Елена
Развитие конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе работы с бумагой
▼ Скачать +Заказ
План:
1. Понятие детского конструирования.
2. Значение конструирования из бумаги и картона на развитие ребенка дошкольного возраста.
3. Из истории бумаги.
4. Основные свойства бумаги и картона.
5. Методические рекомендации проведения работы по конструированию из бумаги с детьми дошкольного возраста.
1. Понятие детского конструирования.
Публикация «Развитие конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе работы с бумагой» размещена в разделах
Конструирование и строительная игра открывают большие возможности для формирования творчества детей, для всестороннего развития ребенка.
Понятие конструирования подразумевает под собой процесс детского творчества, в котором создается нечто новое для самого ребенка.
Термин «конструирование» (от латинского слова construers-построение) обозначает построение вообще, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.
Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек. Таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения.
Основной особенностью детского конструирования является установление пространственного расположения элементов предмета и подчинение его определенной логике.
2. Значение конструирования из бумаги и картона на развитие ребенка дошкольного возраста.
Конструирование и ручной труд имеют большое значение для развития ребенка и его подготовки к обучению к школе.
Эти виды деятельности значительно расширяют кругозор детей, их знания о свойствах материалов и возможностях их применения на занятиях дошкольники постигают первые навыки планирования предстоящей работы. Учатся намечать последовательность её выполнения, проводить простейший анализ, делать выводы. Дети осваивают приемы работы с различными материалами, знакомятся с инструментами и способами работы с ними.
Когда мы говорим о бумаге, то каждый знает, что это самый распространенный в работе с детьми материал.
Работа с бумагой и картоном способствует эстетическому развитию :- дети правильно учатся подбирать цветные сочетания
- грамотно составлять композицию
- выбирать форму
- привыкают к аккуратности и бережному отношению к материалу.
Выполняя изделия из бумаги и картона, ребенок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор. Конструирование развивает представления о возможностях предметов, дети учатся моделировать, находить неожиданные варианты их использования.
3. Из истории бумаги.
Открытие бумаги по праву считалось выдающимся событием, и долгое время хранилось в строгой тайне. Никто не догадывался, что технология изготовления этого чудесного материала была достаточно простой. Первоначально бумагу получали из стеблей бамбука и луба тутового дерева. сырье обрабатывали раствором гашеной извести, разбивали деревянными молотками и разбавляли водой. Полученную бумажную массу зачерпывали натянутой на раму сеткой. Вода стекала через ее ячейки, а на поверхности оставались влажные листы, которые затем спрессовывали и сушили. Торговцы из Китая, путешествуя с этим бесценным грузом, пришли в город Самарканд. Здесь арабы переняли их секрет и привезли его в Испанию. Оттуда искусство делать бумагу разошлось по всему миру.
В Европе бумагу стали изготовлять в X-XI,а в России первые бумажные мельницы появились в XVI в. На них выполняли в основном оберточную бумагу и некоторые виды печатной и писчей бумаги Русские мастера внесли значительный вклад в развитие бумажной промышленности, например, стали использовать в качестве сырья солому, предложили способ отбеливания бумаги на снегу. Потребление бумаги росло, и постепенно стали появляться бумажные предприятия. Они обычно строились на берегах рек. Энергия падающей воды использовалась для приведения в действие бумажной мельницы. Были открыты всевозможные методы и созданы разнообразные машины для выпуска бумаги. Одним из важных открытий считается создание станка, позволяющего делать длинные и очень тонкие листы. Его изобрели во Франции в 1798 году.
Для изготовления бумаги в наши дни целлюлозу (а это множество тонких волокон, их которых состоит бумага) получают обычно из древесины.
4. Основные свойства бумаги и картона.
Знакомство со свойствами бумаги поможет детям при выполнении самых разнообразных изделий. Знание свойств дает возможность подобрать для изделия нужный материал, а это, в свою очередь, значительно повышает качество работы и ее оформление.
При выборе бумаги необходимо учитывать её качества и свойства. Бумага имеет волокнистое строение. При отливке бумаги часть волокон идет вдоль машины- продольные, а часть- поперечные. Разное расположение волокон влияет на свойства бумаги. Например, разрыв вдоль волокон более ровный, чем поперек, вдоль волокна полоска прогибается меньше, чем такая же, вырезанная поперек.
Гладкость- состояние поверхности бумаги (ровная, гладкая, шероховатая)
Пористость влияет на состояние поверхности бумаги. Чем меньше пористость, тем ровнее поверхность.
Водонепроницаемость определяется степенью противостоянию и пропускания воды. Например6 салфетки хорошо пропускают воду, а парафинированная бумага не пропускает.
Способность бумаги изменяться : изгибаться, уплотняться при нагрузке, сминаться и восстанавливать первоначальную форму после нагрузки- называется упругость.
Прочность- сопротивление бумаги на разрыв, проверяется опытным путем. Сухая бумага прочнее мокрой, в продольном направлении прочнее, чем в поперечном.
К оптическим свойствам относятся: цвет, белизна, прозрачность, светонепроницаемость и др. Бумага может обладать и специальными свойствами: жиронепроницаемостью, воздухонепроницаемостью, способностью в горении и др.
5. Методические рекомендации проведения работы по конструированию из бумаги с детьми дошкольного возраста.
Вторая младшая группа.
Конструирование из бумаги в этом возрасте не выделяется как отдельный вид занятий. Оно строится на простейших приемах работы с бумагой и первичном ознакомлении детей с её свойствами (в работе используются такие приемы, как скомкать бумагу, разорвать, скатать комочек и др.)
Конструктивная деятельность детей этого возраста, как и ранее, тесно связана с игрой и основывается на непосредственном восприятии формы, строения, величины предметов. Методы и приемы работы несколько меняется, словесные инструкции становятся более краткими. Анализ детских построек лучше проводить в игровой форме.
На всех занятиях необходимо побуждать детей рассказывать, как они будут строить, помогая при необходимости вопросами и советами.
Средняя группа.
Со второй половины года детей начинают обучать конструированию из бумаги (на занятиях)
Конструирование по-прежнему тесно связано с игрой. Только связь эта несколько меняется. Если в младшей группе определяющим был сюжет творческой игры и в его рамках решались конструктивные задачи, то теперь конструктивная задача выступает на первый план, а игра развертывается по мере завершения постройки.
На первом занятии знакомят со свойствами бумаги, учат складывать прямоугольный лист пополам, совмещая при этом углы и стороны листа, проглаживать линию сгиба. На следующем занятии воспитателю можно предложить детям сделать пригласительный билет для мамы и папы на родительское собрание. Ребята рассматривают образец, педагог показывает приемы работы, советует, подбадривает детей. Дети по-своему украшают билет аппликацией, свободно располагая декоративные украшения. В конце занятия все билеты кладутся на перед детьми и анализируются.
Тематика занятий по конструированию с детьми может быть разнообразной важно, чтобы конструкции по сложности изготовления предлагались детям от простого к сложному. (Детей учат делать альбомы, будку для собаки, простой домик. Вагончик, складывать лист пополам, наклеивать на основную часть несколько деталей.
Перед началом занятия с детьми проводится беседа о процессе и замысле изготовления поделки. Знания и умения детей, приобретенные на занятиях, закрепляются и развиваются в повседневной жизни и в игровой деятельности. В распоряжении детей средней группы должно быть больше, чем раньше, мелких и крупных, плоских и объемных игрушек для обыгрывания построек.
Одним из главных приемов приобщения детей к конструктивной деятельности на данном этапе остается совместное со взрослым конструирование, в процессе которого решаются разнообразные воспитательные и образовательные задачи.