Екатерина Смирнова
Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Коллекционирование — одна из эффективнейших форм нетрадиционного обучения речевой активности дошкольников.
В процессе коллекционирования используются методы и приемы, ориентированные на развитие у детей умений замечать новое, неизвестное, задавать вопросы. Коллекционирование повышает продуктивность речевой деятельности дошкольников за счет формирования способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения.
Публикация «Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Коллекционирование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» ноябрь 2020
А что такое коллекционирование?
Коллекционирование – деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, т. е. собирание чего-либо (как правило, однородных объектов) имеющего определенную ценность. В основе коллекционирования лежит познание, удовлетворение определенных интересов.
Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но призывающих к размышлению.
Коллекционирование – форма работы с детьми, основанная на взаимодействии в системе «педагог – ребенок – родитель», в процессе которой дети осуществляют поэтапные действия создания, оформления, презентации коллекции, удовлетворяющей присущую детям потребность «собирательства чудесных сокровищ».
Цель: развитие речевой активности детей дошкольного возраста через коллекционирование.
Задачи:
* изучить научно-методическую литературу по данной теме;
*создать развивающую предметную среду для коммуникативно-личностного развития детей;
* развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребенка в процессе коллекционирования;
*разработать содержание детских коллекций;
* последовательно конструировать процесс взаимодействия с семьей каждого воспитанника и другими специалистами ДОУ для объединения усилий по созданию коллекций для детей дошкольного возраста.
В чем же заключается ценность коллекционирования как педагогической технологии. Что она дает детям, родителям? В чем оказывает помощь педагогам?
Для детей :
• формирование коммуникативных навыков;
• приобретение опыта публичных выступлений;
• формирование ответственности;
• развитие инициативности;
• возможность почувствовать себя успешным, значимым, лидером;
• овладение новыми способами действий;
• приобретение опыта коллективной деятельности;
• развитие вопросительности;
• стимул самостоятельного поиска нового.
Для педагога:
• способ поддержки детских инициатив;
• создание в окружении ребенка культурной речевой среды;
• способствование активизации детской речи;
• способ сплочения группы;
• возможность организовать образовательную деятельность увлекательной для детей;
• возможность посмотреть на своих воспитанников со стороны;
• возможность выстроить сотрудничество с родителями.
Для родителей:
• возможность увидеть своего ребёнка в новом свете, испытать гордость за него;
• увидеть «зону ближайшего развития» своего ребёнка;
• способ участия в реализации образовательной программы.
Процесс коллекционирования происходит поэтапно :
• I этап – это накопление знаний у дошкольников о предмете коллекционирования (беседы, наблюдения, рассматривание самих предметов и иллюстраций в книгах, альбомах или энциклопедиях).
• II этап — получаемая информация систематизируется, активизируются имеющиеся представления о предмете, формируются знания;
• - собирается материал для коллекции;
• - принимаются правила, по формированию у детей бережного отношения к коллекции;
• - предметы коллекции включаются в проведение образовательной деятельности, в самостоятельную деятельность дошкольников, в различные проблемные, игровые и обучающие ситуации.
• III этап – организуются выставки, музеи, презентации, творческие работы; разрабатываются коллекционные альбомы и книги.
Идея коллекционирования пришла после работы над проектом «Волшебный мир камешек Марблс», в течение которого была собрана большая коллекция разнообразных по форме, размеру и цвету камней. Были разработаны различные задания по развитию связной речи. Дети выполняли их с удовольствием, составляли различные сюжеты, а по ним придумывали интересные истории. Поняв что это настоящая «кладовая» по развитию связной речи, я начала думать над новой коллекцией, которая могла бы так же увлечь детей и мотивировать их на дальнейшее развитие коммуникативных навыков.
И следующей идей создания коллекции стала ФИЛОКАРТИСТИКА – коллекционировании открыток. Стало очень интересно как изменились открытки с течением времени.
На подготовительном этапе мы провели сбор и классификацию открыток: собрали почтовые открытки, художественные, поздравительные, шуточные, музыкальные, открытки с новогодней тематикой, открытки в форме сердечек, восьмерок, открытки разные по размеру.
Следующим этапом стал основной этап. Здесь мы познакомились с историей возникновения открытки и отследили путь ее изменения (преображения). Дети сделали выводы, что сейчас открытки стали более яркими, блестящими, не похожими друг на друга (в отличии от тех, которые были раньше).
Провели беседу о художниках-иллюстраторах открыток. Дети рассказали о том, какие открытки сохранились в их семье, от куда они у них появились. Дети с гордостью рассказывали о той открытки, которую принесли в детский сад.
После бесед у детей возникло желание нарисовать свои открытки, но похожие немного на те, которые они принесли из дома. Я конечно поддержала детскую инициативность и их открытки пополнили нашу коллекцию.
На заключительном этапе мы оформили альбом «Коллекция открыток» и создали выставку.
В процессе коллекционирования у детей развились такие ключевые компетентности:
- Коммуникативная: дети научились задавать познавательные вопросы, аргументировать свою точку зрения, готовить доклады, придумывать загадки, сказки.
- Социальная: взаимодействовать друг с другом.
- Информационная: получать информацию из разных источников и делиться ею.
- Деятельностная: подбирать материалы, инструменты для создания продукта (макета, рисовали, лепили, раскрашивали и т. д.)
Достоинством работы по коллекционированию можно считать ее интегрированность, то есть связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием. Коллекционирование имеет огромные возможности для речевого развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.
Наш пока еще не очень большой опыт работы по данной теме позволяет сделать выводы о том, что коллекционирование действительно является доступным, интересным, результативным направлением деятельности с детьми дошкольного возраста.