Зурида Исламова
Формирование познавательной активности у детей 4–5 лет путем вовлечения в экспериментально-исследовательскую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Что я слышу – забываю
Что я вижу - помню.
Что я делаю – понимаю.
(Конфуций).
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых
впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и
экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире,
традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Экспериментирование, как специально организованная деятельность
способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного
возраста и основ культурного познания окружающего мира.
Публикация «Формирование познавательной активности у детей 4–5 лет путем вовлечения в экспериментально-исследовательскую деятельность» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Особое внимание к данной области дошкольного образования
появилось в связи с публикацией ФГОС. Государственные стандарты
подчёркивают, что процессы обучения и воспитания не сами по себе
развивают ребёнка, а лишь тогда, когда они протекают в его личной
осмысленной деятельности. Учёные, разрабатывающие современные
программы дошкольного образования, настаивают на предоставлении детям
возможности приобретения знаний самостоятельно, что обеспечит
умственную активность, обогатит интеллектуальные впечатления и интересы
детей.
Вместе с тем, в массовой педагогической практике является очевидным
противоречие между необходимостью активизации познавательного развития
детей посредством вовлечения их в экспериментальную деятельность и
непроработанностью организации этого вида деятельности дошкольников в
разных возрастных группах.
Развитие познавательной активности и исследовательских
способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования.
Каждый выпускник дошкольного образовательного учреждения должен
обладать интегративными качествами: любознательный, активный,
способный решать интеллектуальные и личностные задачи, овладевшийуниверсальными предпосылками учебной деятельности. Наиболее
благоприятные условия для достижения планируемых результатов, возможно,
создать в процессе детской практико-познавательной деятельности.
Метод детского экспериментирования имеет огромный развивающий
потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям
реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его
взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти
ответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет почувствовать себя учёным,
исследователем, первооткрывателем. При правильной организации работы,
когда взрослый – не учитель и наставник, а равноправный партнер, у детей
формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться
самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению
экспериментов переходит в руки детей, они сами задумывают опыт, сами его
выполняют и сами делают необходимые выводы.
Формирование умения вести исследовательскую деятельность – это
сложный, комплексный процесс. Мы считаем, что уже в дошкольном
возрасте можно начинать обучение исследовательской деятельности,
опираясь на такие психолого-физиологические особенности этого возраста,
как врожденная любознательность, эмоциональная чуткость,
подражательность, интерес к жизни и деятельности взрослых. К среднему
дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной
преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для
развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в
форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на
открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления.
Цель:
обеспечение положительной динамики в познавательном развитии детей
4-5 лет посредством вовлечения их в процесс экспериментальной
деятельности. Задачи:
1. Создание условий для познавательного развития детей 4-5 лет посредством
расширения представлений об окружающем мире в процессе
экспериментирования.
2. Формирование основ исследовательских умений и навыков.
3. Развивать познавательную активность.
4. Продолжать развивать интеллектуальные способности, прогнозирование,
планирование, построение гипотезы.
Участники: дети, родители, воспитатели.
Глава 1. Теоретическое обоснование опыта работы по формированиюпознавательной активности у детей 4-5 лет посредством вовлечения
в экспериментально - исследовательскую деятельность
Научно-педагогические основы организации детского
экспериментирования как особой формы самостоятельной поисковой
деятельности намечены в трудах выдающихся отечественных учёных
двадцатого столетия – С. Л. Рубинштейна, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера. В
этом направлении долгие годы работала лаборатория умственного
воспитания НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, которую возглавлял
Н. Н. Поддьяков. Публикации учёных этой лаборатории, были чрезвычайно
интересны и достаточно широко применялись педагогами-практиками.
В описании опыта были использованы понятия: «познавательное
развитие», «детское экспериментирование», «исследование». Мы
использовали их в следующих значениях:
Познавательное развитие – процесс формирования у дошкольников
познавательной активности (стремления узнать причину того или иного
явления, оперирования приобретёнными знаниями и умениями) и общих
познавательных способностей : умения обобщать, сравнивать, анализировать,
предполагать, устанавливать причинно-следственные связи,
классифицировать.
