Лариса Максимова
Развитие связной речи детей с ОНР посредством словесно-логических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №27»
Текстовая часть к презентации профессиональной деятельности учителя – логопеда на тему:
«Развитие связной речи детей с ОНР посредством
словесно – логических игр»
Выполнил: учитель – логопед Максимова Л. В.
г. Балахна
Публикация «Развитие связной речи детей с ОНР посредством словесно-логических игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Словесные игры
- Темочки
Уважаемые коллеги, мне хотелось бы вам представить результаты своей профессиональной деятельности. Тема, которую я представляю, называется «Развитие связной речи детей с ОНР посредством словесно – логических игр». В своей деятельности мы руководствуемся требованиями нормативно- правовых документов РФ, изучаем их, и соответственно, методические пособия.
Проблемой связи речи и мышления занимались наши отечественные учёные психологи, психолингвисты Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др. именно на их труды, их выводы опираются все последующие работы данного направления. Вот их яркие высказывания:
Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности
«Развитие связной речи определяет уровень речевого и умственного развития ребенка».
Несколько слов об актуальности выбранной темы:
ФГОС ДО выдвигает новые направления в организации речевого развития детей : речь ребёнка на этапе завершения дошкольного образования должна быть сформирована, как полноценная коммуникативная единица, способствующая его адаптации к школьному обучению и успешной социализации.
И соответственно, особенности детей с ОНР, этот процесс усложняют. Кроме несформированности речевых компонентов, имеется ряд сочетанных нарушений. И среди них снижения уровня внимания, памяти и словесно – логического мышления.
Далее, что собой представляет структура связного высказывания : Связная речь - это развёрнутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Признаки связной речи :
• Содержательность (хорошее знание предмета или явления, о котором говорится).
• Точность (правдивое отображение действительности, правильный подбор слов, наиболее подходящих к данному содержанию).
• Логичность (последовательное изложение мыслей).
• Ясность (понятность для окружающих).
• Правильность, чистота, богатство (разнообразие).
Особенности связной речи у детей с ОНР :
• Нарушение связности и последовательности рассказа
• Смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии
• Фрагментарность изложения
• Нарушение временных и причинно – следственных связей в тексте
• Бедность и однообразие используемых языковых средств (использование коротких, малоинформативных фраз)
Мышление - это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, сравнения и обобщения.
Виды мышления:
• Наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами)
• Наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений)
• Словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений)
Особенности мышления у детей с ОНР :
• Испытывают затруднения при описании предметов, явлений, признаков.
• Их рассказы бедны, отрывочны, схематичны, не логичны друг с другом.
• При задаче изложить речевой материал кратко, пропускают важные смысловые звенья даже тогда, когда могли воспроизвести его содержание почти дословно.
При анализе диагностических данных за много лет работы, можно увидеть, что уровень развития связной речи детей как правило, ниже уровня развития таких речевых компонентов, как развитие словарного запаса и грамматических категорий. Соответственно встала задача найти оптимальные пути разрешения данной проблемы. Поскольку речь и мышление взаимосвязаны, становится целесообразным проведение целенаправленной развивающей работы по развитию словесно – логического мышления с целью повышения уровня развития связной речи. Исходя из всего вышесказанного, определяется ведущая идея: Внедрение в образовательный процесс системы игр на развитие словесно – логического мышления будет способствовать значительному улучшению уровня связной речи воспитанников.
Принципы реализации:
• Систематичность
• Последовательность
• Учёт возрастных и индивидуальных особенностей
• Направленность обучения на развитие активности и самостоятельности
• Здоровьесбережение
• Интеграция
• Коммуникативная направленность
Далее представлены результаты итоговой диагностики развития связной речи детей старшей группы за 2014 – 2015 уч. год, которая проводилась по системе В. М. Акименко
20% детей имеют низкий уровень развития связной речи
54%- средний уровень
26%- высокий уровень
и развития словесно – логического мышления, которая проводилась по методике «Четвертый лишний» М. М. Семаго, методика «Закономерности» С. Д. Забрамная, О. В. Боровик, методика Т. Д. Марцинковской «Невербальная классификация», методика О. Усаковой «Рассказ по серии сюжетных картинок», «Самое непохожее» Л. А. Венгера
Цель:
Повышение уровня развития связной речи воспитанников посредством внедрения в образовательный процесс системы игр на развитие словесно – логического мышления
Задачи:
• Систематизировать игры и упражнения на развитие словесно – логического мышления и связной речи воспитанников, внедрив их в образовательный процесс
• Обновить и пополнить развивающую среду новыми играми и пособиями
• Создать картотеку словесно – логических игр
• Привлечь внимание родителей к проблеме развития словесно – логического мышления и связной речи детей, повысить их компетентность по данному вопросу, активизировать желание взаимодействовать
• Повысить компетентность педагогов с целью дальнейшего взаимодействия по данной проблеме.
