусства;
Умеют пользоваться предметами быта русского народа в мини-музее «Русская изба»