Папки-передвижки

Конспект занятия «Глухой согласный звук [Ч]. Буква Ч»

Озипа Бахтакалиевна
Конспект занятия «Глухой согласный звук [Ч]. Буква Ч»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательные области: Речевое,познавательное художественно-эстетическое социально-коммуникативное,физическое развитие.

Цель: Познакомить детей с глухим согласным звуком [ч],буквой Ч

Задачи: Упражнять детей в умении выделять звук [ч] ,характеризовать его,определять место звука в трёх позициях, (в начале. в середине, в конце слова).

Сформировать понятие о букве Ч, о значимости буквы в слове.

Публикация «Конспект занятия „Глухой согласный звук [Ч], Буква Ч“» размещена в разделах

Совершенствовать речевой аппарат детей.

Расширять кругозор, словарный запас детей, тренировать память, дикцию, интонацию.

Развивать слуховое,фонематическое,зрительное восприятие.

Развивать навыки чтения, коммуникативные способности на основе общения, интеллектуальные и творческие.

Воспитывать умение работать в определённом темпе

Создавать условия для чтения без утомления и перенапряжения

Использовать игровые ситуации, словесные игры, динамическую паузу

Предварительная работа Чтение Дж. Родари «Приключения Чипполино»

Оборудование и материал

Ноутбук, мультимедийный проектор. Письмо от Деда Буквоеда, магнитная доска,буквы большого формата, слоговая таблица, сигнальные карточки, карточки со словами –описаниями Чучелки; предметные картинки, сундучок с куклой Чучелкой и угощением для детей -чудо сюрприз

Буквы из разрезной азбуки, схемы слов, «светофорчики», карандаши зелёного цвета (для каждого ребёнка)

1. Введение в тему.

Ребята, сегодня я нашла письмо от Деда Буквоеда.

В письме Дед Буквоед сообщает плохую весть. Чучелка похитила новую букву, с которой мы должны были познакомиться. Нам надо её найти. Для этого мы должны угадать, что это за буква. Если по картинке ответите на вопросы, то узнаете, что это за буква.

-Что вы видите на картинке? (человека, часы)

- Что делает человек? (чинит часы)

- Как назвать человека, который чинит часы? (часовщик)

- Где работает часовщик? (в часовой мастерской)

А теперь послушайте слова: часы, человек, чинит, часовщик часовая

-Какой звук чаще других повторяется в этих словах?

-Правильно,звук [ч], который на письме обозначается буквой Ч.

-Значит. какую мы должны найти букву? Ч

А чтобы найти эту букву,мы сначала поближе познакомимся

со звуком [ч].

Для этого нужно нам размять свой язычок

2. Артикуляционная гимнастика

-Послушайте скороговорку:

«Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас»

-Назовите слова в ней со звуком [ч]

Прочтем скороговорку все вместе медленно, чётко выговаривая

звук [ч], выделяя его голосом.

(Чтение скороговорки индивидуально в убыстрённом темпе).

3. Характеристика звука.

Когда мы произносим звук [ч], кончик язычка стукает по «бугоркам» за верхними зубами.

Давайте, ребята,произносём вместе этот звук [ч-ч-ч]

-Какой это звук, гласный или согласный?

-Почему? (звук [ч] согласный произносится при помощи язычка, его нельзя пропеть, воздуху есть преграда)

-А еще этот звук особенный, он всегда мягкий. Поэтому мы обозначим его зеленой карточкой.

- А сейчас послушаем, какой еще это звук, звонкий или глухой. Приложите ладошку к горлышку и произнесите звук (ч-ч-ч)

- Что вы чувствуете? (звук [ч] произносится без голоса, он глухой)

-Какой карточкой мы обозначим в этом случае звук ч?

Поэтому мы обозначим его карточкой, на которой изображение колокольчика перечеркнуто жирной линией, потому что голосок наш спит, а не звенит, как колокольчик, когда мы произносим звук [ч].

Итак, Арина, посмотри еще раз на карточки и скажи, какой звук [ч]?

Правильно, звук [ч] – глухой, согласный, мягкий.

Теперь,ребята, мы знаем,какой характер у звука ч,а значит, сумеем найти и букву…Ч, тем более, что Дед Буквоед отправил к нам своих помощников.

4. Определение места звука в слове.

Дед Буквоед отправил нам своих помощников. И вот мы видим первого из них. Кто это?

Правильно, это Дюймовочка. (слайд1).

Дюймовочка покажет нам дорогу, если мы выполним её задание

Есть ли звук (ч) в её имени, где стоит?

Дюймовочка принесла вам картинки

Вам нужно взять картинку в названии которой есть звук [ч],сесть за стол, взять схему слова и закрасить кирпичик на ней, который соответствует месту звука в вашем слове. (Выполнение задания детьми)

-У кого звук [ч] стоит в начале слова? (в середине, в конце слова)

Назовите слово, выделяя звук [ч] голосом

Так, где же может стоять звук[ч] в слове? (вначале, в середине, в конце слова).

Молодцы, справились с заданием.

И Дюймовочка отправляет нас к следующему герою. Этот герой «Чебурашка» (слайд 2).

А в его имени есть звук (ч?

Где он стоит? (ответы детей)

5. Звуковой и слоговый анализ слова.

И Чебурашка приготовил нам задание Вам нужно выложить звуковую схему слова. Это слово вы узнаете, если отгадаете загадку. Послушайте

«Мы день не спим,

Мы ночь не спим,

И день и ночь –

Стучим, стучим. Что это?»

Правильно, часы. Возьмите светофорчики и выложите звуковую схему этого слова.

А сейчас проверим, все ли правильно выполнили это задание. Ксюша, выложи схему слово-часы на магнитной доске

-Почему ты поставила первым зелёный кружок? А вторым- красный?

(первым стоит мягкий согласный звук, который обозначается зелёным кружком,а вторым стоит гласный звук [а] -который обозначается красным кружком. А почему третьим ты поставила -синий кружок?, а четвёртым-красный?

(потому что третий-это твёрдый согласный звук [с] ,который обозначается синим кружком, а четвёртый-гласный звук [ы], который обозначается красным кружком)

Ребята, проверьте у всех ли так выполнено задание?

А сейчас скажите, а сколько слогов в слове часы?

Прохлопайте это слово.

Молодцы! И с этим заданием справились

Как говорят: «Всему своё время» «Было –делу время, а теперь –потехе час»

6. Физминутка «Часы».

Тик-так, тик-так

В доме кто умеет так? Наклоны туловища

Это маятник в часах, вправо-влево.

Отбивает каждый такт.

А в часах сидит кукушка, Скрещенные руки над головой

У нее своя избушка.

Прокукует птичка время Приседания

Снова спрячется за дверью.

Стрелки движутся по кругу Вращение туловища вправо

Не касаются друг друга Ходьба по кругу и назад

Повернемся мы с тобой

Против стрелки часовой.

А часы идут, идут Ходьба на месте

Иногда вдруг отстают Замедленная ходьба

А бывает, что спешат

Словно убежать хотят Бег на месте

Если их не заведут

То они совсем встают.

7. Работа с разрезной азбукой

Ребята, Чебурашка говорит, что только один отважный сказочный герой знает, где чучелка спрятала букву Ч.

И это самый близкий друг Чучелки… Чипполино (слайд 3).

Но и у Чипполино тоже есть своё задание

Чипполино и Чучелка – друзья. Чипполино знает много хороших и красивых слов про Чучелку.

Я сейчас буду называть эти слова, а вы по первым звукам этих слов выложите слово из букв разрезной азбуки и тогда вы угадаете, где Чучелка спрятала букву Ч (Один ребёнок выкладывает у доски)

Послушайте эти слова: смешная, упрямая, необычная, добрая, удивительная, чудесная, обворожительная, красивая.

(По первым звукам этих слов дети выкладывают из букв разрезной азбуки слово и читают слово без буквы Ч её нет поэтому и надо её найти

- Какое слово у нас получилось?

(Сундуок)

-Есть такое слово в русском языке (нет)

-Кто догадался какое слово нам хотел подсказать Чипполино (сундучок)

-Какую букву мы должны найти?

-Где её Чучелка спрятала, кто догадался? (в сундучке)

«Сундучок, сундучок покрутись, повернись и всем нам покажись»

Нашёлся сундучок и Чучелка здесь.

Посмотрите, какая она (ответы детей)

А ещё ты,чучелка, озорная.

- Чучелка, ты зачем букву похитила?

(Я просто хотела поиграть с ребятами, чтобы у меня была своя буква Ч, ведь в моем имени их … сколько? Да, целых две,а я даже ничего не знаю про свою любимую букву Ч.)

Ребята, прочтите слово,которое вы составили без буквы Ч. (Сундучок)

Чучелка: Ой, как некрасиво получилось! Простите меня, ребята. Возьмите букву Ч обратно.

