Озипа Бахтакалиевна
Конспект занятия «Глухой согласный звук [Ч]. Буква Ч»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области: Речевое,познавательное художественно-эстетическое социально-коммуникативное,физическое развитие.
Цель: Познакомить детей с глухим согласным звуком [ч],буквой Ч
Задачи: Упражнять детей в умении выделять звук [ч] ,характеризовать его,определять место звука в трёх позициях, (в начале. в середине, в конце слова).
Сформировать понятие о букве Ч, о значимости буквы в слове.
Публикация «Конспект занятия „Глухой согласный звук [Ч], Буква Ч“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
Совершенствовать речевой аппарат детей.
Расширять кругозор, словарный запас детей, тренировать память, дикцию, интонацию.
Развивать слуховое,фонематическое,зрительное восприятие.
Развивать навыки чтения, коммуникативные способности на основе общения, интеллектуальные и творческие.
Воспитывать умение работать в определённом темпе
Создавать условия для чтения без утомления и перенапряжения
Использовать игровые ситуации, словесные игры, динамическую паузу
Предварительная работа Чтение Дж. Родари «Приключения Чипполино»
Оборудование и материал
Ноутбук, мультимедийный проектор. Письмо от Деда Буквоеда, магнитная доска,буквы большого формата, слоговая таблица, сигнальные карточки, карточки со словами –описаниями Чучелки; предметные картинки, сундучок с куклой Чучелкой и угощением для детей -чудо сюрприз
Буквы из разрезной азбуки, схемы слов, «светофорчики», карандаши зелёного цвета (для каждого ребёнка)
1. Введение в тему.
Ребята, сегодня я нашла письмо от Деда Буквоеда.
В письме Дед Буквоед сообщает плохую весть. Чучелка похитила новую букву, с которой мы должны были познакомиться. Нам надо её найти. Для этого мы должны угадать, что это за буква. Если по картинке ответите на вопросы, то узнаете, что это за буква.
-Что вы видите на картинке? (человека, часы)
- Что делает человек? (чинит часы)
- Как назвать человека, который чинит часы? (часовщик)
- Где работает часовщик? (в часовой мастерской)
А теперь послушайте слова: часы, человек, чинит, часовщик часовая
-Какой звук чаще других повторяется в этих словах?
-Правильно,звук [ч], который на письме обозначается буквой Ч.
-Значит. какую мы должны найти букву? Ч
А чтобы найти эту букву,мы сначала поближе познакомимся
со звуком [ч].
Для этого нужно нам размять свой язычок
2. Артикуляционная гимнастика
-Послушайте скороговорку:
«Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас»
-Назовите слова в ней со звуком [ч]
Прочтем скороговорку все вместе медленно, чётко выговаривая
звук [ч], выделяя его голосом.
(Чтение скороговорки индивидуально в убыстрённом темпе).
3. Характеристика звука.
Когда мы произносим звук [ч], кончик язычка стукает по «бугоркам» за верхними зубами.
Давайте, ребята,произносём вместе этот звук [ч-ч-ч]
-Какой это звук, гласный или согласный?
-Почему? (звук [ч] согласный произносится при помощи язычка, его нельзя пропеть, воздуху есть преграда)
-А еще этот звук особенный, он всегда мягкий. Поэтому мы обозначим его зеленой карточкой.
- А сейчас послушаем, какой еще это звук, звонкий или глухой. Приложите ладошку к горлышку и произнесите звук (ч-ч-ч)
- Что вы чувствуете? (звук [ч] произносится без голоса, он глухой)
-Какой карточкой мы обозначим в этом случае звук ч?
Поэтому мы обозначим его карточкой, на которой изображение колокольчика перечеркнуто жирной линией, потому что голосок наш спит, а не звенит, как колокольчик, когда мы произносим звук [ч].
Итак, Арина, посмотри еще раз на карточки и скажи, какой звук [ч]?
Правильно, звук [ч] – глухой, согласный, мягкий.
Теперь,ребята, мы знаем,какой характер у звука ч,а значит, сумеем найти и букву…Ч, тем более, что Дед Буквоед отправил к нам своих помощников.
4. Определение места звука в слове.
Дед Буквоед отправил нам своих помощников. И вот мы видим первого из них. Кто это?
Правильно, это Дюймовочка. (слайд1).
Дюймовочка покажет нам дорогу, если мы выполним её задание
Есть ли звук (ч) в её имени, где стоит?
Дюймовочка принесла вам картинки
Вам нужно взять картинку в названии которой есть звук [ч],сесть за стол, взять схему слова и закрасить кирпичик на ней, который соответствует месту звука в вашем слове. (Выполнение задания детьми)
-У кого звук [ч] стоит в начале слова? (в середине, в конце слова)
Назовите слово, выделяя звук [ч] голосом
Так, где же может стоять звук[ч] в слове? (вначале, в середине, в конце слова).
Молодцы, справились с заданием.
И Дюймовочка отправляет нас к следующему герою. Этот герой «Чебурашка» (слайд 2).
А в его имени есть звук (ч?
Где он стоит? (ответы детей)
5. Звуковой и слоговый анализ слова.
И Чебурашка приготовил нам задание Вам нужно выложить звуковую схему слова. Это слово вы узнаете, если отгадаете загадку. Послушайте
«Мы день не спим,
Мы ночь не спим,
И день и ночь –
Стучим, стучим. Что это?»
Правильно, часы. Возьмите светофорчики и выложите звуковую схему этого слова.
А сейчас проверим, все ли правильно выполнили это задание. Ксюша, выложи схему слово-часы на магнитной доске
-Почему ты поставила первым зелёный кружок? А вторым- красный?
(первым стоит мягкий согласный звук, который обозначается зелёным кружком,а вторым стоит гласный звук [а] -который обозначается красным кружком. А почему третьим ты поставила -синий кружок?, а четвёртым-красный?
(потому что третий-это твёрдый согласный звук [с] ,который обозначается синим кружком, а четвёртый-гласный звук [ы], который обозначается красным кружком)
Ребята, проверьте у всех ли так выполнено задание?
А сейчас скажите, а сколько слогов в слове часы?
Прохлопайте это слово.
Молодцы! И с этим заданием справились
Как говорят: «Всему своё время» «Было –делу время, а теперь –потехе час»
6. Физминутка «Часы».
Тик-так, тик-так
В доме кто умеет так? Наклоны туловища
Это маятник в часах, вправо-влево.
Отбивает каждый такт.
А в часах сидит кукушка, Скрещенные руки над головой
У нее своя избушка.
Прокукует птичка время Приседания
Снова спрячется за дверью.
Стрелки движутся по кругу Вращение туловища вправо
Не касаются друг друга Ходьба по кругу и назад
Повернемся мы с тобой
Против стрелки часовой.
А часы идут, идут Ходьба на месте
Иногда вдруг отстают Замедленная ходьба
А бывает, что спешат
Словно убежать хотят Бег на месте
Если их не заведут
То они совсем встают.
7. Работа с разрезной азбукой
Ребята, Чебурашка говорит, что только один отважный сказочный герой знает, где чучелка спрятала букву Ч.
И это самый близкий друг Чучелки… Чипполино (слайд 3).
Но и у Чипполино тоже есть своё задание
Чипполино и Чучелка – друзья. Чипполино знает много хороших и красивых слов про Чучелку.
Я сейчас буду называть эти слова, а вы по первым звукам этих слов выложите слово из букв разрезной азбуки и тогда вы угадаете, где Чучелка спрятала букву Ч (Один ребёнок выкладывает у доски)
Послушайте эти слова: смешная, упрямая, необычная, добрая, удивительная, чудесная, обворожительная, красивая.
(По первым звукам этих слов дети выкладывают из букв разрезной азбуки слово и читают слово без буквы Ч её нет поэтому и надо её найти
- Какое слово у нас получилось?
(Сундуок)
-Есть такое слово в русском языке (нет)
-Кто догадался какое слово нам хотел подсказать Чипполино (сундучок)
-Какую букву мы должны найти?
-Где её Чучелка спрятала, кто догадался? (в сундучке)
«Сундучок, сундучок покрутись, повернись и всем нам покажись»
Нашёлся сундучок и Чучелка здесь.
Посмотрите, какая она (ответы детей)
А ещё ты,чучелка, озорная.
- Чучелка, ты зачем букву похитила?
(Я просто хотела поиграть с ребятами, чтобы у меня была своя буква Ч, ведь в моем имени их … сколько? Да, целых две,а я даже ничего не знаю про свою любимую букву Ч.)
Ребята, прочтите слово,которое вы составили без буквы Ч. (Сундучок)
Чучелка: Ой, как некрасиво получилось! Простите меня, ребята. Возьмите букву Ч обратно.
(Каждый ребёнок получает букву Ч и вставляет в слово -сундучок)
Прочтите, что получилось (сундучок)
Молодец, Чучелка, хорошее, доброе и полезное дело сделала
8. Знакомство с буквой
- Ребята, а пусть Чучелка у нас останется и узнает побольше про свою любимую букву Ч.
- Ребята, кто расскажет Чучелке, чем звук отличается от буквы? (ответы детей) звуки мы произносим и слышим, а буквы видим, читаем и пишем.
- Посмотрите, вот буква Ч. На что она похожа? (ответы детей на крючок, на вешалку)
Ч – вы правильно решили, пишут так же, как «4».
Только с цифрами, друзья,
Путать буквы нам нельзя.
- Из каких элементов она состоит?
(Из двух вертикальных палочек и одной горизонтальной)
Все сказочные герои : Дюймовочка, Чебурашка,Чипполино хотят убедится, как вы ребята запомнили букву Ч и приготовили для вас слоговую таблицу
Вам нужно прочесть слоги и составлять из них слова и Чучелку поучить читать
На доске нарисована слоговая таблица.
(Выполнение задания детьми)
ЧА ХО МЫ
ЛО СЫ СО
ЧИ ДА У
темп регулирую
указкой
( Слова: часы, Сочи, удача, дача, сода, усы, учи, холода, сомы, дамы.)
Молодцы! Вы отлично справились с заданием.
9. Итог
-С каким звуком вы сегодня познакомились?
- Какой это звук? (глухой, согласный, мягкий)
-Какой буквой он обозначается на письме?
-На что похожа буква Ч?
- Назовите слова со звуком [ч].
- Чучелка, тебе понравилось у нас? Тогда оставайся у нас, а мы с ребятами хотим тебе подарить букву Ч, чтобы у тебя была своя буква.
И у Чучелки для вас, ребята, есть сладкий сюрприз, в его названии тоже есть звук [ч], угадайте, что это? (Чупа-чупсы)
Чупа-чупсы в сундучке: помогите Чучелке открыть его, скажите волшебные слова: «Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок».
Чучелка угощает детей.
- Ребята, вы сегодня старались, внимательно слушали, хорошо отвечали, все были молодцы!