Детское экспериментирование – способ духовно – практического
освоения действительности, направленный на создание условий, в которых
предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность; способствует
становлению целостной картины мира дошкольника.
Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов
познавательной деятельности.
Психологические исследования Н. Н. Поддъякова показали, что
положительный эффект в познавательном развитии достигается лишь в том
случае, если при разработке его содержания, форм и методов учитываются
возрастные особенности детей, и прежде всего специфика их мышления. Одна из центральных особенностей мышления дошкольников – его тесная
связь с практической деятельностью. В связи с этим Н. Н. Поддьяков
большое значение придаёт формированию практических способов
преобразования объектов - экспериментированию, которое служит средством
обнаружения различных внешних и внутренних свойств предмета. При этом
ребёнок овладевает обобщенным умением получать нужные ему факты, что
является важным и необходимым моментом любого процесса познания.
Н. Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно-
исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников. Первый
характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью
исходит от самого ребёнка. Он выступает как её полноценный субъект,
самостоятельный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность :
ставит её цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. В этом случае
ребёнок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои
потребности, свои интересы, свою волю.
Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности
организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации,
обучает ребёнка определённому алгоритму действий. Таким образом, ребёнок
получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Оба
вида ориентировочно-исследовательской деятельности важны и
способствуют развитию познавательных способностей и интересов ребёнка,
подчёркивает Н. Н. Поддьяков.
Исследовательский подход к обучению в зарубежной педагогике
представлен, в частности, в пособии М. В. Кларина. Автор даёт подробную
характеристику популярным за рубежом формам включения детей в
исследовательскую деятельность. Организация такого обучения предполагает
создание ситуации, когда ребёнок сам овладевает понятиями и подходом к
решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени
организованного (направленного) педагогом.
В полном, развёрнутом виде исследовательская деятельностьпредполагает следующее :
ребёнок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить;
предлагает возможные решения;
проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
делает выводы в соответствии с результатами проверки;
применяет выводы к новым данным;
делает обобщения.
Уровень развития исследовательской деятельности дошкольника – это
степень самостоятельности ребёнка по отношению к различным сторонам
решения проблемы.
М. В. Кларин приводит представление зарубёжных дидактов о трёх
уровнях исследовательского обучения. На первом уровне педагог ставит
проблему и намечает метод её решения. Поиск решения предстоит детям
осуществить самостоятельно. На втором уровне педагог только ставит перед
детьми проблему, но метод её решения ребёнок ищет самостоятельно (здесь
возможен групповой, коллективный поиск). На высшем, третьем, уровне
постановка проблемы, равно как отыскивание метода и разработка самого
решения, осуществляется детьми самостоятельно.
Значит, подчёркивает М. В. Кларин, в развитии исследовательской
активности дошкольников в процессе детского экспериментирования
педагогу следует постоянно оказывать помощь воспитанникам, создавать
развивающую среду, поддерживать интерес к исследовательской
деятельности.
В начале двадцать первого века появились многочисленные публикации
об организации детской исследовательской деятельности А. И. Савенкова.
Учёный утверждает, что детские исследования создают условия для того,
чтобы познавательное развитие ребёнка разворачивалось как процесс
саморазвития. Позиция А. Савенкова близка к теории Д. Б. Эльконина о
развитии способностей ребёнка, которая нашла своё воплощение в системах
развивающего обучения дошкольников и младших школьников. Представляют интерес исследования Л. Н. Прохоровой [9] об
особенностях организации исследовательской деятельности дошкольников и
её влиянии на социализацию ребёнка. В исследовании О. И. Чехониной
[15] рассматривается проблема самостоятельной поисковой деятельности
дошкольников как способа развития познавательной активности детей
старшего дошкольного возраста. Теоретической базой опыта стали
исследования Н. Н Поддъякова, который в качестве основного вида
ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности детей
выделяет деятельность экспериментирования. Он называет эту деятельность
истинно детской, и считает её ведущей на протяжении всего дошкольного
детства.