Любовь Логачева
Развитие познавательной активности детей в процессе осуществления экологических проектов
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретические аспекты экологического воспитания.
Кто из нас не был свидетелем варварского отношения к деревьям, когда взрослые или подростки и даже маленькие дети просто так ломают ветки, вырезают на стволе свои имена, повреждают кору во время сбора березового сока. Казалось бы, и в детском саду и в школе учат хорошим заповедям по отношению к природе, но они к сожалению, не срабатывают в повседневной жизни.
Публикация «Развитие познавательной активности детей в процессе осуществления экологических проектов» размещена в разделах
Главные аспекты работы педагога с детьми – разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека. Эта деятельность не что иное, как создание и поддержание условий для растений и животных, находящихся в различных «экологических пространствах» дошкольного учреждения. Дошкольники могут стать участниками этой деятельности тремя способами:
• слушая рассказ воспитателя о разных делах и событиях в МДОУ;
• наблюдая за деятельностью взрослых;
• практически участвуя в ней.
Как же организовать деятельность, чтобы реализовать ее ведущий мотив – воспитание у дошкольников начала экологической культуры, достичь конкретных целей? Этих целей немало:
• демонстрация воспитателем образца взаимодействия человека с природой, в котором реализуется экологический подход ко всему живому, гуманное отношение;
• демонстрация способов общения с объектами природы, обеспечивающих заинтересованное, практическое взаимодействие с ним.
• ненавязчивое обучение детей приемам и операциям по уходу за растениями и животными, построенное на основе понимания потребителей живого организма;
• косвенное обучение диалогу, вопросно-ответной речи, умению слушать и слышать другого человека, реагировать на его слова;
• развитие наблюдательности, формирование понимания причинно-следственных связей в природе.
Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях и животных, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются главным методом экологического воспитания – методом, который обеспечивает развития начал экологического сознания, формирования первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.
При отборе содержания экологического воспитания (обучения, образования, развития ребенка) необходимо учитывать следующее положение:
• цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой;
• дошкольники – начальное звено системы непрерывного образования, и содержание их образования должно быть связано с содержанием экологического образования следующих ступеней - школьников. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности;
• знания – не самоцель, они лишь помогают сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию;
• у детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес. В частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес;
• содержание должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе;
• содержание должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира с одной стороны, взаимосвязей частей этого целого – с другой;
• экологическое образование – часть общего образования, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, то есть становлению личности в целом;
• нормы экологически грамотного безопасного поведения дети должны научиться понимать и формировать самостоятельно на основе комплекса элементарных экологических знаний и осознания причинно – следственных связей в природе;
• ребенок должен осознать себя как часть природы, экологическое воспитание способствует формированию у детей не только определенного отношения к природе, но и навыков рационального природоиспользования.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «МОЕ ДЕРЕВО»
СТРОКИ ТЕМА, ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА
СЕНТЯБРЬ 1 неделя. «Беседа о деревьях»
Выяснить представления детей об этих растениях.
2 неделя. «Экскурсия в парк»
Расширить представления детей о разных деревьях, формировать умение находить и называть их по заданным признакам.
3 неделя. «Дидактическая игра «Если бы я был деревом.»» (ребенок придумывает дерево, изображает его, а дети отгадывают).
Закрепить полученные детьми знания о деревьях.
4 неделя. «Чтение стихотворения
В. Мусатова «Счастливое деревце»
подвести детей к понятию о том, что с деревом можно дружить, заботиться о нем, дарить ему свое тепло и ласку.
ОКТЯБРЬ 1 неделя. «Рассказ воспитателя о березе»
Дать детям элементарные представления о среде обитания березы, побудить интерес к этому дереву.
2 неделя. Беседа «Мои соседи»
Уточнить какие деревья растут рядом с березой, сравнить их, определить возраст (молодое старое дерево).
3 неделя. Беседа «Березкина семья»
Нахождение на территории детского сада растения одного вида, сравнение их по внешним признакам (ствол, крона, высота).
4 неделя. Сбор коллекции «Листья березы»
Отметить, что с приходом осени листья деревьев желтеют и падают на землю.
НОЯБРЬ 1 неделя. «Загадки о березе»
Закрепить умение детей находить в тексте опорные слова.
2 неделя. «Чтение пословиц и поговорок о березе»
Развивать умение детей понимать смысл народных слов в пословицах и поговорках, воспитывать интерес к народному творчеству.
3,4 неделя. Детское художественное творчество (придумывание березе сказок, стихотворений, пожеланий и другое). Развитие связной речи, воображения, творческой фантазии.
ДЕКАБРЬ 1 неделя. Беседа по теме «Дерево- столовая и дом для животных»
Уточнить у детей смысловое понятие темы, развивать их воображение, побудить у детей желание сделать кормушки для птиц.
