Тамара Николаевна Лазарчук
Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из важнейших направлений развития дошкольника названо познавательное развитие. Оно предполагает, в частности, формирование познавательных действий. Активное внедрения детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений позволяет включать дошкольников в осмысленную деятельность, в которой они сами могут обнаружить новые свойства предметов, замечать их сходства и различия. Именно детское экспериментирование предоставляет детям возможность приобретать знания самостоятельно. При таком подходе к обучению исследовательское поведение для детей станет главным источником для получения представлений об окружающем мире. При таком подходе педагог должен стать старшим партнером в этом процессе.
Публикация «Методическая разработка „Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Очень долго обучение детей развивало в них только одну сторону – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона – творческие способности оставались на плачевном уровне.
На базе опытно - экспериментальной деятельности у детей проявляются и развиваются исследовательские способности:
• видеть проблему;
• выдвигать гипотезу;
• задавать вопросы;
• наблюдать;
• проводить эксперименты;
• делать выводы;
• высказывать суждения;
• доказывать свои идеи.
В основе опытно - экспериментальной деятельности детей лежит познавательный интерес.
Чтобы поддержать и развивать познавательный интерес педагогам необходимо:
1. Поощрять любопытство и любознательность. Именно любознательность обуславливает потребность в исследовании.
2. Предоставлять возможность ребенку действовать самостоятельно с различными предметами и материалами (вы при этом исполняете роль наблюдателя и помощника)
3. С раннего детства необходимо побуждать малыша доводить дело до конца. Для этого необходимо эмоционально оценивать его старания и усилия, проявлять заинтересованность к его деятельности.
4. Чтобы интерес ребенка не угас к исследовательской деятельности необходимо с возрастом усложнять задачи исследования.
5. Чтобы научить ребенка самостоятельно делать выводы, необходимо расспрашивать ребенка о результатах его деятельности, о том, как он достиг результата.
Основной путь развития исследовательской активности – практический. Процесс исследования или экспериментирования предполагает наличие специальных инструментов и оборудования. Целесообразно в связи с этим оснастить в детском саду детскую лабораторию.
В ней должны быть материалы для исследования, магниты, технические игрушки, разнообразные коллекции, гербарии, семена, плоды. Оборудование: весы, микроскопы, колбы, пробирки, лейки, фильтры.
Очень часто детские лаборатории в детских садах существуют для отчетности, в крайнем случае, эксперименты проводит педагог. Оптимальный вариант это когда педагог в небольшой подгруппе показывает опыт, обсуждает его результат с детьми, а после дети уже самостоятельно повторяют опыт. В идеале перед ребенком ставится задача, а он находит пути его решения. Наверное, последние суждения у многих вызовут улыбку или возмущение. Но поверьте, если вы работали по такой системе и систематично, то к подготовительной группе у вас обязательно найдется 2- 3 лидера, которые и станут вашей опорой в таком виде деятельности. Они будут дома теребить родителей, чтобы принести в группу новые идеи для исследования.