Юлия Пономарева
Конспект занятия «Дифференциация звуков [ж]-[з]». Подготовительная группа
▼ Скачать + Заказать документы
«Дифференциация звуков [ж] — [з]».
Цель: «Учить проводить дифференциации звуков [з] и [ж] в ряде звуков, слогах, словах».
Задачи:
Образовательные:
1. Формирование умения дифференцировать звуки [з] и [ж].
2. Подготовка артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков [з] и [ж] в ряде звуков, слогах, словах.
3. Формировать правильное произношение звуков [з] и [ж] в ряде звуков, слогах, словах.
Публикация «Конспект занятия „Дифференциация звуков [ж]-[з]“, Подготовительная группа» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
4. Формирование у детей умения повторять стихотворные тексты с произнесением звуков [з] и [ж].
Коррекционные:
1. Учить дифференцировать звуки [з] и [ж].
2. Учить сравнивать звуки [з] и [ж].
3. Учить дифференциации звуков [з] и [ж] в ряде звуков, слогах, словах.
4. Учить повторять стихотворные тексты с произнесением звуков [з] и [ж].
5. Учить расслаблению мышц речевого аппарата.
6. Учить правильному речевому дыханию, произнесению отдельных звуков, слогов, слов.
Воспитательные:
1. Воспитывать положительное отношение, интерес и желание к изучению нового материала.
2. Воспитывать умение слушать педагога и сверстников.
3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу.
4. Воспитывать желание активно работать на занятии.
5. Воспитывать любовь к родному языку.
Этапы Ход занятия
Деятельность логопеда Деятельность детей
1. Организационный момент Логопед: Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть!
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно.
Говорю я вам «Привет!».
Улыбнитесь мне в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука.
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг!
Выполняют действия
2. Основная часть
Сообщение темы
Сегодня к нам в гости пришел зайчик (игрушка заяц). Он знает много сказок. Вот одна из них. Жили-были два друга: комар и жук. Построили они себе дом из железа, покрасили в зеленый цвет. Комар очень любил звенеть, а жук — жужжать. И предметы комару нравились со звуком [з], а жуку — со звуком [ж]. Возле дома комар посадил незабудки, а жук — жасмин. Любимый земляничный джем комар ел из вазочки, а жук — из ложечки. На прогулку комар выходил с зеленым зонтом, а жук — в желтом жилете. И развлекались они тем, что спорили, чья песенка звонче и лучше.
С каким звуком комару нравились предметы?
С каким звуком жуку нравились предметы?
Правильно.
Сегодня на занятии мы с вами будем учиться различать звуки [Ж] — [З].
Отвечают
Развитие артикуляторной моторики Упражнение «Хоботок».
Подражаю я слону:
Губы «хоботком» тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Губы не напряжены
И рассла-а-бле-ны.
Упражнение «Лягушка».
Потяну – перестану.
И нисколько не устану!
Губы не напряжены
И рассла-а-бле-ны.
(Повторяют 3раза под счет до 5)
Выполняют действия
Тренировка правильного речевого дыхания Упражнение «Жук жужжит».
Сейчас мы с вами превратимся в жуков. Повторяйте за мной.
( Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад словно крылья. Выдыхая, дети произносят «ж-ж-ж», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох).
Упражнение «Комар».
А теперь, мы с вами превратимся в комаров. Повторяйте за мной.
( Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад словно крылья. Выдыхая, дети произносят «з-з-з», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох).
Дети произносят «ж-ж-ж»
Дети произносят «з-з-з»
Различение звуков [з] и [ж] в ряде звуков, слогах, словах Игра «Кто поет?»
Сейчас я буду называть звуки, поднимите картинку с изображением комара, если услышите звук [з], поднимите картинку с изображением жука, если услышите звук [ж].
Звуки : [н], [л], [з], [к], [ж], [м], [в], [ж], [п], [з], [т], [д], [ж], [л], [з].
Теперь я буду называть слоги, поднимите картинку с изображением комара, если услышите в слоге звук [з], поднимите картинку с изображением жука, если услышите в слоге звук [ж].
Слоги: но — жо — лу — ку — зу — во — зо — кы — жи — ны — зы — ла — за.
А теперь я буду называть слова, поднимите картинку с изображением комара, если услышите в слове звук [з], поднимите картинку с изображением жука, если услышите в слове звук [ж].
Слова: лыжи, носок, кукла, зонтик, снег, пижама, зубы, чайник, музыка, коза, книга, животное.
Молодцы!
Выполняют действия
Сравнительная характеристика звуков [з] и [ж]. Логопед. Как звенит комар?
Логопед. Как жужжит жук?
Логопед. Чем похожи эти звуки?
Логопед. Положите ладошку обратной стороной на горлышко. При произнесении звуков [з| и [ж] оно дрожит. Значит, эти звуки звонкие.
Давайте посмотрим, чем отличаются эти звуки?
Звук [з] : губы растянуты в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, посередине идет холодная воздушная струя.
Звук [ж] : губы — в улыбке, широкий кончик языка — за верхними зубами, посередине языка идет теплая воздушная струя. Отвечают
Отвечают
Проверяют артикуляционное отличие звуков [з] и [ж]
Показ звуков [з] и [ж]с опорой на кисть руки - звук [ж] — пальцы поднять вверх;
- звук [з] — опустить пальцы вниз.
Повторите Выполняют действия
Различение звуков [з] и [ж] в слогах Игра «Собери слова».
Как всегда, спорили комар и жук, чья песенка лучше, да так увлеклись, что слова, которые они говорили, рассыпались. Помогите друзьям собрать слова, добавляя слоги:
-за или -жа: ко., ро., лу., мимо., ва., са., бере., сту., гла., зано., гро., неве. ;
-зы или -жи: парово., моро., лу., но., е., у., ко., арбу., та., лы ;
-зу или -жу (глаголы) : поло., пока., вле., попол., завя., нама., гля.
«Собирают слова»
Развитие речевого дыхания (по методике А. Н. Стрельниковой) Давайте немного отдохнем и подышим.
Делаем два резких, громких вдоха. Прямо перед собой (2р.)
Справа (2р.)
Слева (2р.)
Вверху (2р.)
Внизу (2р.) Выполняют действия
Различение звуков [з] и [ж] в словах. Игра «Помоги собрать вещи».
Собрались комар и жук в путешествие. Помогите собрать им вещи в дорогу. Помните: комару нужны вещи, в названии которых есть звук [з], а жуку — вещи, в названии которых есть звук [ж].
Слова со звуком [з] : зонтик, замок, блуза, рюкзак, азбука, звезда, значок.
Слова со звуком [ж] : жилет, пижама, ножи, лыжи, журнал, пирожок, желудь.
«Помогают собрать вещи» комару и жуку
Повторение стихотворных текстов с произнесением звуков [з] и [ж]. У Зины много забот —
Заболел у зайки живот.
Купила Жене мама
Новую пижаму:
Желтые цветочки
И везде замочки. Повторяют стихотворные тексты
Итог - Какие звуки мы с вами сегодня учились различать?
- Чем эти звуки похожи?
- Чем они отличаются?
До свиданья всем сказали, ( говорят: «До свиданья»)
И отправились домой (идут в группу)
Ответы детей