2 неделя. «Наблюдение за птицами»
Уточнить какие птицы прилетают к березе, назвать их, обратить внимание какой корм они любят.
3 неделя. «Наблюдение за следами вокруг дерева»
Определить с детьми кто приходил к дереву, чьи это следы, сравнить их, нарисовать эти следы на снегу.
4 неделя. «Изготовление подарков для березы»
Побудить у детей желание поздравить березку с праздником, приготовить ей подарки, прочитать ей стихи.
ЯНВАРЬ 1 неделя. «Исследование снега вокруг березы»
Измерить с детьми в разных местах глубину снега, сравнить ее. Вспомнить свойства снега, изменяется ли его цвет в зависимости от расположения к дереву.
2 неделя. Эксперимент «Роль снега для жизни дерева»
( две емкости с водой: одна - на снегу, другая - под снегом). Наблюдение за состоянием воды.
3 неделя. «Наблюдение снегопада»
Обратить внимание как снежинки кружатся над кроной дерева, легко ли они укладываются на ее веточки.
4 неделя. Беседа «Ветви деревьев. Какие они?»
Воспитывать у детей бережное отношение к растениям, объясняя, что в зимнее время они более хрупкие и ломкие, поэтому с ними надо обращаться аккуратно.
ФЕВРАЛЬ 1 неделя. Беседа «Кора дерева»
Объяснить детям, что у дерева тоже есть «одежда», это его кора, которая защищает его от холода, жары, различных насекомых. Рассмотреть разновидности коры деревьев.
2 неделя. Исследование «Кора березы. Какая она?»
Рассматривание коры березы детьми, уточнить где ствол дерева шире, где уже; проследить изменение цвета коры, рассказать что означают темные пятна.
3 неделя. Исследование коры березы на ощупь и запах в разную погоду.
Исследовать кору березы: где она гладкая, а где шершавая, чем пахнет кора, отличается ли ее запах в солнечную и дождливую погоду.
4 неделя. Эксперимент.
Опустить кусочек коры в емкость с водой. Почему кора не тонет? Откуда берутся пузырьки воздуха? Для чего в коре находится воздух? (В коре много мелких полостей, заполненных воздухом, который не пропускает тепло и холод).
МАРТ 1 неделя. Беседа «Зависимость дерева от тепла».
Рассматривание веток березы. Обратить внимание на то, что с наступлением весны почки дерева еще не открылись. С чем это связано? Занести веточки березы в группу, поставить их в вазу с водой для наблюдений
2,3 неделя. Наблюдения «Набухание и распускание почек»
Следить с детьми за почками, их набуханием и распусканием, сравнить, где почки распускаются быстрее: на свету или в темном месте, в тепле или на холоде.
4 неделя. Исследование «Лист березы».
Рассмотреть с детьми лист березы, отметить, что он имеет форму треугольника, по краям листа находятся зубчики. Молодые листья клейкие.
АПРЕЛЬ 1 неделя. Беседа «Значение корня для дерева».
Рассказать детям о роли и значении корня для дерева, уточнить, где он расположен, рассмотреть видимые части.
2 неделя. Наблюдения за дождевым червяком.
Обратить внимание детей на внешний вид червяка, дать им его потрогать, выяснив, что червяк скользкий и благодаря этому ему легче передвигаться в почве; рассказать детям о пользе дождевых червей: они рыхлят землю, перерабатывают гниющую листву. Проследить путь дождевого червяка.
3 неделя. Беседа «Роль почвы для жизни дерева».
Проследить с детьми рост растения от корней до кроны, уточнить необходимость его нахождения в почве.
4 недели. Исследование почвы.
Исследовать с детьми почву, обратить внимание на ее цвет, рассказать, что в почве есть воздух, в дождливую погоду рассмотреть, не появились ли рядом с деревом дождевые черви.
МАЙ 1 неделя. Беседа «Береза наряжается».
Обратить внимание детей на распустившиеся листья дерева, сравнить все ли они одинаковые; рассмотреть размер листьев снизу доверху, определив, где они крупнее, а где мельче, описать внешние признаки листьев.
2 неделя. Наблюдения «Живые объекты, связанные с березой».
Пронаблюдать с детьми кто прилетает к березе, каких насекомых можно увидеть на ее веточках и листьях, есть ли жучки, как они называются.
3 неделя. Развлечение «Береза-красавица леса».
Отметить красоту березки, что она наряжается в листву и желтые сережки; плод- маленький орех с двумя прозрачными листьями.
4 неделя. Праздник «день березки».
Расширить представления детей об образе березы в поэзии, музыке, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе родного края.
ИЮНЬ-АВГУСТ Наблюдения «Береза летом».
Систематизировать знания детей по теме проекта, продолжать наблюдать за деревом в летний период, фиксировать результаты наблюдений. Формирование экологической культуры