Раниса Фазлутдинова
Тема: «Звук Л — Л’. Буква Л». «На лесной полянке»
▼ Скачать
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Сравнение, различение и правильное произношение звуков Л - Л' в речи.
2. Звуковой анализ и синтез слов с опорой на звуко-слоговую схему.
3. Продолжать учить самостоятельно составлять предложения с заданным словом,
используя изученные предлоги.
4. Знакомство с буквой Л.
5. Развитие логического мышления, внимания, памяти, фонематического слуха.
Материал:
- предметные картинки на звуки Л - Л';
- символы звуков;
- схемы для звукового анализа слов;
Публикация «Тема: „Звук Л — Л’, Буква Л“, „На лесной полянке“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- карточки для определения наличия и позиции звука в слове;
- игровизоры, фломастеры, ручки, тетради;
Ход занятия.
Организационный момент.
Игра «Пирамида любви».
Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к людям, развивать коммуникативные способности.
Логопед говорит: «Каждый из нас что-то и кого-то любит, но все мы по-разному выражаем свою любовь. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы (следуют рассказы детей). А сейчас давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит, и класть поверх моей свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно?
Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида, а всё потому, что мы умеем любить сами и любимы».
1. Сравнение, различение звуков Л - Л'.
На лесной полянке жила маленькая белочка. Мама бельчиха попросила её собрать к обеду вкусные орешки. Но орешки не простые, сказала мама, а
с интересными звуками. А какие это звуки, ты догадайся сама.
На лужок пришли лисята,
Лягушата и волчата.
На зелёный на лужок
Приходи и ты, дружок.
- Какие звуки я выделила голосом? Объясним белочке что это звуки?
- Чем похожи звуки? (Они согласные, язычок создаёт преграду воздуху, звонкие т. к. горлышко работает)
- Чем они отличаются? (Звук Л – согл, твёрдый, звонкий)
- Каким цветом мы его обозначим? (синий кружок с колокольчиком)
Звук Л' – согл, мягкий, звонкий (зелёный кружок с колокольчиком)
- Чем ещё эти звуки отличаются друг от друга? (При произнесении звука
Л - язычок находится близко у верхних зубов, звук Л' – далеко)
Игра «Близко – далеко»
- На что похож звук Л? (гул большого самолёта) ЛЛЛЛ…
- на что похож звук Л'? (маленький самолётик). ЛЬЛЬЛЬ…
Игра «Большой – маленький» Большой самолё т приближается: ллллЛЛЛЛ., самолё т удаляется:ЛЛЛЛлллл…
Маленький самолё тик приближается: льльльльЛЬЛЬЛЬЛЬ, удаляетсяЛЬЛЬльль.
2. Упражнение «Цветочек»
Белочка хочет поиграть с вами. У неё в корзинке лежит цветочек с разными словами. Она предлагает определить, какой звук слышится в слове. Если вы услышите в слове твёрдый звук Л – покажите синий цветок, если мягкий звук ЛЬ – зелёный.
ёлка, лес, липа, пчела, волк, мотылёк, улитка, галка, лиса, шмель
3. Работа в альбоме.
-Соедините слова с твёрдым Л синим фломастером, с мягким Л' зелёным.
- Какие слова вы соединили синим фломастером, а какие зелёным? Почему?
улитка, ёлка, лес, лось, мотыль, дятел, волк, ласточка, галка, лиса.
4. Упражнение «Скажи наоборот»
ла – ля, ло – лё, лу -, лы -, ал – аль, ол – оль, ул – уль, оль-ол, уль-ул 5. Упражнение «Превращалки»
лук – люк угол – уголь пыл -, дал -, мел -, ел -, полка -,
галка -, лысый -, был -, мол - …
6. Дифференциация звуков в словах.
- Теперь мне понятно, какие орешки мне собрать надо, сказала белочка и побежала в лес.
Долго по лесу белка скакала
Вкусных орешков к обеду искала.
Только орешков брала не все,
А те, в которых слышатся звуки Л и ЛЬ.
- Как вы думаете, ребята, какие орешки попали в корзинку?
Мама бельчиха орешки разделила: со звуком Л – супчик сварила,
со звуком ЛЬ – для друзей отложила.
- Как вы думаете, какие орешки она в суп сложила?
- Какие орешки для друзей убрала?
7. Игра «Бабочка» (определение позиции звука в слове)
- А тут белочка увидела свою подругу бабочку. И бабочка пригласила поиграть в интересные игры:
«Что изменилось?», «Короткие, длинные слова», «Куда спрятался звук?»
8. Физминутка. Шмель
Шмель тяжёлый, полосатый
Целый день летал по лесу.
Он не просто так летал
Он кругом цветы искал.
- Он садился только на те цветы, в которых слышатся звуки Л, ЛЬ.
(василёк, ромашка, колокольчик, лютик, ландыш, клевер, купальницы)
- На какие цветы садились шмели?
9. Звуковой анализ : липа, дупло. (работа со схемой)
10. Составление предложений со словом «белка». Анализ предложения (работа в тетрадях)
11. Знакомство с буквой Л.
- Буква Л обозначает два звука Л - Л'. Захотела белочка увидеть эти звуки побежала и увидела букву на цветке.
* На что похожа буква Л? Из каких элементов состоит буква? (из двух палочек наклонных) Чем отличается звук от буквы? (звуки мы слышим и произносим, а букву – видим, пишем и читаем)
* изобразите букву с помощью ниток на бархатной бумаге.
(какие красивые буквы получились, давайте проведём пальчиком снизу вверх, сверху вниз)
* Составьте слово из первых звуков таких слов :
* На каждом цветочке найдите лишнюю букву и прочтите слово.
* Составьте буквы от самой высокой к самой низкой – прочтите слово.
* Расположите буквы от самой толстой к самой тонкой – прочитайте слово.
* В одинаковых фигурах соберите буквы, расставьте их правильно и прочитайте слово.
12. Скороговорка «Дятел».
Дятел ель долбил – долбил.
Ствол у ели толстый был.
Дятел выдолбил дупло.
Дятлу в том дупле тепло.
13. Предлоги В, ПОД. (сюжетная картина «Кто как от дождя спасается»)
- Вдруг над лесом нависла чёрная туча и закапал дождик. Вот капелька упала на носик белочке, на хвостик и решила она укрыться под большую ветку.
Думает белка, куда же спрятались от дождя другие зверюшки.
- Расскажите, ребята, кто как от дождя спрятался? Где укрылся зайчик?
*Заяц укрылся под кустом.
*Дятел спрятался в дупло.
- Где нашла укрытие лиса?
* Лиса спряталась в своей норе.
- Где же спрятался хозяин леса?
*Медведь забрался в берлогу.
- Где прячутся от дождя лягушки?
* Они не прячутся, потому что не боятся дождя.
Перестал дождь и тут белочку позвала мама к обеду.
- Из каких орешков мама сварила суп? (Из орешков в которых слышится зв. Л)
- Какие орешки она насушила на зиму? (со звуком ЛЬ)
- Чем отличается звук Л от ЛЬ?
- Назовите слова с этими звуками.
А вот эти сладкие орешки белочка приготовила для ребят.
14. Итог занятия.