Марина Свинолупова
Конспект группового логопедического занятия на тему: «Мягкий согласный звук [ч]» (2-е занятие по теме)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжение знакомства со звуком и буквой Ч.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: учить правильно произносить звук Ч, совершенствовать звуковой анализ слов, закреплять умение образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме, образовывать единственное число от множественного, закреплять умение подбирать синонимы к словам, учить правильно писать букву Ч.
Коррекционно-развивающие: развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание, зрительное восприятие, мышление, умение произносить звук Ч в словах.
Публикация «Конспект группового логопедического занятия на тему: „Мягкий согласный звук [ч]“ (2-е занятие по теме)» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Коррекционно-воспитательные: воспитывать умение работать в паре, инициативность, усидчивость, умение слушать товарища.
Оборудование: артикуляционный профиль звука Ч, конверт с письмом, карточка с изображением дерева, схемы и картинки к ним, мяч, карточки с синонимами, карточка с буквой Ч, тетради, ручки.
Ход работы:
I. Организационный момент.
Л: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Прежде чем приступить к занятию, давайте разомнем наши губки, щечки и язычок.
II. Массаж лицевой мускулатуры и мимическая гимнастика.
Л: Давайте немного разомнемся
"Удивилки" - поднять брови.
"Поразилки" - поднять брови, открыть рот.
"Улыбалки" - улыбнуться, показав зубки, и с закрытым ртом.
"Хмурилки" - нахмурить брови.
"Сердилки" - нахмурить брови, надуть щеки.
"Огорчалки" - нахмурить брови, опустить кончики рта вниз
III. Работа над дыханием.
1. Упражнение «Ежик». Поворот головы вправо-влево. Одновременно с каждым поворотом делать короткий, шумный вдох носом (как ёжик). Выдох мягкий, непроизвольный через открытые губы. Повторить 4-6 раз.
2. Губы «трубкой». Полный выдох через нос, втягивая живот и межрёберные мышцы. Губы сложить трубкой, резко втянуть воздух, заполнить лёгкие до отказа. Сделать глотательное движение. Пауза в течение 2-3 сек, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно. Повторить 4-6 раз.
IV. Артикуляционная гимнастика.
Л: Чтобы произносить звуки правильно и красиво, начнём занятие с артикуляционной гимнастики.
1. Улыбочка. Улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счета 5 -10. Затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза
2. Трубочка. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.
3. Лопатка. Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 — 15с.
4. Чашечка. Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10 — 15с.
5. Маляр. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
6. Качели. Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет логопеда 10 — 15 раз.
V. Сообщение темы занятия.
Л: Сегодня в нашем почтовом ящике я нашла письмо. Посмотрите, от кого это письмо.
Д: Письмо от Чебурашки.
Л: Чебурашка сообщает нам, что Гена похитил звук, с которым мы должны были сегодня работать. Нам необходимо его найти. А в этом нам поможет игра «Назови ласково».
Л: Я буду вам называть слово, а вы должны поочередно называть его ласково. Сначала Никита, затем Захар. Например: Мяч-мячик.
Л: Ключ-
Н: Ключик.
Л: Белка-
З: Белочка.
Л: Собака-
Н: Собачка.
Л: Вилка-
З: Вилочка.
Л: Часы-
Н: Часики.
Л: Вы догадались, какой один и тот же звук слышится во всех этих словах?
Д: Звук Ч.
Л: Правильно, значит сегодня мы будем говорить о звуке Ч, а для начала, давайте расскажем об этом звуке.
VI. Уточнение артикуляции звука. Изолированное произношение и последующая характеристика.
Л: Когда мы произносим звук Ч губы вытянуты вперед и округлены, зубы сближены до расстояния 1-2 мм, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка касается резцов, средняя часть спинки языка выгнута по направлению к твердому небу, весь язык несколько продвинут вперед. Давайте вместе произнесем Ч-Ч-Ч-Ч-Ч
Л: Ребята скажите, звук Ч согласный или гласный?
Д: Согласный.
Л: Мягкий или твердый?
Д: Мягкий.
Л: Звонкий или глухой?
Д: Глухой
VII. Основная часть.
1. Чтение слогов.
Л: Я хочу угостить вас вкусными и спелыми яблоками. Но на яблоне есть спелые и неспелые яблоки. Чтобы вы не ошиблись и собрали только спелые яблоки, я подписала их. Читайте слоги на яблоках. Неспелые яблоки те, на которых написан слог АЧ. Их Захар будет обводить зеленым карандашом и пририсует к ним листики, пускай они дозревают. А Никита будет обводить желтым карандашом спелые яблоки (с остальными слогами) и нарисует от них стрелки в лукошко. Читаем поочередно слоги.
2. Звуковой анализ слов.
Л: Молодцы, вы собрали все спелые яблоки. А теперь посмотрите на стол. Перед вами лежат схемы и картинки. Вам нужно правильно определить в какой позиции (в начале, в конце или в середине) находится звук Ч в этих словах. И провести стрелками.
3. Физминутка.
Мы с вами хорошо поработали, давайте немного отдохнем и разомнемся.
Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.
4. Подбор синонимов.
Л: Сейчас я раздам вам по 2 карточки, на которых написаны в столбик слова. Сначала Никита читает слова из первой карточки, Захару нужно подобрать слова-синонимы из своей первой карточки. Затем работаем наоборот со вторыми карточками.
5. Образование единственного числа от множественного.
Л: А теперь, предлагаю поиграть в мяч. Я буду кидать вам поочередно мяч и называть слово во множественном числе, а вы должны будете сказать в единственном числе. Например, конфеты-конфета.
Л: Скрипачи-
З: Скрипач.
Л: Калачи-
Н: Калач.
Л: Ключ-
З: Ключи.
Л: Грачи-
Н: Грач.
Л: Врачи-
З: Врач.
Л: Палачи-
Н: Палач.
6. Знакомство с буквой Ч.
Л: Ребята, а кто мне скажет, чем отличается звук от буквы?
Д: Звук мы слышим и говорим, а букву видим и пишем.
Л: Посмотрите, вот буква Ч. На что она похожа?
Д: На цифру 4.
Л: Вы правильно решили, букву Ч пишут так же, как цифру “4”.
Только с цифрами, друзья, путать буквы нам нельзя. Скажите, пожалуйста, из каких элементов она состоит
Д: Из двух вертикальных палочек и одной горизонтальной. Давайте напишем эту букву в воздухе, а теперь напишем ее у себя в тетрадях.
VIII. Подведение итогов.
Л: Наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, о каком звуке мы сегодня говорили?
Д: О звуке Ч.
Л: Давайте еще раз скажем характеристику этого звука.
Д: Звук Ч согласный, мягкий, глухой.
Л: А какое задание вам понравилось больше всего? (ответы детей)
Л: Спасибо вам за работу, занятие окончено.