Боцулко Оксана
Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия
▼ Скачать + Заказать документы
Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия
Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического восприятия, так как без полноценного восприятия фонем, без чёткого их различения невозможно и их правильное произношение. Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи. Параллельно с самых первых занятий в нашем детском саду проводится работа по развитию слухового внимания и памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных результатов. Это очень важно, так как неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.
Публикация «Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры на развитие внимания
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Как развить фонематическое восприятие ребёнка? В какие игры можно поиграть дома?
На I этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Игры могут быть такие :
* Спрячьте в комнате какую-нибудь игрушку и предложите ребёнку найти её, ориентируясь на силу ударов в барабан или в бубен. Если ребёнок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьёт громко, если удаляется – тихо.
* Расставьте на столе несколько игрушек или предметов. Манипулируя с предметами (стучать карандашом о стакан, греметь погремушкой, предложите ребёнку внимательно слушать и запоминать, какой звук издаёт каждый предмет. Затем прикройте предметы, а малыш отгадает, что звенит или гремит.
На II этапе дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки.
Учите различать, где гудит пароход «У-у» – далеко (тихо) или близко (громко, кто плачет – мальчик «А-а»
(низким голосом) или девочка (высоким голосом).
На III этапе дети должны различать слова, близкие по звуковому составу. Поиграйте в такую игру. Покажите ребёнку картинку и чётко назовите изображение - «На V этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Предлагаем следующие игры.
* Дайте ребёнку картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясните: «Поезд гудит у-у-у, девочка плачет а-а-а, птичка поёт и-и-и. Далее произносите каждый звук длительно, а малыш показывает соответствующую картинку.
* Игры на различение близких по артикуляции звуков. Объясните ребё нку: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Далее произносите: «Вагон – вакон – фагон – вагон – вагом». Покажите лист бумаги и называйте: «Бумага – пумага – тумага – пумака». Услышав неверно сказанное слово, ребёнок хлопает в ладоши.
На следующем этапе детей учат различать слоги. Произнесите несколько слогов, например, на-на-на-па. Ребёнок определяет, что здесь лишнее (па). Затем слоговые ряды можно усложнить: на-но-на, ка-ка-га-ка, па-ба-па-па, ба-па-па-ба-та-па.
- Звук С – песенка водички. Ребёнок имитирует движением руки умывание, не касаясь рукой лица.
- Звук З – песенка комара. Руку на локоть, движение кистью, «отгоняем комара».
- Звук Ш – движение рукой –«ползёт уж».
- Звук Ж – обе руки на локоть, движения пальцев, имитирующие, как жук шевелит лапками.
Дети уже знают, что звуки А, О, У, И – гласные звуки, так как они тянутся и поются, мы их обозначаем квадратом красного цвета. А звуки Т, М, П, Н – согласные, их обозначаем квадратом синего цвета.
Задачей заключительного этапа является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа. Предлагаем следующие игры и упражнения.
* Определение гласных звуков по их беззвучной артикуляции.
* По беззвучной артикуляции определить последний звук : АУ, ИО, АО.
* «Определи место звука в слове». В начале или в конце слова стоит звук Т – тапки, тарелка, торт? А звук М – ком, дом, гном?
* «Если я произнесу сначала звук А, а потом звук У, что получится?».
* Игра «Помоги Зайке». Положите перед ребёнком картинки со словами сахар, сметана, санки, заяц, зонт, змея, сушка. Предложите в сумку положить слова со звуком С, а в корзинку слова со звуком З.
* Показывайте картинки и называйте их, пропуская последний звук, например, «Тан., пау., вени). Ребёнок повторяет слово целиком, а затем произносит звук, который был пропущен.
* Вы произносите слог, например, МА, а малыш выкладывает из квадратов синего и красного цвета его схему.
Сформированность полноценных представлений о звуковом составе слова, чёткое различение звуков и правильное их произношение помогут предупредить и преодолеть нарушения чтения и письма.