Лидия Орлова
Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
План профессионального самообразования
Тема: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно экспериментальной деятельности».
Воспитатель Орлова Л. Ю. 2021-2022уч. год.
Актуальность:
Публикация «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно экспериментальной деятельности» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитывать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников.
В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников.
Цель самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности
Задачи:
Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворяя детскую любознательность.
Активизировать и развивать познавательные способности детей.
Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам поведения.
Перспективный план по экспериментальной деятельности в подготовительной группе
№ Название Цель
Сентябрь
1 «Свойства мокрого песка»
Формирование представлений о свойствах песка.
2 «Волшебный материал» Помочь выявить свойства, которые приобретают песок и глина при смачивании.
3 «Мыльные пузыри» Восприятие величины, умение сравнивать; тактильные ощущения; речевое дыхание, эмоциональное восприятие.
Октябрь
4 «Волшебная вода» Учить смешивать подкрашенную воду и получать разнообразные "волшебные" цвета и оттенки.
5 «Путешествие капельки» Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков.
6 «Звенящая вода» Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.
Ноябрь
7 «Поиск воздуха» Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство - невидимость
8 «Веселая полоска» Познакомить со свойствами бумаги и действием на нее воздуха; развивать любознательность.
9 «Узнай всё о себе, шарик» Познакомить с резиной, её качествами и свойствами; научить устанавливать связи между материалом и способом его употребления.
Декабрь
10 «Тонет - не тонет» Провести испытание на «плавучесть" разных игрушек из разного материала.
11 «Водяная мельница» Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.
12 «В мире стекла» Узнавать предметы, сделанные из стекла; помочь выявить свойства стекла (прочное, светлое, цветное, гладкое).
Январь
13 «Цветные льдинки» Учить детей наливать воду в различные формы, наблюдать через окно, как вода покрывается корочкой льда и замерзает, знакомить с качеством.
14 «Ледяные узоры» Развивать наблюдательность, продемонстрировать простейший эксперимент.
15 «Снежные фигуры» Научиться видеть возможности преобразования, стремиться к коллективному участию в деятельности.
Февраль
16 «Чьи следы?» Развивать наблюдательность, умение определять животного по следу.
17 «Свет и тень» Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру.
18 «Что отражается в зеркале?» Познакомить с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.
Март
19 «Умный нос» Познакомиться с особенностями работы носа. Определить по запаху предметы.
20 «Мыло- фокусник» Познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку
21
Апрель
22 «Что любят растения» Помочь установить зависимость роста и
состояния растений от ухода.
23 «Хитрые семена» Познакомить со способами проращивания семян.
24 «Волшебное сито» Познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от примесей
с помощью сита.
Май
25 «Солнечные зайчики» Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами,
от которых они отражаются.
26 «Всё увидим, всё узнаем» Познакомить с прибором -помощником - лупой и её назначением.
27 «Волшебный магнит» Выявить свойства магнита притягивать
некоторые предметы.
Работа с родителями
Сроки Содержание работы
сентябрь Привлечь родителей к созданию предметно - развивающей среды.
Консультация:
«Значение опытно – экспериментальной деятельности для психического развития ребенка»
Консультация:
«Игра или
экспериментирование».
Цель: рассказать родителям о роли экспериментирования для развития дошкольников.
октябрь Консультация на тему: «Развиваем внимание и мышление дошкольников – учим ребенка быть любознательным».
Практикум: «Занимательные опыты для умных пап и дошколят».
Консультация: «Соблюдение правил безопасности».
Цель: Познакомить с необходимыми правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома.
ноябрь Организовать родителей на пополнение коллекции «Шишки».
Консультация на тему: «Развиваем внимание и мышление дошкольников – учим ребенка быть любознательным».
Консультация: «Соблюдение правил безопасности».
Цель: познакомить с необходимыми правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома.
декабрь Консультация для родителей
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
Привлекать родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой.
Привлекать родителей к пополнению уголка экспериментирования новой познавательной литературой.
Беседа с родителями «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
Домашнее задание. Рассматривание телефонного аппарата.
Предварительная беседа о том, как осуществляетсятелефонная связь (см. «Детская энциклопедия»)
январь Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»
Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса
Исследовательская работа:
«Необходимые условия для прорастания семян».
Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
февраль Привлекать родителей к пополнению коллекции «Разные ткани».
Оформление наглядной информации в родительском уголке,
рекомендации «Проведите с детьми дома».
Памятка
Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?
Привлекать родителей к пополнению коллекции «Открытки»
Оформление наглядной информации в родительском уголке:
март Памятка «Чего нельзя и
что нужно делать для
поддержания интереса
детей к познавательному
экспериментированию».
апрель
Привлекать родителей к пополнению мини-лаборатории (модель Земли – глобус, фонарики, детская энциклопедия.)
Беседа:«Соблюдение правил безопасности».
Цель: познакомить с необходимыми правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома.
май
Беседа: «Значение детского экспериментирования для психического развития».
Используемая литература:
1. Дыбина О. В. «Ребёнок в мире поиска» - Москва: ТЦ Сфера, 2004;
2. Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада» - Волгоград: Перемена, 2001;
3. Иванова А. А. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» - Москва: ТЦ Сфера, 2004;
4. Маневцева Л. М. «Мир природы и ребёнок» - Санкт – Петербург: Детство-пресс, 2003;
5. Масленникова О. М., Филлипенко А. А. «Экологические проекты в детском саду» - Волгоград: учитель 2011;
6. Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» - Москва: Аркти,2005.