Юлия Александровна Славнова
Хеппенинг как технология художественно-эстетического развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Разрешите вам представить опыт МАДОУ ЦРР № 27 «Росинка» г. о. Ступино Московской области по теме «Хеппенинг, как технология художественно-эстетического развития детей раннего возраста».
Новизна подходов к образовательной деятельности стимулирует использовать в развитии дошкольников инновационные методы и технологии.
Публикация «Хеппенинг как технология художественно-эстетического развития детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2022
Одним из приоритетных направлений, обеспечивающих развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка, в Федеральном государственном общеобразовательном стандарте дошкольного образования обозначено художественно-эстетическое развитие дошкольников, куда включено и рисование.
Рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому его не следует принуждать.
Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического развития – создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.
И здесь на помощь приходит интересная форма работы с детьми, направленная на максимальное развитие (а не на формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных и творческих способностей ребенка, которая имеет такое название, как ХЕППЕНИНГ.
Что же такое ХЕППЕНИНГ? Хеппенинг – это форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии взрослых, но не контролируемые ими. Хеппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет четкого сценария.
В своей практике с детьми раннего возраста мы используем хеппенинг, как нетрадиционный метод рисования. Большинство техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате исполнения специальных изобразительных приемов и владения техниками рисования. Главное то, что создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает изобразительными навыками, умениями, учится осознанно их использовать.
Использование «хеппенинга» позволяет педагогу создать каждому малышу ситуацию успеха в творческом процессе. Хэппенинг является замечательным способом создания маленьких шедевров. В работе с детьми группы раннего возраста мы используем такие техники хеппенинга, как:
- печать из ниток,
- печать из картофеля и моркови,
- рисование ладошками,
- рисование ватными палочками,
- рисование манной крупой,
- рисование мятой бумагой,
- рисование воздушными шариками,
- рисование пушком.
Каждая из этих техник – это маленькая игра для ребенка.
Мы представим вашему вниманию некоторые из выше перечисленных техник хеппенинга.
Рисование пальчиками. Можно использовать по своему желанию силуэты разных предметов, листы бумаги с контурами предметов, листы бумаги без контуров.
Кончиком пальца можно рисовать точки (шарик, подушечкой пальца - лепестки, листочки, веточки, прямые и волнистые линии (море).
Можно рисовать пучком пальцев, дополнив изображение необходимыми элементами. Для этого можно использовать кисточки.
Следующий способ рисования - рисование кулачком, закрытым, полураскрытым. Таким способом можно рисовать объё мные фигуры: улитки, ракушки, цветы, бананы, сугробы, радугу и другое. Создать образ можно, дополнив его нужными элементами.
Любимый способ ребят – рисование ладошкой. Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По-разному поворачивая руки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки. Ладошка, с разведёнными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глаза и рот. С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить солнышко и цветок, дорисовав сердцевину.
Рисование тычками позволяет получить имитацию фактурности пушистой поверхности. Тычками можно нарисовать снег, салют, полянку из одуванчиков, травку, облака, листья на дереве, или заполнить отпечатками тычка готовый контур, шаблон.
Рисование смятой бумагой проходит по тому же принципу, что и рисование тычками.
Интересный и занятный способ рисования – это оттиск печатками с разными изображениями. Мы рисовали звёздочки на небе, бусы, листья на деревьях, снежинки, украшали платья, тарелки.
В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование на подносе. Мы используем манку. Рисовать можно сразу обеими руками. У ребенка этот процесс стимулирует развитие свободы мысли, воображения. В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (мелкие движения пальцев, кисти, зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей.
Мы считаем, что изобразительная деятельность является самым интересным видом деятельности дошкольников, так как позволяет детям выражать в своих рисунках свои впечатления об окружающем его мире, способствует всестороннему развитию детей, раскрытию и обогащению его творческих способностей.
Наш небольшой опыт работы по использованию технологии «Хэппенинг» с детьми раннего возраста показал следующее.
Хеппенинг :
- Хорошо развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи.
- Развивает тактильную чувствительность. Это новые ощущения при макании в краску, при ведении пальчиком по различным поверхностям для рисования. В процессе работы ребенок знакомится с объемом, фактурой и пространством.
- Помогает ребенку осознать своё тело.
- Развивает творческие способности и художественный вкус.
- Развивает ловкость пальцев и кистей рук. Раскрашивая пальчиком изображение, малыш учится чувствовать границы.
- Развивает представления ребенка о цвете.
- Развивает воображение и образное мышление.
- Рисование в стиле «хэппенинг» успокаивает и увлекает, способствует развитию усидчивости, побуждает к поиску нестандартных решений. Рисунки, выполненные в такой технике, как «хэппенинг» получаются на порядок быстрее обычных. Это играет большую роль для маленьких детей, когда им не хватает усидчивости и терпения, когда они только на стадии становления. Такие занятия прибавляют уверенности в себе и своих силах, да и просто огромное удовольствие.
«В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».