Получи документы

Развитие познавательной активности детей в процессе осуществления экологических проектов

Любовь Логачева
Развитие познавательной активности детей в процессе осуществления экологических проектов
▼ Скачать + Заказать документы

Теоретические аспекты экологического воспитания.

Кто из нас не был свидетелем варварского отношения к деревьям, когда взрослые или подростки и даже маленькие дети просто так ломают ветки, вырезают на стволе свои имена, повреждают кору во время сбора березового сока. Казалось бы, и в детском саду и в школе учат хорошим заповедям по отношению к природе, но они к сожалению, не срабатывают в повседневной жизни.

Публикация «Развитие познавательной активности детей в процессе осуществления экологических проектов» размещена в разделах

Главные аспекты работы педагога с детьми – разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека. Эта деятельность не что иное, как создание и поддержание условий для растений и животных, находящихся в различных «экологических пространствах» дошкольного учреждения. Дошкольники могут стать участниками этой деятельности тремя способами:

• слушая рассказ воспитателя о разных делах и событиях в МДОУ;

• наблюдая за деятельностью взрослых;

практически участвуя в ней.

Как же организовать деятельность, чтобы реализовать ее ведущий мотив – воспитание у дошкольников начала экологической культуры, достичь конкретных целей? Этих целей немало:

• демонстрация воспитателем образца взаимодействия человека с природой, в котором реализуется экологический подход ко всему живому, гуманное отношение;

• демонстрация способов общения с объектами природы, обеспечивающих заинтересованное, практическое взаимодействие с ним.

• ненавязчивое обучение детей приемам и операциям по уходу за растениями и животными, построенное на основе понимания потребителей живого организма;

• косвенное обучение диалогу, вопросно-ответной речи, умению слушать и слышать другого человека, реагировать на его слова;

развитие наблюдательности, формирование понимания причинно-следственных связей в природе.

Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях и животных, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются главным методом экологического воспитания – методом, который обеспечивает развития начал экологического сознания, формирования первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

При отборе содержания экологического воспитания (обучения, образования, развития ребенка) необходимо учитывать следующее положение:

• цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой;

• дошкольники – начальное звено системы непрерывного образования, и содержание их образования должно быть связано с содержанием экологического образования следующих ступеней - школьников. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности;

• знания – не самоцель, они лишь помогают сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию;

• у детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес. В частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес;

• содержание должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе;

• содержание должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира с одной стороны, взаимосвязей частей этого целого – с другой;

экологическое образование – часть общего образования, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, то есть становлению личности в целом;

• нормы экологически грамотного безопасного поведения дети должны научиться понимать и формировать самостоятельно на основе комплекса элементарных экологических знаний и осознания причинно – следственных связей в природе;

• ребенок должен осознать себя как часть природы, экологическое воспитание способствует формированию у детей не только определенного отношения к природе, но и навыков рационального природоиспользования.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «МОЕ ДЕРЕВО»

СТРОКИ ТЕМА, ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

СЕНТЯБРЬ 1 неделя. «Беседа о деревьях»

Выяснить представления детей об этих растениях.

2 неделя. «Экскурсия в парк»

Расширить представления детей о разных деревьях, формировать умение находить и называть их по заданным признакам.

3 неделя. «Дидактическая игра «Если бы я был деревом.»» (ребенок придумывает дерево, изображает его, а дети отгадывают).

Закрепить полученные детьми знания о деревьях.

4 неделя. «Чтение стихотворения

В. Мусатова «Счастливое деревце»

подвести детей к понятию о том, что с деревом можно дружить, заботиться о нем, дарить ему свое тепло и ласку.

ОКТЯБРЬ 1 неделя. «Рассказ воспитателя о березе»

Дать детям элементарные представления о среде обитания березы, побудить интерес к этому дереву.

2 неделя. Беседа «Мои соседи»

Уточнить какие деревья растут рядом с березой, сравнить их, определить возраст (молодое старое дерево).

3 неделя. Беседа «Березкина семья»

Нахождение на территории детского сада растения одного вида, сравнение их по внешним признакам (ствол, крона, высота).

4 неделя. Сбор коллекции «Листья березы»

Отметить, что с приходом осени листья деревьев желтеют и падают на землю.

НОЯБРЬ 1 неделя. «Загадки о березе»

Закрепить умение детей находить в тексте опорные слова.

2 неделя. «Чтение пословиц и поговорок о березе»

Развивать умение детей понимать смысл народных слов в пословицах и поговорках, воспитывать интерес к народному творчеству.

3,4 неделя. Детское художественное творчество (придумывание березе сказок, стихотворений, пожеланий и другое). Развитие связной речи, воображения, творческой фантазии.

ДЕКАБРЬ 1 неделя. Беседа по теме «Дерево- столовая и дом для животных»

Уточнить у детей смысловое понятие темы, развивать их воображение, побудить у детей желание сделать кормушки для птиц.

2 неделя. «Наблюдение за птицами»

Уточнить какие птицы прилетают к березе, назвать их, обратить внимание какой корм они любят.

3 неделя. «Наблюдение за следами вокруг дерева»

Определить с детьми кто приходил к дереву, чьи это следы, сравнить их, нарисовать эти следы на снегу.

4 неделя. «Изготовление подарков для березы»

Побудить у детей желание поздравить березку с праздником, приготовить ей подарки, прочитать ей стихи.

ЯНВАРЬ 1 неделя. «Исследование снега вокруг березы»

Измерить с детьми в разных местах глубину снега, сравнить ее. Вспомнить свойства снега, изменяется ли его цвет в зависимости от расположения к дереву.

2 неделя. Эксперимент «Роль снега для жизни дерева»

( две емкости с водой: одна - на снегу, другая - под снегом). Наблюдение за состоянием воды.

3 неделя. «Наблюдение снегопада»

Обратить внимание как снежинки кружатся над кроной дерева, легко ли они укладываются на ее веточки.

4 неделя. Беседа «Ветви деревьев. Какие они?»

Воспитывать у детей бережное отношение к растениям, объясняя, что в зимнее время они более хрупкие и ломкие, поэтому с ними надо обращаться аккуратно.

ФЕВРАЛЬ 1 неделя. Беседа «Кора дерева»

Объяснить детям, что у дерева тоже есть «одежда», это его кора, которая защищает его от холода, жары, различных насекомых. Рассмотреть разновидности коры деревьев.

2 неделя. Исследование «Кора березы. Какая она?»

Рассматривание коры березы детьми, уточнить где ствол дерева шире, где уже; проследить изменение цвета коры, рассказать что означают темные пятна.

3 неделя. Исследование коры березы на ощупь и запах в разную погоду.

Исследовать кору березы: где она гладкая, а где шершавая, чем пахнет кора, отличается ли ее запах в солнечную и дождливую погоду.

4 неделя. Эксперимент.

Опустить кусочек коры в емкость с водой. Почему кора не тонет? Откуда берутся пузырьки воздуха? Для чего в коре находится воздух? (В коре много мелких полостей, заполненных воздухом, который не пропускает тепло и холод).

МАРТ 1 неделя. Беседа «Зависимость дерева от тепла».

Рассматривание веток березы. Обратить внимание на то, что с наступлением весны почки дерева еще не открылись. С чем это связано? Занести веточки березы в группу, поставить их в вазу с водой для наблюдений

2,3 неделя. Наблюдения «Набухание и распускание почек»

Следить с детьми за почками, их набуханием и распусканием, сравнить, где почки распускаются быстрее: на свету или в темном месте, в тепле или на холоде.

4 неделя. Исследование «Лист березы».

Рассмотреть с детьми лист березы, отметить, что он имеет форму треугольника, по краям листа находятся зубчики. Молодые листья клейкие.

АПРЕЛЬ 1 неделя. Беседа «Значение корня для дерева».

Рассказать детям о роли и значении корня для дерева, уточнить, где он расположен, рассмотреть видимые части.

2 неделя. Наблюдения за дождевым червяком.

Обратить внимание детей на внешний вид червяка, дать им его потрогать, выяснив, что червяк скользкий и благодаря этому ему легче передвигаться в почве; рассказать детям о пользе дождевых червей: они рыхлят землю, перерабатывают гниющую листву. Проследить путь дождевого червяка.

3 неделя. Беседа «Роль почвы для жизни дерева».

Проследить с детьми рост растения от корней до кроны, уточнить необходимость его нахождения в почве.

4 недели. Исследование почвы.

Исследовать с детьми почву, обратить внимание на ее цвет, рассказать, что в почве есть воздух, в дождливую погоду рассмотреть, не появились ли рядом с деревом дождевые черви.

МАЙ 1 неделя. Беседа «Береза наряжается».

Обратить внимание детей на распустившиеся листья дерева, сравнить все ли они одинаковые; рассмотреть размер листьев снизу доверху, определив, где они крупнее, а где мельче, описать внешние признаки листьев.

2 неделя. Наблюдения «Живые объекты, связанные с березой».

Пронаблюдать с детьми кто прилетает к березе, каких насекомых можно увидеть на ее веточках и листьях, есть ли жучки, как они называются.

3 неделя. Развлечение «Береза-красавица леса».

Отметить красоту березки, что она наряжается в листву и желтые сережки; плод- маленький орех с двумя прозрачными листьями.

4 неделя. Праздник «день березки».

Расширить представления детей об образе березы в поэзии, музыке, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе родного края.

ИЮНЬ-АВГУСТ Наблюдения «Береза летом».

Систематизировать знания детей по теме проекта, продолжать наблюдать за деревом в летний период, фиксировать результаты наблюдений. Формирование экологической культуры

Публикации по теме:

Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности Объект: познавательная активность детей младшего дошкольного возраста Предмет: игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста.

Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельностиРазвитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности В 2013 учебном году мною была взята тема по самообразованию: «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской.

«Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста 5–6 лет с нарушением слуха по проекту: «Транспорт» План педагогического проекта «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста 5-6 лет с нарушением слуха по проекту: «Транспорт".

Консультация для родителей «Развитие речевой и познавательной активности у детей в играх и упражнениях» Цель: • Расширить представления родителей о развитии у детей речевой и познавательной активности. • Познакомить родителей с играми и упражнениями.

Развитие познавательной активности детей 2–3 лет с помощью использования монтессори-материала Развитие познавательной активности детей 2-3 лет через использование монтессори – материала Из опыта работы Мазур Т. А., МАДОУ "Детский.

Развитие познавательной активности детей посредством экспериментально-исследовательской деятельности .

Развитие познавательной и творческой активности старших дошкольников в процессе организации работы по вышиванию Вышивка является одним из видов художественной деятельности, где дети могут выразиться, раскрыть свои способности, спрятанные буквально.

Развитие речевой активности детей в процессе игровой деятельности Много веков существует загадка детской игры, которая до конца не разгадана и сейчас. Почему дети играют? Для чего нужна игра? Существует.

Развитие родительской активности в процессе реализации педагогических проектов Актуальность:Актуальность и значимость этой темы очевидны. В новом веке детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему:.

Формирование познавательной активности детей в процессе познания математики Тема: «Формирование познавательной активности детей в процессе познания математики». Математическое развитие детей дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности детей в процессе осуществления экологических проектов
Опубликовано: 13 июля 2015 в 21:37
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательной активности детей в процессе осуществления экологических проектов» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Логачева (УИ 355080) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД