Суходолова Марина Сергеевна
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с народными сказками
▼ Скачать + Заказать документы
1слайд
Уважаемые коллеги вашему вниманию предоставляется опыт работы на тему «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление народных сказок».
2слайд
Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.
Публикация «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с народными сказками» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- Темочки
Детские сказки расширяют словарный запас ребенка, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формировании личности ребёнка.
3слайд
Современный ребёнок мало времени проводит в обществе взрослых, всё больше у телевизора или за компьютером, редко слышит рассказы и сказки из уст родителей; Исчезло традиционное общение с книгой - семейное чтение с дальнейшим рассматриванием иллюстраций, обсуждением их, ответами на вопросы по содержанию сказки, исчезло стремление взрослых заинтересовать детей художественными произведениями.
4 слайд
Поэтому целью моей работы является:
Цель: создать условие для развития речи детей дошкольного возраста по средствам обучения их импровизации по содержанию знакомых сказок и их драматизации.
Задачи:
1. Формировать правильный темп речи, интонационную выразительность, грамматический строй и связную речь (развитие диалогической речи и речевого общения).
2. Обогащать, закреплять и активизировать словарь детей.
3. Пополнять театральный уголок группы новыми атрибутами для инсценировки и драматизации небольших отрывков из народных сказок.
4. Способствовать формированию интереса к сказкам.
5слайд
Для решения поставленных задач мною были изготовлены словесно-дидактические игры: «Из какой я сказки?», «Кого не хватает?»
«Найди красивые слова» (сказочные, грустные, «Хорошо ли ты знаешь сказки?»
6слайд
Для развития звуковой культуры речи я использую игровые упражнения (с усложнением по возрастам) : «Угадай, кто, как кричит», «Что делает бабушка», «Домик – теремок», «Колобок», «Рифмочки-рифмушки», «Большой, средний, маленький», «Внимательные ушки», «Угадай сказочного героя» и другие.
7слайд
Для развития грамматического строя я использую игровые упражнения: «Узнай героя сказки по описанию», «Не называя его, скажи о нём», «Слова – друзья», «Как бы ты ещё сказал», «Слова-спорщики», «Загадки», «Заветные слова», «Подбери фразу по смыслу», «Чьи следы» и др.
Развитие связной речи дошкольного возраста использую такие упражнения. : «Чудесный мешочек», «Расскажи сказку», «Придумай сказку», «Придумай новый конец» и другие
8 слайд
Развитие связной речи в повседневной деятельности детей с использованием сказок должно занимать одно из центральных мест. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи. Поэтому в группе оформлен театральный уголок, где находятся разнообразные виды театров, где дети любят играть в театрализованные игры.
9слайд
В работе с детьми использую в качестве дидактического материал мнемотаблицы, как цветные, так и черно-белые.
Для детей младшего и среднего возраста использую цветные, так как у детей в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая, цыплята – желтого цвета. Мнемотаблицы многофункциональные, я могу вносить персонажи сказок, атрибуты сказочных героев, некоторые действия героев сказки.
10слайд
Огромную роль в моей работе играет сотрудничество с родителями, на основе диалога взаимного доверия и понимания. Это все способствует развитию личности ребенка и является важнейшим условием успешной работы по развитию речи детей. Я подготовила консультации: «Такие разные сказки», «В сказке сила». В помощь родителям создала картотеку сказок по возрастам, которую родители могли брать домой. С целью активного вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс родителям предлагались совместные творческие задания с детьми по сочинению и оформлению книги сказок, проводились конкурсы «Лучшая обложка для сказки», «Семейная сказка»; Участие в создании декораций к детским спектаклям, изготовление атрибутов к сказкам.
11-12слайд
Работу по сказкам педагоги проводят во всех возвратных группах, и поэтому мыс удовольствием делимся опытом. Разработала консультации на тему: «Использование метода мнемотехники в обучении пересказу сказок детей дошкольного возраста», «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка». Был проведен семинар-практикум на тему: «Нетрадиционные формы работы со сказкой». В помощь педагогам оформила картотеку сказок по возрастам. Проводились открытые занятия на тему: «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка».
13слайд
В работе я опиралась на опыт таких педагогов: А. В. Запорожец, Ф. А. Сохин, Е. А. Флерина. Их идеи и данные исследований их учеников и единомышленников (Н. Н. Поддьякова, О. С. Ушаковой, Е. Е. Кравцовой, В. Т. Кудрявцева и др.) о детском творчестве положены в основу многих методик развития речи детей; К. И. Чуковский подчеркивал творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку, которые выявляются особенно ярко именно в процессе словотворчества; В исследованиях отечественных ученых Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, а также педагогов Н. П. Сакулиной, Е. А. Флериной и других подчеркивается, что дошкольный возраст - период активного творческого развития личности ребенка в целом, когда развиваются и совершенствуются все психические процессы (восприятие, мышление, воображение, становятся произвольными внимание, память, формируется связная речь. А также использовала литературу перечислению на слайде.
14слайд
В результате на конец года дети стали самостоятельно строить речевое высказывание при пересказе знакомых художественных произведений и сочинении собственных историй; свободно пользоваться интонациями; без затруднений строить краткое сообщение, грамматически правильно его оформлять; расширился словарный запас различными средствами языковой выразительности; у детей повысился интерес к художественным произведениям; сформировалось умение излагать сказку связно, последовательно, логично передавая в пересказе основные моменты сказочного произведения как с опорой на наглядную модель, так и по памяти.
15слайд
В дальнейшем планирую продолжить свою работу по созданию картотек игровых упражнений, направленных на развитие всех компонентов речи и речевого творчества дошкольников посредством использования материала сказок; картотека пальчиковых игр, физкультминуток, загадок, чистоговорок сказочного содержания ; оформить подбор присказок, пословиц, имеющих смысловую взаимосвязь с содержанием различных сказок; • разработать и апробировать серию конспектов непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в процессе ознакомления со сказками для разных возрастных групп; а также повышать свой уровень развития по данной теме через изучения опытов работы известных ученых и педагогов. Продолжать тесное сотрудничество с родителями. Оформить для родителей папку-передвижку на тему: «Использования разнообразных форм работ со сказкой в кругу семьи».