ОЛЬГА ГОЛОВАНИК
Конспект занятия «Профессии. Формирование навыка словообразования и расширение словаря. Звук [Р’], буква [Р]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип занятия : фронтальное, подгрупповое.
Тема: Профессии. Формирование навыка словообразования и расширение словаря. Звук Рь, буква Р.
Цель: Образование звука Р,Рь в профессиях.
Задачи:
Обучающие:
- Дать понятие о механизме образования звука Рь.
-закрепление понятий звук,слог,слово,предложение.
Публикация «Конспект занятия „Профессии, Формирование навыка словообразования и расширение словаря, Звук [Р’], буква [Р]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Развивающие:
- совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата
- развитие навыков звукобуквенного анализа с использованием графической записи
-работать над голосом
- уточнять и развивать словарь
Воспитательные:
-воспитывать интерес к занятию
- воспитание трудолюбия, настойчивости, адекватному отношению к своему дефекту и дефекту товарищей.
Оборудование: предметные картинки на лексическую тему, картинки с буквами, магниты, графические схемы звуков предложений, счетные палочки, проектор, мяч.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Деятельность логопеда
I. Организационный момент, сообщение темы занятия. (5 мин.)
Здравствуйте ребята. (стук в дверь). Ребята, кто-то постучался. Посмотрите, что нам принесли? Нам прислали письмо! Давайте вместе посмотрим кому и от кого. Ребятам детского сада «Березка»,группе «Цветики». А от кого не указано. Это мы узнаем отгадав загадку.
В гости звать его не надо,
Он всегда приходит сам.
В сумке доставляет радость
По домашним адресам.
В настроенье приподнятом
Телеграммы носит в дом.
Потому что он, ребята,
Кто, скажите?. (Почтальон).
Верно ребята. Печкин просит вашей помощи, он не умеет выговаривать звук, а какой вы позже узнаете. Просит вас научить выговаривать этот звук, обьяснить ему, как звук образовывается и чем отличаются звуки от букв. Поможем ему.
1. И первое задание отгадать загадку
Кто плывет на корабле
К неизведанной земле?
Весельчак он и добряк.
Как зовут его? (Моряк)
Ребята, а что же за подсказка прячется в слове –моряк? Не знаете? Тогда еще загадка
С ним, наверно, вы знакомы.
Знает он про все законы.
Не судья, не журналист.
Всем совет дает. (юрист) Ребята, а что же вы заметили в слове юрист,моряк,нотариус?Как назвать одним словом?
Конечно, это профессии. И сегодня мы с вами поговорим о профессиях. Как вы считаете,сколько существует на земле профессий?Кто знает,что такое профессия, что это за слово? Да, это дело, работа, которой занимается человек. Людям каких профессий нужно трудиться? Трудиться нужно всем. А еще мы поговорим о звуке Рь.
Посмотрите на слайд и найдите мне юриста на картинке, кто догадался (рассказываю о юристе и натариусе.)А что это за кружочек на картинке, что это за штампик, кто знает? Конечно это печать, а для чего она нужна?.Ну хорошо, молодцы разобрались.
II.Основная часть (20 мин.)
1. Пальчиковая гимнастика
«Поварята»
Муку в тесто замесили,
(Сжимают и разжимают пальчики.)
А из теста мы слепили:
(Прихлопывают ладошками, «лепят».)
Пирожки и плюшки,
(Поочередно разгибают
Сдобные ватрушки,
пальчики, начиная с мизинца)
Булочки и калачи
- Всё мы испечём в печи.
Очень вкусно!
(Обе ладошки разворачивают вверх.)
2. Артикуляционная гимнастика
Упр:
Маляр, Лошадка, грибок, дятел, индюк.
3. Анализ артикуляции и характеристика звуков(5 мин) :
Ребята, а кто из вас может изобразить какс заводится мотор? РЬ,РЬ,РЬ.
Следующее задание от печкина
(ПУСТЬ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ САМИ)
А как образуется звук рь. Какой он, чем отличается звук Рь от буквы р. Давайте поможем нашему Печкину ответить на вопрос звук рь какой?Он согл., мягкий, звонкий.
А как его произнести правильно? Губы полураскрыты, зубы разомкнуты, широкий кончик языка поднят вверх к бугоркам за зубами, он находится в напряжении. Спинка языка приподнята,между нею и небом свободно проходит воздух. Голосовые связки вибрируют, воздушная струя мощная, попадает на кончик языка и колеблет его, поэтому и получается такой интересный звук.
Ребята, посмотрите на экран. Что изображено на нем. Буква рэ. А чем же отличаются буквы от звуков. Буквы мы видим, пишем и читаем. А звуки мы говорим и слышим. И так ребята. Буква рэ, звук р, рь.
Артикуляция звука
4. Закрепление звука изолированно и в слогах:
Давайте попробуем вместе произнести РЬРЬРЬРЬ.
РЯ_РЯ_РЯ, РЕ_РЕ_РЕ.
Давайте вы назовете столько слогов РЯ,сколько красных кружочков,а РЕ Столько, сколько зеленых кружочков
Развитие высоты и силы голоса:
А давайте мы с вами поиграем в нашу лесенку.
Вверх идем ря-спускаемся ре. ПОВТОРИТЬ ДВА РАЗА,2 р. Дети сами
Ребята, печкин предлагает поиграть в игру» Договори слово». Поиграем?
3. Закрепление в словах. Игра»Договори словечко»
Мне мигает светофор, Знает он,что я (шофер)
Победит огонь коварный тот, кого зовут (пожарный)
Знает точно детвора, Кормят вкусно (Повара)
Знает каждый в доме житель Этот дом возвел (строитель)
Мне поставила вчера Пять уколов (мед. сестра)
Не решит больной задач, всех больных полечит (врач)
устали, отдохнем?
4. Физминутка(2мин
Я – шофер, помыл машину
Сел за руль, расправил спину.
Загудел мотор и шины
Зашуршали у машины.
Мы отважные пилоты
Водим в небе самолеты
Над родной землей летаем
Обгоняя птичьи стаи.
Хоть взлетаем высоко
Приземляемся легко. (преседают)
5. Закрепление звука в предложении(2 мин) :
Следующее задание
Нужно помочь Печкину правильно составить предложение.
Игра «Зашифрованное предложение»
Обед приготовил повара.
Клиент подстриг парикмахера.
Пожар потушил пожарного.
Картина нарисовала художника. Молодцы.
Расшифровали. Справились.
А теперь подойдите все ко мне. Разделитесь на 2 команды. Печкин прислал в письме нам картинки. Игра»Угадай профессию»
-Каска, шланг, вода
-Руль, колеса, дорога
-Корабль, тельняшка, море
-Топор, пила,гвозди
-небо, самолет, аэрадром
-Печать, ручка, головной убор юриста
КАЖДЫЙ ПО ОДНОМУ БЕРЕТ КАРТИНКИ В РУКИ, ОТГАДЫВАЕТ, А ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ГОВОРЯТ УГАДАЛ,ИЛИ НЕТ,
А вы задумывались над тем кем бы вы хотели стать?
8. Закрепление звука в тексте(2 мин) А скажите, все профессии нужны? Может среди них есть ненужные?А вы решили кем хотите стать? А сейчас закройте глаза и представьте, кем бы вы хотели стать.
Строитель
нам построит дом,
И мы в нем
дружно заживем.
Костюм
нарядный, выходной,
Искусно
нам сошьет портной.
Даст книги
нам библиотекарь,
Хлеб
испечет в пекарне пекарь,
Учитель
выучит всему –
Научит
грамоте, письму.
Письмо
доставит почтальон,
А повар
сварит нам бульон.
Я думаю,
ты подрастешь
И дело по
душе найдешь!
Ну что решили кем будете? Ну у вас есть на это еще много времени.
III. Заключительная часть (5мин.)
А с заданиями мы справились?Со всеми?Смогли ли мы ему помочь? Ребята,давайте мы Печкину отправим наше видеописьмо. Ответим с какими заданиями справились,что нового узнали,с какими было трудно,с какими легко.
Помните мы отгадывали загадки,а какие профессии были в загадках,что общего в названиях прозвучало (РЬ) .Как вы думаете, научится Печкин произносить звук Рь? Поможет ему наше письмо ответить на все его вопросы?