Елена Иванова
Технология развития фонематического восприятия у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Звук речи человека называется фонема. А процесс различения речевых звуков называется фонематическое восприятие.
В настоящее время отмечается тенденция к увеличению количества детей, имеющих проблемы в овладении речью. Особенно это характерно для детей раннего возраста. Ведь именно в раннем возрасте начинается развитие фонематических процессов и в целом формируется устная речь ребенка.
Проблема способности к восприятию и различению звуков речи детьми раннего возраста приобретает особую актуальность. Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь.
Рассмотрим технологию развития слухового восприятия в раннем возрасте, которая основана на принципе поэтапности.
1. Узнавание неречевых звуков
Игры и упражнения, которые нужно проводить с малышом на этом этапе.
1. Предложите малышу послушать звуки за окном:
Что шумит?
Что гудит?
Кто кричит?
Кто разговаривает? Кто смеется?
(трактор, вертолет, шум деревьев, ветра, дождя, хруст снега, шелест листвы, лай собак, крики людей, хлопки в ладоши, топот ног, скрип двери)
2. «Послушай и покажи что звучало»
3. «Найди игрушку»
Ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Малыш должен найти ее, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее хлопки. Соответственно, чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого.
4. «Найди по звучанию такую же коробочку»
В одинаковые коробочки (яйца из-под киндеров) насыпаем разные наполнители. Это может быть горох, греча, рис, соль, макароны, бусины… Нужно сделать несколько пар одинаковых коробочек, в каждой паре будет наполнитель одного вида и одинакового количества. С малышами сначала просто гремим ими, обращая внимание на то, как по-разному они звучат. «Нади коробочку с таким же звуком.» Предлагаем из четырех коробочек найти две, которые звучат одинаково. И так постепенно усложняем, увеличивая количество коробочек.
2. Развитие чувства ритма- различение высоты, силы, тембра голоса
1. «Близко – далеко»
Взрослый издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) - далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом).
2. «Топ-топ-топ» - в ускоренном и замедленном темпе. («Большие ноги шли по дороге»
-Воспроизведение простых ритмов карандашом.
-Воспроизведение сложных ритмов.
3. «Большой или маленький»
Посадите на стол двух игрушечных зайцев (кукол или мишек) - большого и маленького. Объясните и покажите, как играет на барабане большой зайчик, у которого много сил, - громко, сильно, и как маленький - тихо. Затем закройте игрушки ширмой и за ней производите то громкие, то тихие удары в барабан. Малыш должен отгадать и показать, который из зайцев только что играл.
4. Поем песенки громко-тихо. Пропеваем гласные звуки с помощью рук, либо схемы (руки высоко-громко, руки низко-тихо). Сначала вместе, потом постепенно усложняю задание, в итоге, взрослый показывает только руками (схему). АААА-ОООО-УУУУ-ИИИИ
3. Речевые звуки
1. Различие и отхлопывание ритмического рисунка
(Сначала учим движения, проговаривая каждое Топ-хлоп-топ-хлоп-топ-кулак)
Затем можно подобрать ритмичную музыку и делать эти упражнения под музыку.
2. Узнавание по беззвучной артикуляции гласных звуков (взрослый беззвучно показывает артикуляцию гласных звуков (либо картинки) ([У]-«трубочка», [И]-«улыбка», [О]-«окошечко»). Обращаем внимание на положение губ (раскрыты, вытянуты кружочком, вытянуты трубочкой, растянуты в улыбку и т. д. ОООО-УУУУ-ИИИИ
3. Разговор шепотом.
Если в обычном разговоре с ребенком вы переходите на шепот, то малыш начинает прислушиваться к вашей речи.
Представленная поэтапная технология по развитию фонематического восприятия, способствуют успешному освоению детьми раннего возраста предпосылок для дальнейшего освоения норм родного языка.
В повседневной жизни, предложенные игровые задания – прекрасный способ развлечь ребенка в ситуации ожидания, поездки в машине или прогулки.
Статью подготовила логопед ОРП - Иванова Е. М.