Конкретных методик по формированию словесно – логического мышления нет, и каждый педагог вправе сам выстраивать маршрут своей работы по данному направлению
Для того, чтобы лучше определить последовательность и содержание предстоящей работы, нужно чётко представлять, формирование каких умений предполагает логическое мышление:
• анализировать
• сравнивать (выделять общее и особенное)
• проводить аналогии
• классифицировать
• выделять главное
• обобщать
• выделять причинно – следственные связи
А также знать этапы формирования логического мышления:
• Сравнение, обобщение, классификация
• Моделирование
• Алгоритмы
• Задачи на смекалку
• Уточнение скрытого смысла загадок, пословиц
• Решение ребусов
Были определены приёмы формирования словесно – логического мышления:
• Игры и упражнения
• Вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность
• Отгадывание загадок
• Составление загадок
• Объяснение смысла пословиц и поговорок
• Понимание переносного смысла метафор
Итак, в своей работе мы используем игры и упражнения: «Четвёртый лишний», «Назови лишнее слово», «Назови одним словом», «Подбери общее понятие», «Классификация по обобщающему слову», «Разложи по группам», «Разложи картинки» (по методике Т. Д. Марцинковской «Невербальная классификация»). Этим направлением игр мы развиваем умение находить общее и различия, учим сравнивать предметы и объединять их в группы по основному признаку
«Угадай, что это», «Похож – не похож»- умение выделять наиболее характерные признаки предмета, рассказывая о нём
«Сюжетные картинки», «Что сначала, а что потом?», «Составь рассказ по картинкам», «Расскажи сказку по картинкам», «Сочини сказку» - помогают развивать понимание смысла ситуаций, устанавливать пространственно – временные и причинно – следственные связи, рассуждать, делать выводы.
Игра «Перепутались слова» (работа с деформированным предложением или текстом)
«Отгадай загадку», «Сочини загадку», «Узнай предмет» (проводится по всем лексическим темам) – развитие образного и логического мышления, умение выделять характерные признаки предмета.
Для детей подготовительной к школе группы – «Задачки на смекалку»
«Доскажи словечко», «Концовки», «Кто кем был?», «Кто кем будет?», «Найди слово в слове» (крот- рот, чёлка – ёлка, «Да – нетки», «Бывает – не бывает», «Закончи предложение» (Петя потерялся в магазине, потому что, «Найди правильное утверждение» (Пришла весна, потому что прилетели грачи; Прилетели грачи, потому что пришла весна)
Объяснение смысла пословиц и поговорок по изучаемым лексическим темам, объяснение смысла метафор
Так же используются настольно – печатные дидактические игры на развитие словесно – логического, наглядно образного мышления, пособия на развитие мелкой моторики и мышления.
Использование различных театров и театра на магнитах: «Сочини сказку», «Как называется сказка?» (узнавание сказки по одному персонажу)
Данные приё мы были реализованы через следующие формы работы:
Организация деятельности учителя - логопеда
КНОД:
• Фронтальная
• Подгрупповая
• Индивидуальная
• Самостоятельная деятельность
• Совместная деятельность взрослого и ребёнка
Организация деятельности воспитателя:
НОД:
• Фронтальная
• Подгрупповая
• индивидуальная
Режимные моменты:
• Наблюдения
• Чтение литературы
• Беседа
• Самостоятельная и совместная деятельность
Взаимодействие: педагог – психолог- определение индивидуальных маршрутов по данному направлению и соответствующие мероприятия индивидуального плана.
Родители: выполнение рекомендаций по развитию словесно – логического мышления детей.
Воспитатели ДОУ: развитие наглядно – действенного и наглядно – образного мышления дошкольников.
По результатам повторной диагностики были получены следующие результаты: по развитию связной речи низкого уровня развития не наблюдалось, средний уровень – 67% детей, высокий – 33%.
По развитию словесно – логического мышления: низкого уровня нет, средний уровень – 60% детей, высокий – 40%. По сравнению с предыдущими выпусками, такого уровня развития связной речи не наблюдалось. Следует вывод, что внедрение целенаправленной, систематизированной деятельности по развитию словесно – логического мышления, способствует повышению уровня сформированности связной речи воспитанников.
Результаты профессиональной деятельности:
• Повышение уровня развития связной речи и словесно – логического мышления воспитанников
• Систематизация игр и упражнений на развитие словесно – логического мышления и связной речи, её применение в образовательном процессе
• Обновление развивающей среды
• Привлечение родителей к совершенствованию связной речи детей, к взаимодействию
В перспективе создание маршрутов по данному направлению и программы развития по данному направлению