Наталья Лапшина
Развитие монологической связной речи детей дошкольного возраста посредством пересказа художественных произведений (отчет)
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формировании личности. Связная речь –высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Исходя из вышесказанного, считаю выбранную мною тему актуальной. Нужно, чтобы дети могли общаться друг с другом,взрослыми,могли правильно произносить слова,строить предложения, высказывать свои мысли. Поэтому выбрав эту тему, была поставлена цель: Научить детей выражать свои мысли,свободно пользоваться разговорной (диалогической) и монологической речью, воспитывать звуковую культуру речи, используя различные методы и формы работы.
Публикация «Развитие монологической связной речи детей дошкольного возраста посредством пересказа художественных произведений (отчет)» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Для достижения поставленной цели намечены следующие задачи:
-Развивать монологическую форму речи;
-Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
-Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;
-Развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
-Развивать умение эмоционально воспринимать художественные произведения (при этом использовать весь комплекс средств интонационной, лексической и синтетической выразительности) .
- Развивать уверенность в себе и социальные навыки поведения, создавать творческую атмосферу, психологический комфорт, эмоциональный подъём, акцентировать внимание на развитие всех видов памяти, фантазии воображения, художественно-речевого, игрового, сценического творчества.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
• анализ программно-методических материалов;
• определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;
• создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;
• выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;
• приобщение родителей к совместным мероприятиям.
Изучив литературу по теме, и рассмотрев такие понятия как речь, виды связной речи, особенности и проблемы в развитии связной монологической речи у детей младшего школьного возраста я подобрала на мой взгляд самые эффективные методы и интересные для детей дошкольного возраста формы работы : -Дидактические игры;
-Театрализованная деятельность;
-Обучения этикету;
-Создания самодельной книги с детьми;
В начале года многие ребята могли произносить двух-трех сложные предложения. Диалогическая и монологическая речь многим детям была не доступна. Занятия и проводимые мероприятия дали положительную динамику в развитии связной речи детей. Они стали свободно общаться друг с другом и со взрослыми, знают стихотворения, умеют разгадывать загадки. Свободно, для своего возраста, выражают свои мысли, отвечают на довольно сложные вопросы. С помощью взрослого составляют рассказ по картине или игрушке. С удовольствием слушают художественную литературу, отвечают на вопросы по тексту, некоторые дети (Городенко Семен,Мозолев Ярослав, Быковская Маша, Цырендашиев Буянто) могут передать основную мысль текста, пересказывают знакомые сказки. С огромным удовольствия дети принимали участие в инсценировании русских народных сказок: «Репка», «Три медведя», «Теремок», «Коза-дереза».
Использование игр-драматизаций, привело к следующим результатам:
-Стал значительно повышаться интерес к рассказыванию сказок.
-Дети стали четче проговаривать свои роли, пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
-Многих снята зажатость и скованность.
Посредством дидактических игр, мы активировали и обогащали словарный запас детей. С большим интересом дети играли в такие игры: «Кто лишний»- на знание знакомых сказок, «Кто как говорит»- на тренировку четкого произношения звуков, «Кого не стало»-на развитие внимание и памяти,«Измени голос»-учить подражать голосам героев,«Скажи словечко», «Назови ласково»-учить описывать своего героя.
Развитие речи через обучение детей этикету, шла следующим образом. Обыгрывались разнообразные ситуации диалогического общения, при обучении правилам разговора по телефону предлагались задания: «пригласи друга на день рождение», «узнать у бабушки как она себя чувствует» и т. д.
Также, предлагались упражнения, с целью развития умения отстаивать свое мнение, обосновывать свое утверждение: «объясни маме, почему ты нарушил договор с ней и не убрал игрушки на свое место», «договорись с дедушкой о прогулке в парк», «обсуди с папой, какой подарок вы можете сделать на день рождение маме и т. д.»
У детей вызвало большой интерес и гордость в изобретении самодельной книги «Мои первые впечатления от создания творческой работы». Ребята учились высказываться и делиться впечатлениями,что играет немаловажную роль в развитии монологической речи.
На протяжении всего года велась работа с родителями. Они совместно с детьми принимали участие в сборе фотоматериала о летнем отдыхе детей,изготавливали своими руками дидактические игры, вели записи детских рассказов, лучшие, из которых мы поместили в свою книгу.
Таким образом, сотрудничая с родителями, мы достигли следующих результатов по развитию монологической речи у детей :
Многие дети овладели умениями:
- выразительной речи;
• передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;
• проявлять интерес, желание к театральному искусству;
• передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;
• взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;
• умение последовательно высказывать свои мысли;
• умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
• выразительно читать заученный стихотворный текст;
• умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией;
• умение владеть правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.