МААМ-картинки

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно экспериментальной деятельности

Лидия Орлова
Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно экспериментальной деятельности

План профессионального самообразования

Тема: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно экспериментальной деятельности».

Воспитатель Орлова Л. Ю. 2021-2022уч. год.

Актуальность:

Публикация «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно экспериментальной деятельности» размещена в разделах

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитывать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников.

В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников.

Цель самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности

Задачи:

Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворяя детскую любознательность.

Активизировать и развивать познавательные способности детей.

Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам поведения.

Перспективный план по экспериментальной деятельности в подготовительной группе

№ Название Цель

Сентябрь

1 «Свойства мокрого песка»

Формирование представлений о свойствах песка.

2 «Волшебный материал» Помочь выявить свойства, которые приобретают песок и глина при смачивании.

3 «Мыльные пузыри» Восприятие величины, умение сравнивать; тактильные ощущения; речевое дыхание, эмоциональное восприятие.

Октябрь

4 «Волшебная вода» Учить смешивать подкрашенную воду и получать разнообразные "волшебные" цвета и оттенки.

5 «Путешествие капельки» Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков.

6 «Звенящая вода» Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.

Ноябрь

7 «Поиск воздуха» Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство - невидимость

8 «Веселая полоска» Познакомить со свойствами бумаги и действием на нее воздуха; развивать любознательность.

9 «Узнай всё о себе, шарик» Познакомить с резиной, её качествами и свойствами; научить устанавливать связи между материалом и способом его употребления.

Декабрь

10 «Тонет - не тонет» Провести испытание на «плавучесть" разных игрушек из разного материала.

11 «Водяная мельница» Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

12 «В мире стекла» Узнавать предметы, сделанные из стекла; помочь выявить свойства стекла (прочное, светлое, цветное, гладкое).

Январь

13 «Цветные льдинки» Учить детей наливать воду в различные формы, наблюдать через окно, как вода покрывается корочкой льда и замерзает, знакомить с качеством.

14 «Ледяные узоры» Развивать наблюдательность, продемонстрировать простейший эксперимент.

15 «Снежные фигуры» Научиться видеть возможности преобразования, стремиться к коллективному участию в деятельности.

Февраль

16 «Чьи следы?» Развивать наблюдательность, умение определять животного по следу.

17 «Свет и тень» Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру.

18 «Что отражается в зеркале?» Познакомить с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.

Март

19 «Умный нос» Познакомиться с особенностями работы носа. Определить по запаху предметы.

20 «Мыло- фокусник» Познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку

21

Апрель

22 «Что любят растения» Помочь установить зависимость роста и

состояния растений от ухода.

23 «Хитрые семена» Познакомить со способами проращивания семян.

24 «Волшебное сито» Познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от примесей

с помощью сита.

Май

25 «Солнечные зайчики» Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами,

от которых они отражаются.

26 «Всё увидим, всё узнаем» Познакомить с прибором -помощником - лупой и её назначением.

27 «Волшебный магнит» Выявить свойства магнита притягивать

некоторые предметы.

Работа с родителями

Сроки Содержание работы

сентябрь Привлечь родителей к созданию предметно - развивающей среды.

Консультация:

«Значение опытно – экспериментальной деятельности для психического развития ребенка»

Консультация:

«Игра или

экспериментирование».

Цель: рассказать родителям о роли экспериментирования для развития дошкольников.

октябрь Консультация на тему: «Развиваем внимание и мышление дошкольников – учим ребенка быть любознательным».

Практикум: «Занимательные опыты для умных пап и дошколят».

Консультация: «Соблюдение правил безопасности».

Цель: Познакомить с необходимыми правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома.

ноябрь Организовать родителей на пополнение коллекции «Шишки».

Консультация на тему: «Развиваем внимание и мышление дошкольников – учим ребенка быть любознательным».

Консультация: «Соблюдение правил безопасности».

Цель: познакомить с необходимыми правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома.

декабрь Консультация для родителей

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Привлекать родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой.

Привлекать родителей к пополнению уголка экспериментирования новой познавательной литературой.

Беседа с родителями «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Домашнее задание. Рассматривание телефонного аппарата.

Предварительная беседа о том, как осуществляетсятелефонная связь (см. «Детская энциклопедия»)

январь Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»

Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса

Исследовательская работа:

«Необходимые условия для прорастания семян».

Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

февраль Привлекать родителей к пополнению коллекции «Разные ткани».

Оформление наглядной информации в родительском уголке,

рекомендации «Проведите с детьми дома».

Памятка

Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?

Привлекать родителей к пополнению коллекции «Открытки»

Оформление наглядной информации в родительском уголке:

март Памятка «Чего нельзя и

что нужно делать для

поддержания интереса

детей к познавательному

экспериментированию».

апрель

Привлекать родителей к пополнению мини-лаборатории (модель Земли – глобус, фонарики, детская энциклопедия.)

Беседа:«Соблюдение правил безопасности».

Цель: познакомить с необходимыми правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома.

май

Беседа: «Значение детского экспериментирования для психического развития».

Используемая литература:

1. Дыбина О. В. «Ребёнок в мире поиска» - Москва: ТЦ Сфера, 2004;

2. Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада» - Волгоград: Перемена, 2001;

3. Иванова А. А. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» - Москва: ТЦ Сфера, 2004;

4. Маневцева Л. М. «Мир природы и ребёнок» - Санкт – Петербург: Детство-пресс, 2003;

5. Масленникова О. М., Филлипенко А. А. «Экологические проекты в детском саду» - Волгоград: учитель 2011;

6. Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» - Москва: Аркти,2005.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста»Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста» Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного.

Мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности с детьми и родителями старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: Познакомить родителей с влиянием экспериментальной деятельности на познавательную сферу ребенка, способствовать активному.

Мастер-класс «Вода. Мыльные пузыри». Развитие познавательного интереса дошкольников посредством экспериментальной деятельности " Развитие познавательного интереса дошкольников посредством организации экспериментальной деятельности I. Вводная часть Актуальность.

Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста»Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста» В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из важнейших направлений развития дошкольника названо.

Методика изучения сформированности познавательного интереса к истории предметного мира у детей дошкольного возраста Для изучения сформированности познавательного интереса к истории создания вещей мною была разработана методика, включающая в себя три направления:.

Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет»Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет» Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

«Волшебная страна» НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста«Волшебная страна» НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста Цель: расширение кругозора детей за счет обогащения их представлений о воздухе. Задачи: - способствовать обогащению и закреплению знаний.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно экспериментальной деятельности
Опубликовано: 11 января 2022 в 23:03
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно экспериментальной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Орлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД