Венера Багирова
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством обучения рассказыванию
▼ Скачать + Заказать документы
В 2014– 2015 учебном году я работала углубленно над темой «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через обучения рассказыванию»
Цель: Повышение своего профессионального уровня в работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию связной речи.
-Свободно пользоваться лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и при составлении любого типа высказывания;
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
-использовать в речи сложные предложения разных видов;
-самостоятельно, выразительно, последовательно без повторов передавать содержание литературных произведений, использовать в пересказе, выразительные средства, характерные для произведений ;
-составлять рассказ о предмете (по плану, по картине, по серии сюжетных картинок;
-составлять небольшие рассказы из личного опыта и сказки;
-во время пересказа улавливать и выделять главную мысль.
Задачи:
1. Изучение методической литературы по теме.
2. Составить перспективный план работы с детьми и родителями.
3. Изготовить дидактические пособия для работы с детьми.
4. Учить детей составлять творческие рассказы с опорой на картинки и без них.
5. Формировать элементарные знания о теме высказывания, расположение его структурных частей.
6. Учить детей рассказыванию по серии сюжетных картин.
7. Развивать умение использовать разнообразные средства связи в описательных и повествовательных текстах.
8. Вопитывать у детей умение использовать разнообразные языковые средства, а своей речи и в словесном творчестве.
9. Развивать умение составлять текст коллективно, слушать и слышать друг друга
Обучение творческому рассказыванию сложный этап работы по формированию связной монологической речи. В своей работе я использовала следующие виды творческих рассказов :
1. Придумывание продолжения и завершения рассказа начатого воспитателем. Используемые приёмы - речевой образец, прием совместных действий.
2. Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя. В процессе обучения я использовала вопросы, предлагаемые в виде плана к рассказу.
3. Придумывание рассказа или сказки на тему, предложенную воспитателем без плана. Темы: «Как заяц в лесу гулял», «Смелый заяц» и т. д. Дети составляют рассказы с опорой лишь на тему. Применяла такой прием, как указание: «продумать начало рассказа», «обязательно рассказать о том или ином», «получше обдумать, как закончить рассказ»
4. Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему. Детские рассказы я оформляла таким образом, чтобы с ними можно было проводить повторную работу. Давала домашнее задание, где дети совместно с родителями составляли рассказы, как на заданные темы, так и на выбранные самостоятельно, с применением фотографий. Есть в группе альбом с фотографиями «Моя семья», дидактический материал «Опорные картинки», которые помогают детям в составлении рассказов.
При обучению детей составлению рассказов по сюжетной картинке учила детей не только видеть то, что изображено на картине, но и воображать предыдущие события. Помогаю слабым детям наводящими вопросами. При обучении детей использовала такой прием, как составлении коллективного рассказа различными способами: Я начинаю, заканчивают дети; начинает один ребенок, продолжает другой ; один ребенок придумывает, что происходило с героями раньше, другой излагает события, изображенные на картинке, третий придумывает последующие действия, поступки и приключения героев.
В рассказывании по серии сюжетных картин дети составляют текст коллективно – командами. Распределяя детей для рассказывания по первой, второй или последней картинке, мы развиваем представления о композиции рассказа.
И я, и родители поняли, что работа по теме «Развитие связной речи, через обучения рассказыванию» велась не напрасно, рассказы составленные детьми приятно слушать как сверстникам, так и взрослым. Благодаря целенаправленной и систематической работе наблюдается положительная динамика в речевом развитии детей и я очень надеюсь, что мои дошкольники, будущие выпускники, свободно будут вступать в диалог со взрослыми и сверстниками.