Светлана Александровна Мажова
Мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности с детьми и родителями старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса : Познакомить родителей с влиянием экспериментальной деятельности на познавательную сферу ребенка, способствовать активному включению родителей в совместную опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
1. На примере опытов показать, как можно экспериментировать вместе с детьми.
2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
Публикация «Мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности с детьми и родителями старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
3. Прививать любовь к методу экспериментирования, путём игровых элементов.
Методические рекомендации: Чтобы мастер класс был интереснее и более похож на инсценировку сказки, к каждому опыту подобрать соответствующую музыку.
Куда и зачем? Что и как и почему?
Как ответить успеть детям всем?
Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого удовольствие. Детское экспериментирование - это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и знаний. Другими словами мы можем сказать, что, детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие.
В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя первооткрывателем. Дошкольники - природные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Им интересно все, поэтому необходимо поддержать стремление ребенка к экспериментированию, создать условия к исследовательской деятельности
В процессе экспериментирования взрослый должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные взрослым, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности – опыты. Во время экспериментирования или проведения опытов необходимо ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем и делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Все это возможно лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.
Проводить простейшие опыты дома под силу любому родителю вместе с ребенком.
В народе говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». А я добавлю: «Ещё лучше всё это сделать самому». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот первое задание: перед вами два сосуда, попробуйте определить в каком сосуде соленая вода, а в каком нет? Опыт с яйцом.
Так как же всё-таки организовать эксперимент? Что служит толчком к тому, чтобы его начать?
Нужна мотивация. И сегодня в форме сказки я хочу показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами. Сказка называется «Путешествие Лунтика».
Ход мастер-класса
Воспитатель: Однажды на луне появилось необычное живое существо. Его назвали Лунтик. Он был очень любопытным, активным и оказался на земле. У него появилось много друзей. Как-то он со своим другом Кузей решил поиграть со спичками, но не заметил как одна горящая спичка упала на пол. Лунтик не растерялся и … Скажите чем могли потушить пожар Лунтик и Кузя находясь в своей комнате? (водой, землей, накрыть чем то).
Опыт № 1
Зажжённую свечу тушим землей, песком.
Опыт № 2
Зажжённую свечу сверху накрываем стеклянной банкой.
Вывод: при отсутствии кислорода огонь гаснет.
Прогуливаясь по лесу Лунтик услышал разговор птиц о том, что они видели в других краях. Ему стало интересно, а что же творится вокруг её дома, ведь он ещё никогда нигде не был. И отправился в путешествие по родному лесу в поисках приключений. Увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и Лунтик увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.
Опыт № 3
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.
Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Опыт № 4
Прогуливаясь около пруда Лунтик заметила плавающие кораблики, ей очень понравилось за ними наблюдать, но через некоторое время он увидел, что не все кораблики плавают по поверхности. Некоторые начали тонуть. Почему так произошло?
Опыт № 5
Опыт с мандарином
Воспитатель: Но тут подул ветер, на землю упало несколько сломанных веточек, Появились тучи и пошел дождь. Лунтик увидел, что веточки после того как намокли стали распрямляться.
Опыт № 4
Вам понадобится 5 спичек. Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.
Воспитатель: Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться. Лунтик решил идти дальше. Отойдя подальше, он увидел небольшое озеро, в нем мальчишки пускали бумажные кораблики. Одни кораблики весело плавали на водной глади, а другие вскоре начинали тонуть. «Как странно», -подумал утёнок. Почему же одни кораблики плывут, а другие начинают тонуть. И тогда утёнок решил провести опыт с корабликами и узнать, что же с ними произойдет.
Опыт 5
Лунтику так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у него осталось еще много вопросов: помогите Лунтику и поделитесь своими исследованиями в домашних условиях.
Уважаемые, родители, надеюсь, что мастер – класс вам понравился, и вы будете вместе со своими детьми проводить такие же и другие экспериментирования с различными материалами.
Спасибо вам большое.
5. Рефлексия.
Родители делятся своими впечатлениями от мастер-класса. (Вопросы записаны на бумажных рукавичках.)
1. Что я сегодня узнала?
2. Что для меня было интересно?
3. Что для меня было трудно?
4. Я поняла, что…
5. Теперь я могу…
6. Я приобрела…
7. У меня получилось …
8. Я попробую.
9. Что меня удивило?