(Каждый ребёнок получает букву Ч и вставляет в слово -сундучок)

Прочтите, что получилось (сундучок)

Молодец, Чучелка, хорошее, доброе и полезное дело сделала

8. Знакомство с буквой

- Ребята, а пусть Чучелка у нас останется и узнает побольше про свою любимую букву Ч.

- Ребята, кто расскажет Чучелке, чем звук отличается от буквы? (ответы детей) звуки мы произносим и слышим, а буквы видим, читаем и пишем.

- Посмотрите, вот буква Ч. На что она похожа? (ответы детей на крючок, на вешалку)

Ч – вы правильно решили, пишут так же, как «4».

Только с цифрами, друзья,

Путать буквы нам нельзя.

- Из каких элементов она состоит?

(Из двух вертикальных палочек и одной горизонтальной)

Все сказочные герои : Дюймовочка, Чебурашка,Чипполино хотят убедится, как вы ребята запомнили букву Ч и приготовили для вас слоговую таблицу

Вам нужно прочесть слоги и составлять из них слова и Чучелку поучить читать

На доске нарисована слоговая таблица.

(Выполнение задания детьми)

ЧА ХО МЫ

ЛО СЫ СО

ЧИ ДА У

темп регулирую

указкой

( Слова: часы, Сочи, удача, дача, сода, усы, учи, холода, сомы, дамы.)

Молодцы! Вы отлично справились с заданием.

9. Итог

-С каким звуком вы сегодня познакомились?

- Какой это звук? (глухой, согласный, мягкий)

-Какой буквой он обозначается на письме?

-На что похожа буква Ч?

- Назовите слова со звуком [ч].

- Чучелка, тебе понравилось у нас? Тогда оставайся у нас, а мы с ребятами хотим тебе подарить букву Ч, чтобы у тебя была своя буква.

И у Чучелки для вас, ребята, есть сладкий сюрприз, в его названии тоже есть звук [ч], угадайте, что это? (Чупа-чупсы)

Чупа-чупсы в сундучке: помогите Чучелке открыть его, скажите волшебные слова: «Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок».

Чучелка угощает детей.

- Ребята, вы сегодня старались, внимательно слушали, хорошо отвечали, все были молодцы!

Публикации по теме:

Фронтальное логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР «Согласный звук» «Согласный звук». Цель: Формирование целостного представления о согласных звуках. Задачи: 1. Развивать фонематический слух. 2. Учить различать.

Конспект группового логопедического занятия на тему: «Мягкий согласный звук [ч]» (2-е занятие по теме) Цель: продолжение знакомства со звуком и буквой Ч. Задачи: Коррекционно-образовательные: учить правильно произносить звук Ч, совершенствовать.

Конспект образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте «Звук [о], буква о» Тема: Звук [о], буква «о». Цели: познакомить с творчеством В. Бианки, закреплять знания детей об осени, закрепить навык четкого произношения.

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Согласный звук [М], [М’] буква М» Цели: Обобщение и уточнение знаний о букве М и звуке М (МЬ). Совершенствовать навыки звукового и слогового анализа. Дифференциация гласных.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Согласный звук [Ж]» Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе. Тема. Согласный звук «Ж», буква «Ж». Образовательная область: «Речевое развитие».

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ж]. Буква Ж. Прописная буква в географических названиях» Цели занятий: познакомить детей с буквой Ж, научить уз- навать букву зрительно, читать с ней слоги и слова; дать представление о правиле.

Занятие по обучению грамоте «Согласный звук [Ж]; буквы «Ж, ж» Конспект Цель: Познакомить детей с звуком [Ж] ; буквами «Ж,ж».Учить читать слова с этой буквой, делить слова на слоги, выделять ударный.

Тема: «Звук Л — Л’. Буква Л». «На лесной полянке» Коррекционно-развивающие задачи. 1. Сравнение, различение и правильное произношение звуков Л - Л' в речи. 2. Звуковой анализ и синтез слов.

Урок обучения грамоте в 1 классе школы VIII вида «Звук [Ч] и буква Ч, ч» ОГКОУ «Фурмановская школа VIII вида» Открытый урок обучения грамоте Тема: «Звук и буква «Чч». Чтение слов и предложений». Подготовила.

Конспект занятия «Звук [У] и буква У» Тема: «Звук и буква У». Программное содержание. Коррекционно-образовательные задачи: закрепить знания детей о понятиях «звук», «буква»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Глухой согласный звук [Ч]. Буква Ч»
Опубликовано: 5 декабря 2015 в 20:33
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Глухой согласный звук [Ч]. Буква Ч»» (включая файлы) размещена пользователем Озипа Бахтакалиевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД