Ольга Владимировна Савкина
Фронтальное логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР «Согласный звук»
▼ Скачать + Заказать документы
«Согласный звук».
Цель: Формирование целостного представления о согласных звуках.
Задачи:
1. Развивать фонематический слух.
2. Учить различать звуки по звонкости и глухости, мягкости и твердости.
3. Учить работать со словом: определять позицию звука в слове, образовывать новые слова.
4. Автоматизировать коррекционную работу по звукопроизношению и развитию связной речи.
5. Развивать психические процессы: память, внимание, воображение, мышление.
Оборудование:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- ОНР, нарушение речи
- ОНР. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Зеркала, наборы фишек для составления звуковых схем, предметные картинки, макеты домиков (синий и зеленый, карточки с печатными буквами, карточки для чтения слогов, слов.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед : Ребята! Пришла прекрасная осенняя пора! Давайте с вами отправимся в лес. По дороге будем с вами играть.
Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.
1.1. Общее расслабление.
Утром мы во двор идем, Шаги на месте.
Листья сыплются дождем, Взмахи руками перед собой.
И летят, летят, летят… Взмахи руками, разведенными в стороны.
Все уж спать они хотят. Имитация сна.
1.2. Развитие общей моторики.
Дует, дует ветер,
Дует, задувает. Энергичные взмахи руками.
Желтые листочки
С дерева срывает. Имитация срывания листьев.
Падают листочки
Прямо нам под ножки. Наклон вперед, руки касаются ног.
1.3. Развитие мелкой моторики.
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал: Плавные волнообразные движения ладонями.
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой, Загибают по одному пальчику на обеих руках.
Вот последний лист с осинки,
Ветер бросил на травинку. Спокойно укладывают ладони на стол.
1.4. Массаж лица.
С воображаемыми струйками дождя (поглаживание, капельками (постукивание подушечками пальцев) и снова струйками (поглаживание).
1.5. Развитие мимических мышц.
- Вот после осеннего дождя выглянуло солнышко, и вы улыбнулись, обрадовались.
- Но вдруг набежала тучка, и вы нахмурились, огорчились.
- Но ветер унес тучки, и вы снова улыбнулись.
1.6. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:
- для челюсти: рот открыть (удержать под счет до 10); попеременно открывать и закрывать рот;
- для губ: губы в улыбке – «трубочка»;
- для языка: «лопаточка» (удержать под счет до 10).
1.7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса.
- постановка нижнедиафрагмального дыхания. Упражнение выполняется стоя, рука на диафрагме:
Стоя выдох вдох пауза шумный выдох
- голосовые упражнения: изобразить завывание осеннего ветра: у-у-у-у… громко (сильный ветер, тихо (слабый ветер).
2. Знакомство с темой.
Логопед : - Ребята! Давайте по очереди споем наши имена и прохлопаем, выделим первый звук в слове.
Логопед : - Ребята, мы произнесли первые звуки в именах, так много прозвучало звуков. А какие это звуки? Как они произносятся – свободно или с преградой? (С преградой). Воздух встречает препятствие (преграду).
- Как мы называем такие звуки? (Согласные).
Логопед : - Правильно, ребята. Кто же назовет тему нашего занятия?
Дети: - Согласные звуки.
Логопед : - Ребята! Почему я поставила для вас два домика – синий и зеленый? Что они обозначают? (В синем домике живут все согласные твердые звуки, а в зеленом – живут согласные мягкие). А еще согласные звуки могут быть звонкими и глухими.
- Поднимите руку те, чье имя начинается со звонкого согласного звука. А теперь поднимите руку те, чье имя начинается с глухого согласного звука. Молодцы!
3. Упражнение «Поймай согласный звук».
Логопед предлагает детям прослушать внимательно звуки, которые он будет произносить и хлопнуть в ладоши, услышав согласный звук.
Педагог произносит звуки : а, о, с, у, т, к, и, ы, п.
4. Упражнение «Четвертый лишний».
Логопед : - Следующее задание такое: вам нужно прослушать ряд слов и назвать лишнее (начинающееся с другого звука) : Дым, дом, ком, дача; сом, сок, мак, сын; вата, вода, ведро, фата; шар, пар, шок, шум.
5. Дидактическая игра «Посели картинку в домик».
Логопед : Ребята! Перед вами разложены разные картинки. Вы должны выбрать любую из них и назвать первый звук в слове, определить на какой согласный звук (твердый или мягкий) начинается это слово. Если на мягкий согласный – значит нужно поселить в зеленый домик, а если на твердый согласный – значит в синий.
6. Динамическая пауза.
Логопед : - Идем по лесу – наклонились, прошли под низкими ветками деревьев, раздвигаем ветки, перепрыгиваем через лужу, перешагиваем через высокую мокрую траву.
7. Определение места звука в слове.
Логопед : - Сейчас мы с вами будем определять, где находится звук в слове : в начале, в середине или в конце. Я буду называть слово, а вы будете класть синий или зеленый кружок в соответствующее окно в звуковой дорожке. Гора, гитара, кот, кит, мак, мел.
8. Упражнение «Звонкий – глухой».
Логопед : - Я вам буду называть разные слоги. Если слог начинается с согласного звонкого, значит вы хлопаете в ладоши. А если с согласного глухого – поднимаете руку.
КА – ГА, СА – ЗА, ЦА – ЗА, ЛА – РА, ША – ЖА – ША, ПА – ПА – БА, ТЫ – ДЫ – ТЫ.
Затем логопед называет слова : ГОРА – КОРА, ЖУК – СУК, РОЗА – КОЗА, ШОВ – РОВ, ДОЧКА – ТОЧКА, ПОП – БОБ.
9. Определение заданного звука в слове.
Логопед : - Я буду вам называть слова, а вы на слух должны определить, где слышите заданный звук в слове (в начале, в середине, в конце слова). [К] – КОТ (в начале, МУКА (в середине, ТОК (в конце).
10. Закрепление и обобщение пройденного материала.
Логопед предлагает детям назвать любое из слов, которое бы начиналось на согласный звук и определить - какой это звук (твердый – мягкий, звонкий – глухой).
11. Итог занятия. Оценка деятельности детей.