Наталья Бережная
План-конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Богатыри земли русской»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект непосредственно образовательной деятельности
Тема: «Богатыри земли русской»
воспитатель: Бережная Наталья Ринатовна
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Публикация «План-конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе „Богатыри земли русской“» размещена в разделах
Цель: Приобщение детей к духовным и нравственно - патриотическим ценностям общества.
Задачи:
Познавательное развитие: Расширять знания детей о величии Руси, формировать представления о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях – защитниках русской земли;
Речевое развитие: Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки; эстетические чувства, мышление, память, воображение.
Социально-коммуникативное развитие: Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками, чувство сопереживания другим; способствовать развитию патриотических чувств, любви к Родине, уважение к защитникам родной земли.
Физическое развитие: Развивать двигательную активность детей при выполнении движений по тексту физкультминутки.
Методы и приемы:
- практические: физкультминутка «Богатыри»,
- наглядные: рассматривание репродукции картины В. Васнецова «Богатыри», экспериментальная деятельность
- словесные: рассказ воспитателя, беседа, загадывание загадок.
Предварительная работа:
- Чтение былин о русских богатырях;
- Просмотр мультфильмов о богатырях.
- Прослушивание музыкального отрывка из песни: «Богатырская сила» в обработке А. Пахмутовой, изучение песни «Богатыри».
- Рассматривание иллюстраций из книг: «Былины» А. Шевцова,
- Рассматривание картины В. М. Васнецова «Три богатыря».
Материал: Презентация: «Лента времени» с фоном, на котором изображены строения, соответствующие данной эпохе, картинки с изображением богатырей,
«Марш Черномора», муз. М. И. Глинки, А. Пахмутова «Богатырская наша сила».
Пополнение словарного запаса: Русь, славяне, богатыри; доспехи – одежда богатырей (кольчуга, шлем); оружие богатырей (меч, щит, лук, стрелы, копье, булава).
Планируемые результаты : У детей появится интерес к истории России, и уважение к русским воинам, желание подражать им.
Ход занятия
Дети проходят в группу под музыку :.
Воспитатель:
- Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! Посмотрите какое солнышко и оно нам желает доброе утро. А давайте мы друг другу и нашим гостям пожелаем доброго утра.
Приветствие "Доброе утро"
1. Доброе утро! (Разводят руки в стороны)
Улыбнись скорее! (и слегка кланяются друг другу.
И сегодня весь день («Пружинка».
Будет веселее. (Поднимают руки вверх.
2. Мы погладим лобик, (Выполняют движения по тексту.
Носик и щёчки.
Будем мы красивыми, (Наклоны головы к правому
Как в саду цветочки! (и левому плечу поочередно.
3. Разотрём ладошки (Движения по тексту.
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
4. Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы! (Разводят руки в стороны
Воспитатель:
Ребята, обратите внимание, мы с Вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная, как мама и папа. Это огромная, красивая и богатая страна.
Давным-давно очень много лет назад на месте городов и деревень, где мы сейчас живем, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Еще тогда было основано наше государство и называлось оно Русь. На Русь часто нападали враги. Они разоряли дома, уводили в плен людей. А защищали наши земли от врагов храбрые и могучие, сильные и выносливые люди.
- Ребята, скажите, как назывались тогда защитники Руси?
Дети: Защитниками земли русской назывались богатырями.
Воспитатель: Скажите ребята, какими они были, как вы их себе представляете?
Дети: Они были сильными, смелыми, могучими, высокими, мужественными, отважными. бесстрашными, решительными, героическими, доблестными, храбрыми.
Воспитатель: А почему богатыри имели силу неизмеренную?
Дети: потому что они даром времени не теряли, они всегда тренировались, занимались спортом
Воспитатель: О богатырской силушке, о богатырях народ складывал сказки. Они дошли до наших времен, их передавали «из уст в уста» - сказители.
Скажите, ребята, с какими сказками мы с вами познакомились?
Дети: «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Добрыня и змей», «Алеша Попович».
Воспитатель: Богатыри - защитники нашей Родины в древности. Вот как они выглядели. (Показывает иллюстрации богатырей и картину В. М. Васнецова «Богатыри»). Посмотрите внимательно на картину, на ней изображены самые известные и любимые русские богатыри : это Добрыня Никитич на белом коне, Илья Муромец на черном коне и Алеша Попович на коричневом коне. Стоят они у границы богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит. И цель у них одна – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины.
- Ребята обратите внимание на доспехи и оружие богатырей. Доспехи – это специальная одежда, которая защищала богатырей от оружия.
- Вот это рубашка, такую не шьют, ее из колечек железных плетут, называется она кольчуга. Кольчуга защищала грудь и спину богатырей.
- Ну а для защиты головы воины надевали железную шапку с острым концом – это шлем, а шею защищала бармица, которую тоже плели из железных колечек.
- Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит). Щитом богатыри укрывались от ударов копья, лука, стрелы, пики, меча.
- Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Что это… (Меч). Так же в бою богатыри использовали такое оружие как: лук и стрелы, копье, железную палицу.
Воспитатель: Обратите внимание, какое спокойствие исходит от картины. Природа как бы замерла, притихла. Природа спокойна, когда у нее есть такие защитники.
Физминутка "Богатыри"
Воспитатель: А вы хотите быть такими же сильными и смелыми? Защищать слабых? (ответы детей)
Дружно встали Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И на право, и еще
Через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги.
Точно в танце – руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!
Слышен сильный свист, в дверь заходит Марья -царевна в руках картина "Три богатыря" с неточностями и картинки пазлы с богатырями.
Марья -царевна: Здравствуйте девицы-красавицы и молодцы богатыри! Я спешила к вам, чтобы подарить картину "Три богатыря", засвистел соловей - разбойник и вся картина разлетелась по кусочкам. Я ее собрала.
Марья - царевна вывешивает картину с неточностями.
Воспитатель: Дети, а что с картиной не так?
Дети: Голову Алеши Поповича поменяли с головой Ильи Муромца.
Марья - царевна: Помогите мне исправить картину.
На столах лежат разрезанная картина Ильи Муромца, Алеши Поповича и Добрыни Никитича.
Воспитатель: Уважаемые гости, помогите собрать картину
Марья-царевна:
Вот вы мне помогли правильно собрать картины. Спасибо Вам!
А что вы из сегодняшней беседы запомнили? Кто же такие богатыри?
Мальчики, на кого из богатырей вы хотели бы быть похожими?
Девочки, а вы кого бы из богатырей угостили свежей водой?
Дети, какие доспехи богатырей вам хотелось бы нарисовать? А какое оружие?
Воспитатель: Молодцы, ребята внимательно слушали, правильно отвечали. И мы вам приготовили небольшой сюрприз, раскраски про богатырей русских.
Марья-царевна: Будьте сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любите свою родную землю, свой народ.
Защищайте свою Родину, берегите её. Защищайте слабых, бедных, стариков и детей.
Воспитатель: -Что нам помогло кроме богатырской силы? (Дружба) Не зря в народе говорится «Если дружба велика, будет Родина крепка».
И преданья старины забывать мы не должны,
Чтобы все мы знать могли о делах родной земли.
Слава русской старине! Слава русской стороне!