МААМ-картинки

Технология развития фонематического восприятия у детей раннего возраста

Елена Иванова
Технология развития фонематического восприятия у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Звук речи человека называется фонема. А процесс различения речевых звуков называется фонематическое восприятие.

В настоящее время отмечается тенденция к увеличению количества детей, имеющих проблемы в овладении речью. Особенно это характерно для детей раннего возраста. Ведь именно в раннем возрасте начинается развитие фонематических процессов и в целом формируется устная речь ребенка.

Проблема способности к восприятию и различению звуков речи детьми раннего возраста приобретает особую актуальность. Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь.

Рассмотрим технологию развития слухового восприятия в раннем возрасте, которая основана на принципе поэтапности.

1. Узнавание неречевых звуков

Игры и упражнения, которые нужно проводить с малышом на этом этапе.

1. Предложите малышу послушать звуки за окном:

Что шумит?

Что гудит?

Кто кричит?

Кто разговаривает? Кто смеется?

(трактор, вертолет, шум деревьев, ветра, дождя, хруст снега, шелест листвы, лай собак, крики людей, хлопки в ладоши, топот ног, скрип двери)

2. «Послушай и покажи что звучало»

3. «Найди игрушку»

Ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Малыш должен найти ее, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее хлопки. Соответственно, чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого.

4. «Найди по звучанию такую же коробочку»

В одинаковые коробочки (яйца из-под киндеров) насыпаем разные наполнители. Это может быть горох, греча, рис, соль, макароны, бусины… Нужно сделать несколько пар одинаковых коробочек, в каждой паре будет наполнитель одного вида и одинакового количества. С малышами сначала просто гремим ими, обращая внимание на то, как по-разному они звучат. «Нади коробочку с таким же звуком.» Предлагаем из четырех коробочек найти две, которые звучат одинаково. И так постепенно усложняем, увеличивая количество коробочек.

2. Развитие чувства ритма- различение высоты, силы, тембра голоса

1. «Близко – далеко»

Взрослый издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) - далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом).

2. «Топ-топ-топ» - в ускоренном и замедленном темпе. («Большие ноги шли по дороге»

-Воспроизведение простых ритмов карандашом.

-Воспроизведение сложных ритмов.

3. «Большой или маленький»

Посадите на стол двух игрушечных зайцев (кукол или мишек) - большого и маленького. Объясните и покажите, как играет на барабане большой зайчик, у которого много сил, - громко, сильно, и как маленький - тихо. Затем закройте игрушки ширмой и за ней производите то громкие, то тихие удары в барабан. Малыш должен отгадать и показать, который из зайцев только что играл.

4. Поем песенки громко-тихо. Пропеваем гласные звуки с помощью рук, либо схемы (руки высоко-громко, руки низко-тихо). Сначала вместе, потом постепенно усложняю задание, в итоге, взрослый показывает только руками (схему). АААА-ОООО-УУУУ-ИИИИ

3. Речевые звуки

1. Различие и отхлопывание ритмического рисунка

(Сначала учим движения, проговаривая каждое Топ-хлоп-топ-хлоп-топ-кулак)

Затем можно подобрать ритмичную музыку и делать эти упражнения под музыку.

2. Узнавание по беззвучной артикуляции гласных звуков (взрослый беззвучно показывает артикуляцию гласных звуков (либо картинки) ([У]-«трубочка», [И]-«улыбка», [О]-«окошечко»). Обращаем внимание на положение губ (раскрыты, вытянуты кружочком, вытянуты трубочкой, растянуты в улыбку и т. д. ОООО-УУУУ-ИИИИ

3. Разговор шепотом.

Если в обычном разговоре с ребенком вы переходите на шепот, то малыш начинает прислушиваться к вашей речи.

Представленная поэтапная технология по развитию фонематического восприятия, способствуют успешному освоению детьми раннего возраста предпосылок для дальнейшего освоения норм родного языка.

В повседневной жизни, предложенные игровые задания – прекрасный способ развлечь ребенка в ситуации ожидания, поездки в машине или прогулки.

Статью подготовила логопед ОРП - Иванова Е. М.

Публикации по теме:

Хеппенинг как технология художественно-эстетического развития детей раннего возрастаХеппенинг как технология художественно-эстетического развития детей раннего возраста Разрешите вам представить опыт МАДОУ ЦРР № 27 «Росинка» г. о. Ступино Московской области по теме «Хеппенинг, как технология художественно-эстетического.

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Технология развития фонематического восприятия у детей раннего возраста
Опубликовано: 30 ноября 2024 в 20:01
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология развития фонематического восприятия у детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Иванова (УИ 148536) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД